Нужно совершать служение Господу с желанием доставить Ему удовольствие своим умом, речью и действиями. Если мы каждый день слушаем о Кришне, это помогает нам развивать и поддерживать в себе такое желание. Именно это советует Шрила Прабхупада.
кришна—сурйа-сама; майа хайа андхакара
йахан кришна, тахан нахи майара адхикара
«Господь подобен лучезарному солнцу. Поэтому там, где находится Верховная Личность Бога, нет места тьме или невежеству» (Ч.-ч., Мадхья, 22.31). Поддерживайте в себе сознание Кришны, и тогда вы сможете смело идти вперед, освещенные яркими лучами сознания Кришны, и тьма невежества вас не коснется.
Так же бесстрашно и радостно, как шел Господь Чайтанья по улицами Навадвипы, не опасаясь солдат, которых послал мусульманский правитель к дому Шривасы Тхакура, чтобы схватить всех, кто поет киртан. Завистливым и сердитым соседям Шривасы до того надоели ночные пения в его доме, что они донесли на него правителю. Шривас, узнав об этом, бросился к Божеству Нрисимхи и стал молиться Ему, потому что очень испугался за преданных, которых могли схватить и бросить в тюрьмы. Но Господь Чайтанья ничего не боялся—Он прогуливался по улицам Навадвипы, не обращая внимания на солдат— веселый и спокойный. Конечно, Он—Верховный Господь, боятся Ему нечего и Он может без страха прогуливаться где угодно. Господь Чайтанья понял, что Шриваса, испугавшись за преданных, пошел поклоняться Господу Нрисимхе, и повернул к его дому. Дверь была заперта и Он стал стучаться: «Шривас, открой! Что ты там делаешь?» Ответа не было, только колокольчик позвякивал, как это бывает во время пуджи. «Кому ты там поклоняешься?—вскричал Господь Чайтанья.—Разве ты не знаешь, что тот, кому ты сейчас поклоняешься—Я?» С этими словами Господь Чайтанья устрашающе зарычал и принял позу внрасана. Тогда Шривас понял, что Господь Чайтанья—Божество, которому он только что поклонялся, и его страх рассеялся.
Так же и мы можем бесстрашно прогуливаться, освещенные сиянием сознания Кришны, и тьма невежества не сможет на нас повлиять. Пригласите Кришну в свою жизнь, слушая о Нем, воспевая Его имена и памятуя о Нем. Шрила Прабхупада побуждает
нас принять прибежище в сознании Кришны и избавиться от всех страхов. Ма шучах—говорит Кришна—«Ничего не бойся».
«Учение царицы Кунти», 22 22 июля 2003 года, Вильнюс
Чистая любовь к Кришне так могущественна, что берет Его в плен, покоряет, сбивает с толку и Он приходит в замешательство. Кришна—мугдха,(в замешательстве от этой любви, в замешательстве настолько сильном, что начисто забывает о том, что Он Бог. Насколько же велика сила всевластной бескорыстной любви!
Комментарий Шрилы Прабхупады (продолжение): Мы достигаем наивысшего совершенства, когда всё, кроме сознания Кришны, становится для нас ничем— утрачивает значение.
Комментарий Ниранджаны Свами: Очень емкая фраза. В «Шримад-Бхагаватам» есть стих: «Господь, Верховная Личность Бога, становится очень дорог преданным, которые не имеют никакой материальной собственности, но обладают даром преданного служения, приносящим им счастье. Служение таких преданных доставляет Господу подлинное наслаждение. Те же, кто кичится материальным образованием, богатством, знатным происхождением и достижениями в кармической деятельности, очень гордятся тем, что у них есть, и в гордыне своей нередко насмехаются над преданными. Даже если такие люди
поклоняются Господу, Господь никогда не принимает их поклонения» (Бхаг., 4.31.21). Этот стих очень близок по содержанию к тому, что пишет Шрила Прабхупада: «Мы достигаем наивысшего совершенства, когда всё, кроме сознания Кришны, утрачивает для нас значение». В беседе с Дурвасой Муни Господь объясняет, почему такой преданный дорог Ему и почему его служение доставляет Ему такое удовольствие. Преданный поклоняется ему в глубине своего сердца, и Господь так доволен им, что хочет, в Свою очередь, тоже что-то сделать для него. Но преданный говорит Ему: «Мне ничего не нужно, мой Господь, кроме возможности служить Тебе». Господь настолько признателен таким преданным, что отдает им Свое сердце—самое дорогое, что у Него есть. У такого преданного ничего не было и он ничего не хотел, кроме преданного служения, и тогда Кришна отдал ему в награду Свое сердце—и преданный обрел всё.
Кришна говорит Дурвасе Муни, что Он зависит от преданных, потому что у них нет материальных желаний. Такие преданные очень дороги Ему и Он находится в их сердцах. Выражение Шрилы Прабху-пады о том, что всё становится ничем, звучит на первый взгляд как парадокс. В сознании Кришны многое может показаться противоречивым, но если человек понимает природу сознания Кришны, все противоречия примиряются. Уддхава, утешая Нанду Махараджу, пытался объяснить ему, что Кришна— Верховный Господь и прибежище всех живых существ во вселенной. Но Нанда Махарадж возразил ему: «Мой сын не может быть прибежищем всего сущего, потому что Он полностью зависит от меня и Яшоды». Оба они были правы, и это кажется противоречивым. Удхава также сказал, что Кришна апта-кама, самодостаточный и удовлетворенны сам в себе. У Нанды Махараджа снова нашлись возражения: «Если бы мой сын был апта-кама, Он бы не прослыл воришкой масла». Уддхава не оставлял надежду объяснить Нанде Махараджу, кто такой Кришна: «Твой сын—наивысший объект поклонения,—сказал он.—Другого такого нет». «Если Кришна достоин поклонения,—снова возразил Нанда Махарадж,—почему тогда Он приносит мне тапочки на Своей голове?»
Есть и другие противоречия. Кришне поклоняются тысячи богинь процветания, так зачем же Он ворует масло? Богини процветания—Его служанки, и предоставили бы Ему все, что нужно.
аджо 'пи санн авйайатма
бхутаиам ишваро 'пи сан пракритим сва абхиштхайа самбхавамй атма-майайа
«Хотя Я нерожденный и Мое трансцендентное тело нетленно, хотя Я—повелитель всех живых существ, в каждую эпоху силой Своей внутренней энергии Я появляюсь в этом мире в Своем изначальном духовном облике» (Б.-г., 4.6). Кришна—Высшая истина, и каждое Его слово—тоже Абсолютная Истина. Он говорит о Себе, что никогда не рождался, но в то же время Он приходит как сын мамы Яшоды. Человек, который видит все отделенным от Кришны, сочтет эти высказывания бессмысленными и противоречивыми, но для преданного, который смотрит на всё сквозь призму сознания Кришны, понимает, что все противоречия можно примирить. Вишванатха Чакраварти Тхакур объяснил, что у Кришны есть очень могущественное качество, благодаря которому все противоречия исчезают. Это бхакта-ватсала, главное качество Господа, и Вишванатха Чакраварти Тхакур называет его царем-самодержцем. Кришна отвечает взаимностью на чувства Своих преданных и покоряется их любви. Это качество Господа подчиггяет себе все другие Его качества и примиряет все противоречия. Преданный, который любит Кришну и знает Его, понимает, как это происходит. Конечно, никто не может познать Господа полностью, мы просто должны знать о Нем достаточно, чтобы полюбить Его. Шрила Прабхупада говорил, что такого знания вполне достаточно.
Преданные, обладающие любовью к Кришне, понимают, как качество бхакта-ватсала примиряет все противоречия, но иногда Кришна сбивает с толку даже их. Возьмем, к примеру, Уддхаву. Когда однажды Кришна решил с ним посоветоваться, Уддхаву это очень смутило. «Почему Ты спрашиваешь у меня совета?—удивился он.—Ведь Ты знаешь всё! Зачем Тебе мой совет?» Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, почему Уддхава пришел в замешательство. Он не мог понять, как качество бхакта-ватсала примиряет все противоречия потому, что обладал айшваръя-гъяной—привык относиться к Кришне как к Верховной Личности Бога, обладающему айшваръей, великолепием. Еще один пример—царица Кунти. Она не могла понять, почему Кришна испуган и плачет, когда мама Яшода хочет связать Его веревкой.
гопи ададе твайи кртагаси дама тавад
йа те даишшру-калиланджана-самбхрамакшам
вактрам нинийа бхайа-бхаванайа стхитасйа са мам вимохайати бхир апи йад бибхети
«Мой дорогой Кришна, Яшода хотела связать Тебя веревкой, когда Ты напроказничал, и Твои испуганные глаза наполнились слезами, которые смыли краску с Твоих ресниц. Ты был напуган, хотя Тебя боится сам страх. Это зрелище приводит мета в замешательство» (Бхаг., 1.8.31). Царица Кунти обладает любовью к Кришне, так почему же она сбита с толку тем, что Кришна испуган? Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что она, как и Уддхава, обладает айшваръя-гъяной, знанием о величии Кришны как Верховной Личности Бога, и поэтому, увидев, что Кришна плачет от страха, не знала, что и думать. Кришна не притворялся, что Ему страшно и не лил притворные слезы, Он действительно испугался, потому что если бы Он притворялся, Кунти не пришла бы в замешательство. «Бог решил сделать вид, что боится»,— сочла бы она.