Все космическое проявление создается экспансиями Господа и, как уже говорилось, является трансформацией Его энергий. И хотя Кришна может распространять Себя в бесконечное множество форм, Сам Он при этом остается все тем же неистощимым источником всего сущего, Его энергия неисчерпаема. Шрила Прабхупада называл это явление духовной математикой: «Если от единицы отнять единицу, остается все та же единица». В обычной математике считают иначе, и если от единицы отнять единицу, в итоге остается ноль. Но Кришна не обычная единица, постулат духовной математики гласит: «Кришна—Верховная Единица». Экале ишвара кришна, ара саба бхритйа—«Верховная Личность Бога, Кришна—повелитель, а остальные— Его слуги» (Ч.-ч., Ади, 5.142). В «Катха Упанишад» (2.2.13) говорится:
нитйа нитйанам четанаш четананам эко бахунам но видадхати каман
Он—главный вечный среди вечных. Из всех живых существ Он—верховное существо. Он один— хранитель всего живого. Он—тот, кого Господь Брахма описывает в «Брахма-самхите» как источник всего сущего, как изначального, недвойственного, чье тело
не подвержено разрушению, чья форма не имеет ни начала, ни конца и блистает свежестью вечной юности. Брахма говорит, что Верховный Господь вечно проявлен в образе юного Кришны, и в то же время творит бесчисленные вселенные, проявляясь в формах Своих бесчисленных экспансий.
эте чамша-калах пумсах
кришнас ту бхагаван свайам индрари-вйакулам локам мридайанти йуге йуге
«Все перечисленные здесь воплощения Бога—это либо полные проявления, либо части полных проявлений Верховного Господа, но Кришна—это Сам Верховный Господь, Личность Бога» (Бхаг., 1.3.28). Верховный Господь может распространить Себя в бесчисленные экспансии, некоторых Он может наделить Своим могуществом в полной мере, некоторых—отчасти. Экспансии Господа бывают двух видов: свамиш (полные экспансии) и вибхиннамиш (живые существа). Об экспансиях вибхиннамиш, живых существах, Он говорит в «Бхагавад-гите» так:
апарейам итас те анйам
пракритим виддхи ме парам джива-бхутам маха-бахо йайедам дхарйате джагат
«Помимо этой, низшей, энергии, о могучерукий Арджуна, существует другая, Моя высшая энергия,
состоящая из живых существ, которые пользуются тем, что создано материальной, низшей энергией» (Б.-г., 7.5).
Живые существа не могут существовать независимо от Господа, они вечно связаны с Кришной, подобно тому как искры огня не могут существовать, если оказываются далеко от пламени. Вдали от огня искра гаснет, так и живое существо связано с Кришной и не может без Него жить.
маттах паратарам нанйат кинчид асти дхананджайа майи сарвам идам протам сутре мани-гана ива
«О завоеватель богатств, нет истины выше Меня. Все сущее покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить» (Б.-г., 7.7). Все энергии Кришны связаны с Ним, Он управляет и материальной энергией, и высшей энергией.
этад-йонини бхутани
сарванитй упадхарайа ахам критснасйа джагатах прабхавах пралайас татха
«В этих двух природах берут начало все сотворенные существа. Знай же, что Я—начало и конец всего в этом мире, который суть соединение материи и духа» (Б,-г., 7.6).
Поскольку Кришна управляет обеими энергиями, Он может делать с ними все, что пожелает, превращая, например, объекты материальной энергии в объекты духовной и наоборот. Шрила Прабхупада пишет, что инженер-электрик направляет электроэнергию куда ему заблагорассудится—он может использовать ее для нагревания, а может для охлаждения. Точно так же Своими энергиями управляет и Кришна. Желая создать космическое проявление, Он просто видоизменяет Свои энергии, Сам при этом оставаясь неизменным.
Люди недалёкие считают, что Господь, создавая вселенные, видоизменяет Себя, превращаясь в космическое проявление. А раз так, то всё есть Бог— я Бог, ты Бог, все мы—видоизмененный Бог. Но преданные сведущи в духовной математике, и поэтому понимают, что всемогущий Господь может расширяться бесконечно, но Его вечная форма остается неизменной. Несмотря на то, что Кришна на Голоке Вриндаване являетсярасо 'ван сах—источником всех рас, отношений с живыми существами в духовном мире, Он в состоянии создавать космическое проявление, не занимаясь этим лично. Энергии Кришны служат Его желаниям, осуществляя все в точности так, как Он хочет, в этом Его величие и слава.
Шрила Прабхупада часто подчеркивал, что принципиальное различие между Господом и живым существом заключается в том, что желания Верховного Господа осуществляются сами собой. Прабхупада писал, что даже когда Кришна спит, Его грезы становятся реальностью. Что касается живых существ, то с ними дело обстоит иначе: в материальном мире
им приходится выбиваться из сил, осуществляя свои желания. Они хотят быть пурушами—наслаждаться, творить и поддерживать, но очень быстро обнаруживают, что материальная природа не торопится им повиноваться, и чтобы обойти ее суровые законы нужно трудиться не покладая рук. Это коренное отличие между Кришной и живым существом называется майадхииш:
'майадхииш' 'майа-ваша'—ишваре-дживе бхеда
«Господь повелевает энергиями, а живое существо служит им. В этом разница между живым существом и Господом» (Ч.-ч., Мадхья 6.162).
йе чаава саттвика бхава
раджасас тамасаш ча йе матта эвети тан виддхи на те ахам тешу те майи
«Знай же, что все состояния бытия, будь то в благости, страсти или невежестве, созданы Моей энергией. Я есть все, и в то же время Я стою в стороне от всего. Я не подвластен гунам природы—это они подвластны Мне» (Б.-г., 7.12). Всё сущее—Кришна в форме Своих энергий, но в то же время Он не зависит от них и поэтому никогда не попадает под влияние материальной энергии. Облака возникают благодаря солнцу, но они не в силах закрыть его. Так же и
Господь—Он создает материальную энергию, майу, но не подвластен ей. Господь всегда трансцендентен к гунам материальной природы, но живые существа, в отличие от Господа, подвержены их влиянию,— такова разница между ними. Когда майа, иллюзия, покрывает их, они забывают Кришну:
нахам пракашах сарвасйа йога-майа-самаврнтах
мудхо 'йам набхнджанати локо мам аджам авйайам
«Я никогда не являю Себя глупцам и невеждам. От них Мета скрывает Моя внутренняя энергия, и потому они не знают, что Я—нерожденный и неисчерпаемый» (Б.-г., 7.25). Иога-майа, внутренняя энергия Господа, тоже заставляет живые существа забыть о том, что Кришна Бог,—чтобы они могли служить Кришне так, как Ему нравится больше всего. В духовном мире джива забывает только о том, что Кришна Бог, но Кришну не забывает никогда. Та же йога-майа в материальном мире действует как маха-майа (в форме Дурги) и заставляет дживу вообще забыть о Верховном Господе. Находясь в этом состоянии забвения, они считают, что не зависят от Господа. Обитатели духовного мира никогда не считают себя независимыми и не забывают Кришну ни на мгновение. Они всегда рядом с Кришной и служат Ему, доставляя блаженство. Такое состояние сознания естественно для всякого живого существа;
более того, само понятие «сознание» подразумевает «осознавать Кришну». Материальная энергия заставляет живые существа, которые соприкасаются с ней, забывать о Кришне. Господь говорит в «Бхагавад-гите»:
майадхйакшена пракритж
суйате са-чарачарам хетунанена каунтейа джагад випаривартате
«Будучи одной из Моих энергий, о сын Кунти, материальная природа действует под Моим присмотром, производя на свет все движущиеся и неподвижные существа. Под ее началом мироздание снова и снова возникает и уничтожается» (Б.-г., 9.10). Явив Господу Брахме знания, Кришна сказал: «О Брахма, все, что кажется обладающим какой-то ценностью, но при этом не связано со Мной,— нереально. Знай же, что это—Моя энергия иллюзии, отблеск света во тьме» (Бхаг., 2.9.34). Иными словами, Кришна говорит: «Если что-то кажется тебе ценным, но ты не видишь, как это связано со Мной, значит, ты считаешь, что это связано с тобой. Но ты ошибаешься: все в творении связано со Мной».
Любой объект обретает ценность, если он связан с Господом. Шрила Прабхупада часто говорил: «Рука бесполезна, если не соединена с телом». Точно так же, живое существо ценно, только если связано с Господом любовным служением. В «Бхагаватам» сказано: «Какой смысл в долгой жизни, если она
проходит впустую и прожитые годы не прибавляют опыта? Лучше прожить один миг, но в полном сознании, ибо с этого момента начинаются поиски высшего блага жизни» (Бхаг., 2.1.12). В материальном мире обусловленные души ценят только то, что доставляет им удовольствие, и поэтому запутываются в сетях забвения, наброшенных на них энергией иллюзии Господа.