Мы уже говорили, что преданный может быть и руководителем, и другом. Необязательно отказываться от роли руководителя, как это сделал я в истории с тем преданным. Но дружеские отношения очень важны для того, чтобы мы могли развивать сознание Кришны, и история с тем преданным - весомое тому подтверждение.
Мне не очень хочется употреблять слово «система» применительно к системе кураторов - я просто хочу вдохновить вас на то, чтобы дружить. Но все же преданным необходима структура, указания, их необходимо подталкивать в нужном направлении с той же настойчивостью, с какой врач убеждает больного принимать лекарства. Иногда больному не нравится, что врач заставляет его следовать курсу лечения, не спрашивая его мнения по поводу того, как следует лечиться. Но если больной не хочет страдать, он обязан подчиняться врачу и пить прописанные ему лекарства ради своего же блага.
Для того чтобы преданные приняли кураторскую систему, нам приходится быть настойчивыми. Но подлинная цель наших усилий не система как таковая, а отношения, основанные на любви. Если в общине не получается развить такие отношения, то причина в том, и преданные должны это понять, что они противятся кураторской системе. Но эта система нужна. Она нужна, чтобы установить отношения, основанные на любви, отношения, к которым стремятся все. Поэтому, когда вы замечаете, что на вас немного давят, склоняя принять кураторскую систему, вспомните о цели, на которую эта система направлена. Ни в коем случае нельзя забывать об этой цели, в особенности тем, кто продвигает эту систему. Руководитель храма, который считает, что куратор - очередной вид начальника, совершает ошибку. Нам нужны отношения, основанные на любви! Со своей стороны, каждый преданный должен хотеть, чтобы у него был старший вайшнав, любящий и заботливый. Кто это будет - руководитель храма или куратор - не так уж важно, важна любовь и забота. Со временем, по мере того, как преданный развивает в себе сознание Кришны, его сердце учится любить и заботиться. Он не хочет, чтобы другие страдали. Именно ради этого Господь Чайтанья отругал Валлабху Бхатту. Он мог бы позволить ему прочесть свой комментарий на «Шримад-Бхагаватам», но не стал этого делать, потому что Валлабха Бхатта в будущем страдал бы из-за своего оскорбления. Он так и не научился бы ценить отношения с преданными. Но Господь Чайтанья хотел, чтобы Валлабха Бхатта был счастлив, и поэтому сурово отчитал его.
Если преданный, когда его ругают или наказывают, в состоянии, подобно Валлабха Бхатте, смириться с этим и не противиться, его сердце очищается; а Чем чище его сердце, тем в большей степени он готов к отношениям, основанным на любви. И наоборот - чем грязнее сердце, чем больше в нем анартх, тем труднее ему проявлять любовь в отношениях с другими. Порой преданные жалуются на то, что их никто не любит, и говорят, что отношений, основанных на любви, вообще не бывает. Но если бы они заглянули в свои сердца, то обнаружили бы, что виной тому их привязанности. Именно анартхи мешают нам видеть все в правильном свете. Привязанности к тому, что не связано с Кришной, стремление к признанию, зависть и другие анартхи не позволяют нам ни ощутить вкус святого имени, ни наслаждаться садху-сангой.
Куратор должен показывать идеальный пример
Выдержки из семинара кураторов 26 июня 2004 г., Москва
Управляя храмом можно прибегать к разным приемам менеджмента, но организация сама по себе не сделает проповедь сознания Кришны успешной. И хотя она, безусловно, нужна, нам необходимо также духовное видение.
Когда руководители храма дают сознание Кришны преданным, управлять храмом становится проще, потому что воодушевленные преданные сами вызываются служить Кришне. Вдохновение побуждает их отдать Кришне все, чем они обладают, - энергию, усилия, разум и деньги.
Прахлада Махарадж, проповедуя своим одноклассникам, говорит: «Дорогие мои друзья, сыновья демонов, так же благожелательно и заботливо, как вы относитесь к самим себе, служите Верховному Господу и старайтесь доставить Ему удовольствие. Он пребывает всюду как Сверхдуша всех живых существ» (Бхаг., 7.7.53). Прахлада Махарадж подчеркивает, что служить Кришне нужно с той же энергией, с какой мы удовлетворяем свои потребности. В материальном мире все живые существа сосредоточены на себе и пекутся в первую очередь о своих нуждах, а затем уже о чьих бы то ни было еще. Шрила Прабхупада говорит, что даже филантропы, которых волнуют судьбы других людей, тоже в первую очередь заботятся о себе. Их эгоизм проявляется в том, что они считают себя частью мира, и поэтому убеждены, что заботясь о благе других людей, они сами получают благо. Подлинное бескорыстие в материальном мире днем с огнем не сыщешь.
Кришна действительно заботится о нас и обеспечивает нас всем необходимым, но Его заботливость проявляется в том, что Он помогает нам в любых обстоятельствах обусловленной жизни чувствовать внутреннее удовлетворение. В противном случае мы были бы недовольны, даже получив все, что нам нужно. В «Бхагавад-гите» говорится, что сознание человека, который отбросил навеянные умом желания удовлетворять чувства и нашел удовлетворение в себе самом, находится на трансцендентном уровне. Такой человек доволен независимо от внешних обстоятельств - так Кришна проливает на преданного Свою милость, защищает его и откликается на его чувства. Если преданный ощущает внутреннее удовлетворение, он будет счастлив, даже находясь в бедственном положении. Счастье или несчастье - для него неважно, его сознание трансцендентно. Так Кришна отвечает на чувства преданного, который изо всех сил старается доставить Ему радость.
Когда говорят, что Кришна дает нам все, в чем мы нуждаемся, имеют в виду именно чувство внутреннего удовлетворения, а не то, что первым делом приходит нам в голову. «Кришна даст мне все, что я хочу», - радуемся мы. О нет! Кришна даст нам то, в чем мы действительно нуждаемся, а не то, что нам хочется. А нуждаемся мы в Кришне.
И первые годы нашего Движения, распространяя «Источник вечного наслаждения», мы открывали его на той странице, где во вступительном слове Джордж Харрисон пишет: «Все, что нам нужно, - это любовь», и показывали людям. Получив только что отпечатанные «Источники» в серебристых суперобложках, мы не имели понятия как убеждать людей покупать эту толстую книгу. Именно так распространял эту книгу и я. Все, что нам нужно, - любовь. Кришна отдает Себя, Свое сердце, Свою любовь тем, кто Его любит.
Шрила Прабхупада однажды сказал своим ученикам: «Если вы будете любить меня, я буду любить вас. Заслужить мою любовь нетрудно - любите меня, и я отвечу вам тем же. Это легко». Но мы хорошо понимали: Прабхупада любил нас, не дожидаясь пока в нас проснется это чувство - несмотря на то, что по его словам первыми должны были проявить свою любовь мы. Нам было ясно: мы полюбили Шрилу Прабхупаду всей душой в ответ на его любовь. Это было нетрудно, потому что он излучал любовь к нам и Кришне. Ради нашего сознания Кришны (не ради наших капризов, конечно) он был готов на все, на любые жертвы. В Восьмой песни «Шримад-Бхагаватам» говорится, что высший метод поклонения Верховной Личности Бога - добровольно мириться с неудобствами и идти на страдания ради блага людей. Шрила Прабхупада ради нашего сознания Кришны шел на любые жертвы и терпел любые лишения. Благодаря этому мы чувствовали себя под защитой. Мы видели, что Шрила Прабхупада готов сделать для нас все, и поэтому тоже хотели что-нибудь для него сделать. Будет проповедь, будет и хороший менеджмент. Если мы даем другим живым существам сознание Кришны и искренне заботимся об их благе, у организации не будет сложностей. Люди захотят в свою очередь что-то сделать для вас и с воодушевлением откликнутся на вашу просьбу о помощи. Но менеджмент, выкручивающий руки, долго не протянет. Материалисты часто используют нажим: «Как хочешь. Если ты не сделаешь, как я тебе сказал, считай, что ты уволен». Так люди и живут - с дамокловым мечом над головой. «Куда деваться! Придется делать, иначе как пить дать уволят». В духовном Движении таким отношениям не место.
Прабхупада всегда говорил: «Руководители нашего Движения должны поддерживать в преданных дух добровольного служения. Это их обязанность». В своем письме Карандхаре от 22 декабря 1972 г. он писал: «Чтобы сознание Кришны всегда приносило новые ощущения, руководители должны поддерживать и усиливать дух добровольного служения». Затем он, отчитывая тогдашних руководителей нашего Общества за излишнее пристрастие к бюрократии, пишет: «Так куда же подевались наши большие начальники?» Дело в том, что эти руководители разработали разветвленную бюрократическую систему, которая подавляла местных лидеров и лишала их самостоятельности, в том числе и финансовой. Прабхупада устроил им разнос и запретил им так поступать: «Нет, долг руководителя - вдохновлять преданных и предоставлять им возможность снова и снова отдавать себя Кришне».
Стоит еще раз напомнить - наш принцип состоит в том, что первостепенное внимание нужно уделять проповеди, а управление следует за нею тенью. Мы не вправе ожидать, что организация сама по себе будет заботиться о преданных. Нужно, чтобы преданный действительно чувствовал: его опекают; никакие управленческие решения сами по себе к этому не приведут. Этого не добиться, просто обрисовав в общих чертах как эта забота должна выглядеть, и побуждая всех и каждого внести свою лепту. Нет, каждый преданный хочет видеть, что о нем заботятся, поэтому каждому преданному важно найти прибежище в общении с равными себе и чувствовать, что преданные существенно ему помогают. Тогда он сможет давать прибежище другим. Усвоить эту мысль очень важно, потому что зачастую преданные считают, что прибежище можно обрести только в одном вайшнаве, - и идут только к нему. Подобное отношение преданного говорит о том, что уровень его духовного развития не очень-то высок. Чтобы наглядно это объяснить, мы часто приводим аналогию с Эверестом. Если посмотреть на Эверест издали, это горный пик, не более. Но приблизившись к нему, мы увидим, что его окружают другие горы, поменьше, а также холмы и скалы. Эверест, стоящий один, сам по себе, видит тот человек, который находится от него очень далеко. Подобно этому, преданный, который считает, что только один человек способен даровать ему вдохновение, далек от него. Он не видит, что у этого человека есть окружение, что другие люди помогают ему, решая сходные задачи. Нас окружают вайшнавы, и они помогают нам, вдохновляя нас, опекая и давая знания. С ними у нас тоже должны быть отношения. Но если мы видим одного-единственного, особняком стоящего вайшнава, это значит, что мы к нему пока не смогли приблизиться. Нужно подойти к нему, и для этого мы должны понять, что по воле Кришны ему помогают многие вайшнавы.