Однажды, будучи в веселом расположении духа, гопи решили пойти к Матери Яшоде и пожаловаться на Кришну. Нет, их вовсе не тревожили Его проделки, им просто хотелось пожаловаться. «Враджешвари, дорогая,—обратилась одна из гопи к Яшоде,—твой маленький сын в недалеком будущем доставит тебе немало хлопот. Пока Кришна мал, Он похож на молодой побег с нежными листочками, но со временем этот побег превратится в большое дерево, и что тогда станет с нашей деревней? Уже сейчас этот малыш переворачивает здесь всё вверх дном, поэтому легко представить себе, что нас ждет, когда Он подрастет. Никто не знает, что у Кришны на уме и что Он выкинет в следующий раз». Ее поддержала другая гопи: «Твой сынок пробирается по утрам в коровники и отвязывает телят, чтобы они выпивали у коров молоко и мы не смогли их подоить. Когда мы застаем Кришну за этим занятием, Он очаровательно улыбается. У нас не хватает духу упрекать Его за шалости, да и кто мог бы на Него сердится, видя Его милую улыбку?»
Другая гопи добавила: «Мы нарочно прячем горшки с маслом в самых темных местах, но тело твоего сына светится в темноте, и Он без труда их находит. Кришна достает масло из горшков, немного ест Сам, а остальное раздает обезьянам. Когда те наедаются так, что в них больше уже не лезет, Кришна швыряет горшки с маслом на пол и разбивает их вдребезги». «А если мы подвязываем горшки с маслом к потолку, чтобы Кришна не мог их достать,—добавила соседняя гопи,—Он ставит друг на друга столы и-таки до них добирается. Если нам повезло поймать Кришну, Он бросает горшок, начинает вырываться и извивается в наших руках, как только может. Вырвавшись и отбежав на безопасное расстояние, Кришна кричит: „Не подходите ко Мне! А если будете возмущаться, Я вам еще и не такое устрою! Стану дразнить ваших детей, и тогда вы пожалеете, что ловили Меня!". „Воришка,—кричим мы Ему,—куда Ты от нас удираешь?" А Он нам: „Это Я-то воришка?! Не Я, а вы воры. Все эти дома Мои, и масло тоже Мое!".
Еще одна гопи подхватила: «А ты знаешь, что твой сын каждый день забрасывает грязью стены наших домов, которые мы с утра так старательно подводим глиной и расписываем узорами? Посмотри какое у Него невинное лицо, Яшода, можно подумать, что это примерный мальчик. Перед тобой Он всегда такой, но у нас дома Кришна—неугомонный, жадный мальчишка, который ворует еду, грубит и врет напропалую. Конечно, не теперь, не перед тобой— когда ты рядом, Он невинное дитя».
Выслушав нарекания старших гопи и изобразив на лице невинность, Кришна залился слезами:
«Мамочка, у этих женщин нет в сердце ни капли любви. Они обманывают тебя без зазрения совести. Я прихожу к ним в гости, потому что очень люблю и их, и их детей. Я всегда очень рад их видеть, правда, мамочка! Каждое утро, как только солнышко взойдет, Я со всех ног бегу их проведать, и все это только из любви к ним. Теперь ты понимаешь, что Я говорю правду, а они врут. Ведь понимаешь, мамочка?.. Конечно, Я буду послушный, и если ты не разрешишь Мне к ним ходить, то Я и не буду».
Яшода усадила Кришну к себе на колени, посмотрела на гопи поверх Его головы и многозначительно улыбнулась им. «Почему вы ругаете моего сына?—сказала она.—Я ясно вижу, что Он говорит правду, а вы обманываете. Разве мог мой сын так плохо Себя вести? Он ни в чем не виноват. Думаю, хватит Его бранить, ступайте по домам». Яшода еще раз посмотрела на гопи и нежно им улыбнулась. Затем к ним подошла Рохини и поставила тилаки, после чего гопи, довольные, ушли.
«Кришна, нельзя так поступать,—сказала Яшода сыну после того, как комната опустела.—Не будь таким жадным. Я еще могу понять, если ты озорничаешь у Себя дома—это еще куда ни шло,—но обманывать, воровать масло и йогурт в чужих домах и сердить хозяев нехорошо. Я думаю, Тебе лучше никуда не ходить, а играть дома». В этот момент дверь открылась и вошел Нанда Махарадж. Кришна немедленно слез с коленей Яшоды, подбежал к Нанде Махараджу, уселся к нему на колени, нежно обвил его шею и заговорил сладким голосом: «Папочка, почему мама ни за что Меня ругает?» Нанда Махарадж смотрел на сына и сердце его таяло. «Что тут у вас стряслось?»—спросил он Яшоду. «Расскажи ему, мамочка, повтори то, что ты Мне недавно сказала». Мама Яшода пересказала Нанде Махараджу все жалобы гопи. Выслушав, Нанда Махарадж лукаво и многозначительно посмотрел на нее поверх головы сына и сказал: «Яшода, я вижу, что ты говоришь неправду. Наказать нужно тебя, а не Кришну. Я никогда не замечал, чтобы наш сын озорничал, и уверен, что Он ни в чем не виноват». Кришна слушал отца и радовался. Потом Он слез с колен Нанды Махараджа, подбежал к Яшоде и взобрался на колени к ней, а родители смотрели на Него и смеялись Его неистощимым проделкам.
Из этой истории мы видим, что когда Кришна крадет—все счастливы. Кришна воровал масло и вел Себя при этом так, чтобы очаровать Своих преданных и усилить их любовь к Нему. Он воровал масло не только в соседних домах, но и у Себя дома. Однажды, смакуя ворованное масло, Кришна оглянулся, чтобы рассмотреть сверкающую колонну, инкрустированную драгоценными камнями. На ее гладкой поверхности Он увидел Свое отражение—отражение мальчика, руки которого перепачканы маслом. «Послушай, друг, пожалуйста, не говори маме, чем Я тут занимаюсь,— обратился Кришна к Своему отражению.—Если ты Меня не выдашь, Я поделюсь с тобой вкусным маслом». Кришна не видел, что неподалеку стоит мама Яшода и наблюдает за Ним. Он заметил ее только тогда, когда она стала приближаться к Нему. Не растерявшись, Кришна стал жаловаться: «Мама, этот мальчик,—и Он показал на Свое отражение в колонне,—ворует у тебя масло. Я ему сказал, чтобы он не крал, но куда там, он только рассердился. А Я, мамочка, масло не ворую, правда». Мама Яшода улыбалась—она прекрасно видела, чем только что был занят Кришна, но ее сердце переполняла материнская любовь.
В другой раз Яшода вошла в кладовку как раз тогда, когда Кришна только-только запустил руку в горшок. Заметив ее, Кришна выдернул руку из горшка и стал оправдываться: «Мама, рубиновые браслеты на Моих руках так сверкают и светятся, что обжигают руки. Чтобы они не болели, Я опустил их в масло». Яшода заулыбалась и усадила Кришна к себе на колени: «Ну-ка, давай посмотрим, сынок, что тут у Тебя с руками. Ах! И правда, у Тебя ожог! Давай снимем браслеты, чтобы они Тебя не обжигали». Так Мама Яшода наслаждается проделками своего маленького проказника, ворующего масло.
Кришна ворует только у Своих преданных, у обычных людей Он красть не станет. Он крадет у них масло и тем самым крадет сердца, заставляя их думать только о Нем и ни о ком другом. Таков Кришна, этот великий вор. Он ворует наши сердца, забирает последствия наших грехов, крадет масло, которое гопи заботливо подвешивают к потолочным балкам, прячет одежды юных гопи, забирает у преданных богатство, лишает их почета, уважения и славы—Он ворует всё. Он так добр, этот вор, отбирающий у преданных всё, чем они обладали. Те из нас, кому больше повезло, понимают: «Какой Кришна удивительный, Он у меня всё забрал. Думаю, Его нужно наказать за воровство. Я свяжу Кришну, я навеки заточу Его в своем сердце, чтобы Он не мог убежать, и Кришна станет вечным узником в моем сердце. Пусть идут года, пусть проходят тысячи и миллионы лет, я никогда не освобожу Его». Так относится к Кришне преданный, который чувствует и понимает, как удивителен Кришна, явивший Себя в его сердце.
В «Дамодараштаке» есть такие слова:
варам дева мокшам на мокшавадхим ва
на чанйам врне 'хам варешад апиха идам те еапур натха гопала-балам сада ме манаси авирастам ким анйаих
«О Господь, Ты можешь даровать любые благословения, но я не молю Тебя ни о безличном, ни о высочайшем освобождении (обретении вечной жизни на Вайкунтхе) и ни о каком благе, (которое можно получить, следуя девяти принципам бхакти). О Господь, я хочу лишь, чтобы Ты в этом образе Балы Гопалы, находящегося во Вринданане, всегда пребывал в моем сердце. Мне не нужны никакие другие дары, кроме этого». У преданного есть драгоценное сокровище—Кришна, и ничто другое его не привлекает. Об этом же говорит царица Кунти в стихе, с которого мы начали эту лекцию: «О богатство материально нищих, я склоняюсь перед Тобой. Ты не имеешь никакого отношения к действиям и реакциям гун материальной природы. Ты черпаешь удовлетворение в самом Себе, и потому Ты самый умиротворенный, и Ты—господин монистов» (Бхаг., 1.8.27).