Вопрос: Но ведь ученик совершает оскорбление тоже из своего рода слабости.
Ответ: Конечно, но мы говорим о том, какова разница между случайным и намеренным оскорблением, Бхактивинода Тхакур в «Харинама чинтамани» подробно объясняет в чем она состоит. Оскорбление всегда преднамерено: «Гуру неправ,—думает ученик,—поэтому я не собираюсь делать то, что он мне советует». Слабость же всегда невольна—ученик изо всех сил старается выполнить наставление духовного учителя, чувствует, что не способен сделать то, что от него требуют, но все же у него есть вера в то, что нужно продолжать старания. Поскольку у него есть вера и он продолжает совершать усилия, то постепенно очистится. Благодаря вере возможно всё. Ученик должен верить и стараться следовать наставлениям. Наставления—не просто словесная оболочка, они содержат в себе также и силу, которой наделяют того, кто им старается следовать. Даже если
преданному из-за слабости трудно их выполнять, он верит, что однажды сможет это сделать.
Вопрос: А что делать, если все усилия безрезультатны?
Ответ: Результат будет, если усилия правильны. Какого результата, по-вашему, ожидает духовный учитель? Он ожидает, что ученик будет стараться следовать его наставлениям, попытается больше полагаться на Кришну. Если преданный старается, Кришна и духовный учитель всегда ему помогут.
Вопрос: Вы хотите сказать, что в начале духовного пути преданный должен попросту принуждать себя следовать садхана-бхакти, и тогда в один прекрасный день у него разовьется к этому естественное влечение, и принуждение больше не понадобится?
Ответ: Если следовать процессу садхана-бхакти механически, «просто продолжать», этот прекрасный день в вашей жизни никогда не наступит и желание обрести Кришну так и не проявится в сердце. Мало просто следовать процессу садхана-бхакти, нужно также бороться с препятствиями, возникающими на этом пути и стремиться, желать более высокого уровня бхакти. В «Бхагаватам» говорится: нашта-прайешв абхадрешу нитйам бхагавата-севайа—«Благодаря регулярному посещению лекций по „Бхагаватам" и служению чистому преданному всё, что вызывает тревогу в сердце, почти полностью уничтожается» (Бхаг., 1.2.18). Но весьма наивно полагать, что анартхи исчезнут из сердца преданного, который регулярно посещает утренние лекции и усаживается в задних рядах, чтобы составлять финансовые отчеты
и отвечать на письма. Это крайний пример того, как преданные порой поверхностно понимают выражение «регулярное посещение лекций по „Бхагаватам"».
Посещать лекции означает внимательно их слушать. Благодаря этому в сердце преданного пробуждается желание помнить о Кришне и служить Ему так, как служили те вайшнавы, о которых говорится в «Бхагаватам». На утренних лекциях мы слышим о Прахладе Махарадже, Дхруве Махарадже и о многих других вайшнавах, проявляющих возвышенную преданность Кришне. Мы узнаем как сладостны их отношения с Кришной, как Господь их защищает, полностью подчиняется и служит им. Когда мы внимательно слушаем эти повествования, в нас пробуждается желание развивать бхакти. Слушать «Шримад-Бхагаватам»—очень могущественный процесс. Еще раз подчеркну: речь идет не о том, чтобы сидеть в храмовой комнате, подсчитывая расходы и приходы или нарезать овощи—то есть, забивать себе голову всем чем угодно, только бы не слушать «Бхагаватам». В таком слушании нет никакого могущества. То же самое можно сказать о любом другом процессе бхакти—воспевании, памятовании, служении, поклонении Божеству.
Преданные должны поклоняться Божеству в храме, желая доставить Ему удовольствие. Нельзя поклоняться Божеству формально, небрежно, механически. Все процессы садхана-бхакти—все до одного—предполагают осмысленные, осознанные действия. Это не механические телодвижения— пришел... принес... поставил... Кришна просит нас
посвятить Ему ум, и в «Бхагавад-гите» очень много таких наставлений. «Я дам тебе высшее наставление, открою самое сокровенное знание»,—говорит Кришна Арджуне.
ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджн мам намаскуру мам эваиишасн сатйам те пратнджане прнйо 'си ме
«Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, поклоняйся Мне и почитай Меня. Так ты непременно придешь ко Мне. Я обещаю тебе это, ибо ты—Мой дорогой друг» (Б.-г., 18.65). Самое сокровенное знание в том, что Кришна хочет, чтобы мы посвятили Ему свой ум. Когда Кришна замечает такое стремление в Своем преданном, видит, что он старается сосредоточить на Нем свой ум, Он позволяет ему почувствовать Свое присутствие, проявляется в его уме. Когда такой преданный думает о Господе, он испытывает удивительные чувства. Там где есть солнце, там нет тьмы, а там, где Кришна, нет Maim. Кришна так привлекателен, что ум такого преданного тянется к Нему, стремится, ищет Его. Такой преданный все больше и больше думает о Нем, и это доставляет ему куда большее наслаждение, чем всё, о чем он думал когда-либо раньше. В конце-концов, в его сердце пробуждается желание обрести Кришну.
атха читтам самадхатум на шакношн манн стхнрам
абхйаса-йогена тато
мам аччхаптум дхананджайа
«О Арджуна, завоеватель богатств, если же ты не можешь держать свой ум постоянно сосредоточенным на Мне, то следуй правилам и предписаниям бхакти-йоги. Так ты разовьешь в себе желание достичь Меня» (Б.-г., 12.9). В этом стихе речь идет о правилах и предписаниях бхакти-йога—о регулируемом uipa-ванам, киртанам, вниту-смаранам. Такой преданный вскоре заметит результаты своих усилий. Кришна очень привлекателен. Обусловленная душа больна желтухой авидъи, и поэтому не может ощущать сладости. Сколь же удивительно и прекрасно, что преданный, внимательно повторяя святое имя, раз и навсегда излечивается от этой болезни и его язык восстанавливает свойственную ему способность ощущать сладкий вкус.
Беседы с брахмачари (часть) Тирасполь, 6 июля 2003 года
Представьте, что у вас очень сильное, смертельно опасное кровотечение. Вы хотите его остановить, отправляетесь к врачу и спрашиваете, как это сделать. От того, насколько внимательно вы его слушаете, будет зависеть ваша жизнь. Такова же роль слушания и для сознания Кришны.
Вопрос: Поскольку наш ашрам маленький, на каждого
брамхачари приходится множество разных обязанностей. Они отнимают много времени, а джапа и чтение книг из-за этого часто отходят на второй план. Несмотря на то, что я понимаю: нужно уделять больше внимания духовной практике, делать это не всегда удается. Как можно этому научиться?
Ответ: Если вам действительно чего-то хочется, вы найдете для этого время. У вас ведь не возникает сложностей с тем, чтобы найти время поесть? Точно так же с духовной жизнью: если вы захотите, то найдете время и для джапы, и для чтения. Если пренебречь шраванам и киртанам, то ваше практика бхакти превратится в обычную мирскую деятельность. (Выполнение обязанностей не относится к бхакти) Да, вы будете жить в ашраме и выполнять свои обязанности, но ваше сознание будет витать далеко за пределами храма. Это приведет к тому, что и на отношения с преданными, и на выполнение своих обязанностей вы будете смотреть с мирской точки зрения.
Ум человека, который не обрел истинное, духовное прибежище, всегда будет взбудоражен. Поэтому примите прибежище в святом имени, в повествованиях о Кришне, в общении с преданными, которые стремятся к духовному развитию, и тогда вы обретете умиротворение, будете удовлетворены и заодно сможете выполнять возложенные на вас обязанности так, как требуется. Удовлетворение приходит не от выполнения обязанностей, а от сознания Кришны. Поэтому не пытайтесь стать счастливыми, просто выполняя свой долг,—это не
способно принести полного удовлетворения.
на ван пумсам паро дхармо
iiamo бхактнр адхокшадже ахантукй апратнхата йайатма супрасндати