Различать преданных разных уровней необходимо, но чтобы научиться этому искусству, нужно отбросить тщеславие, гордость и корыстное желание получить что-нибудь взамен того служения, которое вы оказываете другому человеку. Природа любовных отношений бескорыстна, и проявляется в том, что старший преданный дает наставления из любви, желая блага, и не намеревается извлечь для себя выгоду. Такие отношения требуют как усилий, направленных вовне, так и внутренней работы, садханы. Каждый куратор обязан следовать садхане - таков первый принцип, фундаментальный и непреложный. Хотите работать над собой - значит вам нужна садхана, потому что внутренней работы без садханы не бывает. Для преданного внутренняя работа - садхана. Он принимает прибежище в святом имени, потому что оно, как гласит первый стих «Шикшаштаки», чето-дарпана-марджанам - очищает зеркало нашего сердца от пыли. Пыль, покрывающая зеркало сердца, - наши анартхи, внутренние препятствия, концепции наслаждений.
Есть два типа учеников, бахирмукха-шишья и антармукха-шишья. Внимание первого направлено вовне - на деятельность и на внешнее, поверхностное самовыражение. Внимание антармукха-шишьи поглощает его внутренний мир. Если преданный замечает, что живет исключительно внешней деятельностью, значит что-то неладно с его садханой, так как именно она направляет внимание внутрь, в сердце, и открывает нашему взору анартхи и привязанности. Именно садхана показывает, как они действуют, как мешают нам дружить с преданными, и как, в конечном счете, не дают нам достичь успеха в преданном служении.
Итак, садхана - первый фундаментальный принцип. Куратор обязан следовать садхане, причем на виду у других, чтобы не давать повода к критике. Преданным нужна вера в куратора. Но как можно ему верить, если никогда не видишь, как он повторяет Харе Кришна мантру и повторяет ли он ее вообще, и не знаешь, как он ведет себя с преданными? Трудно. Поэтому куратору вменяют в обязанность следовать определенным правилам поведения, и ожидают, что он эту обязанность будет выполнять.
В Чоупати начинали именно с садханы. Придя к выводу, что нужно выделить ряд принципов и строго им следовать, они решили, что все преданные, живущие в ашраме, обязаны безоговорочно и без отклонений следовать садхане. На тех, кому этого не хотелось, оказывали легкое давление. Что касается тех, кто упорствовал, говорили: «Дело твое, не хочешь - не следуй, но тогда ты не можешь жить в храме». Храм предназначен для того, чтобы в его стенах жили, следуя садхане.
Иными словами, в Чоупати садхану поставили во главу угла. Преданные должны были рано вставать, посещать мангала-арати, повторять джапу. Именно эти требования сейчас предъявляют кураторам. Остальные преданные, конечно, тоже должны стараться следовать садхане, чтобы у них, по крайней мере, была возможность общаться с теми, кто ей следует неукоснительно. Кроме садханы, преданным также нужно искоренять свои анартхи и развивать качества, необходимые для того, чтобы достичь успеха в духовной жизни: учиться смирению, видеть хорошее в других людях и укреплять веру. Смирение играет очень важную роль на духовном пути, и если его нет, этот путь становится невероятно трудным. С гордостью оно не уживается: гордый человек не знает, что такое смирение, а смиренный не знает, что такое гордость.
Чтобы следовать всем этим принципам, преданным нужно будет приложить немало труда. Будет тяжело. Но если в нас теплится хотя бы искра надежды на эти идеалы, и если мы стараемся преодолевать как внешние, так и внутренние препятствия, то постепенно сотрудничать друг с другом станет легче. Это произойдет потому, что у преданных появится воодушевление, и они сами захотят следовать садхане и другим правилам и принципам. Когда есть духовное понимание, появляется вдохновение, и организаторская часть не представляет трудности. Но вдохновение появляется только благодаря садхане, слушанию и воспеванию, а не благодаря менеджменту. Поэтому если мы строги в главном - в садхане прежде всего, то к преданным придет воодушевление, а затем у них появится желание сотрудничать с нами. У нас добровольное Движение, в котором за служение никто не должен получать плату. Но идти на жертвы без воодушевления невозможно, а воодушевляет нас садхана. Нужно стать антармукха-шишья - преданными, которые хотят достичь совершенства в повторении Харе Кришна мантры и стремятся очистить сердце от анартх. Так мы заложим фундамент, на котором потом сможем возвести все остальное здание.
Когда мы говорим, что от нас потребуются немалые усилия, речь идет не о том, чтобы рыть котлованы или класть кирпичи в поте лица своего, но о напряженной внутренней работе. Трудно будет потому, что у нас все еще есть ложное эго и привязанности к материальному миру. Но одно у нас должно быть - шраддха, вера и цель, без которой на напряженную внутреннюю работу не способен никто. Вера приходит благодаря общению. Поэтому мы должны общаться с теми, кто находится на высоком уровне преданного служения, чтобы усилить веру, а затем приниматься за работу.
Шридам и Кишори показывали небольшие сценки о том, как куратор должен подавать пример хорошей садханы. На часах десять вечера, муж и жена ссорятся. «Почему ты непрерывно болтаешь именно сейчас, когда я повторяю свои круги?» -возмущается муж. «А почему ты повторяешь свои круги в десять вечера? - не остается в долгу жена. - Своим подопечным ты говоришь, что джапу надо повторять утром!» Хорошие сценки, поучительные. Они помогают преданным посмотреть на себя со стороны. -
Вопрос. На собрании кураторов в Киеве говорили, что преданный, который хочет быть куратором, должен соблюдать садхану, у него самого должно быть прибежище, социальный статус и стабильность. В нашей общине немногие отвечают этим требованиям. Значит ли это, что они не годятся на эту роль или нам стоит сначала понизить требования, а затем постепенно их повышать?
Ответ. Этот вопрос мы уже обсуждали однажды. Наша главная задача - найти пример для подражания. На данный момент это значит найти брахмачари и грихастх, способных стать примером для других, уделить им внимание, надлежащим образом их обучить и дать наставления. Я призываю вас не к тому, чтобы разрушить уже действующую систему, а к тому, чтобы найти тех, кто способен быть примером для других, подготовить их к роли куратора и объявить их примером для подражания. Затем, если мы не вполне соответствуем требованиям, которые предъявляются к духовным наставникам, нужно честно и откровенно самому себе признаться: «Я не являюсь для своего подопечного примером, достойным подражания». Несмотря на то, что вы, возможно, опекали и вдохновляли его долгое время, направьте его к тому вайшнаву, который соответствует всем требованиям и может стать для него настоящим куратором. Нужно знать об этих требованиях и понимать, каким должен быть истинный куратор. Тогда мы сможем сравнить себя с эталоном и определить, насколько мы на него похожи. Тогда постепенно система духовного наставничества разовьется и появятся кураторы, удовлетворяющие всем требованиям. Но пока таких вайшнавов нет, какой смысл разрушать уже существующие отношения? Никакого.
Обязанности кураторов:
- куратор - друг и наставник в сознании Кришны;
- он заботится о своих подопечных как старший брат или старшая сестра;
- куратор вдохновляет подопечных развивать сознание Кришны и следит за тем, как это развитие происходит;
- куратор обучает своих подопечных основам сознания Кришны;
- куратор обязан давать подопечным советы не только по духовным, но также, если потребуется, по личным и семейным вопросам;
- куратор должен заботиться о всестороннем благополучии своего подопечного.
(Из книги Его Святейшества Радханатхи Свами «Простые шаги к простому храму».)
Ниже я приведу выдержки из лекций, а также ответы на вопросы, которые более подробно объясняют обязанности кураторов.
Обязанности кураторов:
- куратор - друг и наставник в сознании Кришны;
- куратор вдохновляет подопечных развивать сознание Кришны и следит за тем, как это развитие происходит;
- куратор обучает своих подопечных основам сознания Кришны.
Подопечному трудно строить отношения с куратором, если тот ему, знай, только проповедует. Их общение будет поверхностным и формальным, и особенно в случаях, когда «проповедь» сводится к разбору недостатков. Доверие развивается только тогда, когда подопечный видит в наставнике проповедника, который всей душой переживает за других, а не печется исключительно о собственной персоне. Не обязательно всегда выступать перед подопечным в роли великого проповедника.
Куратор должен уметь проповедовать и вдохновлять подопечных, как давая наставления, так и показывая личный пример, и тогда преданные сами устремятся к нему за советом. Нам нужны именно такие кураторы, которые бы умели и любили проповедовать. Если наставник проповедует только из чувства долга и не испытывает при этом удовлетворения, он не сможет давать духовное прибежище подопечным. Еще одно очевидное требование-жизнь куратора должна быть налаженной, чтобы его не одолевали беспокойства по поводу собственного материального положения. Трудно служить опорой другим, если у самого почва уходит из-под ног. Устойчивое положение - одно из требований к куратору.
Отношения между подопечным и его духовным наставником должны сложиться сами собой, естественно, а не по приказу. Доказательство тому - любые попытки навязать кураторскую систему всегда наталкивались на сопротивление. Есть и другие проблемы. Иногда преданные принимают куратора только для того, чтобы получить рекомендацию к посвящению. Поэтому я предупреждаю кураторов, что в таких случаях им надлежит сказать: «Извините, но я вам помочь не могу, не те у нас отношения. Вам лучше поискать другого наставника».
Что касается обучения, очень хорошо, если куратор обучает своих подопечных основам сознания Кришны: что такое вайшнавский этикет, какими должны быть отношения гуру и ученика, почему важно общаться с вайшнавами и повторять святое имя. Воспевание святого имени - основная составляющая процесса преданного служения, но преданные не до конца понимают его глубокий смысл и отношения с ним. Наставник должен рассказывать подопечному о качествах вайшнава и показывать достойный пример - в противном случае он не может быть наставником. Он должен уметь общаться с более возвышенными вайшнавами, равными себе и младшими, и вести себя со всеми соответственно, чтобы подопечные могли у него учиться. Для подопечного очень полезно наблюдать, как куратор общается с равными себе (с другими кураторами), а не только с младшими - это чрезвычайно важно, чтобы у него могла развиться вера. Мои ученики пишут, что когда они видят, как я общаюсь с духовными братьями, их вера укрепляется.
Роль духовного наставника ко многому обязывает. Создать «имидж» куратора недостаточно - нужно стать примером для других. Люди порой прибегают к этой уловке: создают некий образ и заставляют окружающих поверить в него. Но куратор должен быть подлинным духовным наставником не только по своему образу, но и по сути. Такому куратору преданные будут доверять. Все это основы, и говорить о них можно долго. В некоторых городах кураторы с успехом применяют этот принцип на деле, в других кураторская система формальна. Формальная система нам не нужна.
Наставникам нельзя занимать руководящие посты в храме. Это мое твердое убеждение. Они, конечно, могут быть менеджерами, но не имеют права злоупотреблять этим положением в отношениях с подопечными. Руководители храма должны доверять кураторам несмотря на то, что те не имеют отношения к управлению храмом. Их отношения должны быть гармоничными.