Джива Госвами объясняет в «Сандарбхах», что медитировать и размышлять о Господе лучше всего, повторяя святые имена. Господь Чайтанья, давая наставления, говорил, что плоды девяти процессов бхакти можно получить, просто повторяя святые имена Господа. Если мы воспеваем и рассказываем другим то, что услышали о Кришне, приходит памятование, проявляясь и в сердце, и в уме. Цель жизни состоит в том, чтобы помнить о Кришне всегда. Конечно, сосредоточиться на Господе очень трудно для людей, живущих в век Кали.
Шрила Прабхупада говорил, что преданные не должны искать уединения, чтобы вдали от всех стараться помнить о Кришне. Метод, который он нам дал, иной, и основан он на том, что человек, чей ум обуздан, сможет легко помнить о Кришне. Иначе тело будет сидеть неподвижно, а необузданный ум не даст сосредоточиться на джапе. Такой человек даже слушать не в состоянии, что уж говорить о памятовании! Шрила Прабхупада отлично это понимал, и поэтому объяснил нам, как можно сосредоточить ум на Кришне—слушать, а затем повторять то, что услышали.
Не надо быть крхтаной—нищим, который не ведает о своем богатстве и не использует его во благо. В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что брахман, который обретает знание, но не использует его на
благо других людей, похож на треснувший сосуд, который не может удержать воду. Но вайшнав подобен сосуду, который наполняется, благодаря тому, что слушает о Кришне, и еще больше наполняется, рассказывая о Нем другим. Не нужно бояться, что, поделившись своими знаниями, мы оскудеем, это не так, ибо запасы плодов бхакти неистощимы. Вспомним, что говорил Господь Чайтанья: «Сколько плодов могу раздать Я один? Их так много, Мне одному не раздать,—и Он попросил всех нас помочь.—Давайте бхакти всем, кого встретите». Те, кто стараются выполнить просьбу Шри Чайтаньи Махапрабху, получат Его милость, благодаря которой смогут помнить о Нем. Никто не сможет помнить о Господе в момент смерти, не заручившись Его благосклонностью. Поэтому постарайтесь уже в этой жизни удовлетворить Господа. Шрила Прабхупада объяснил, как это сделать—каждый день слушать о Кришне, очень внимательно воспевать Его святые имена и рассказывать о Нем другим.
Самое известное наставление Господа Чайтаньи гласит: боло крииша, бхаджо кришна, коро крииша-шикша—«Воспевайте имя Кришны, поклоняйтесь Кришне, сделайте Кришну своей жизнью» («Чай-танья-Бхагавата», Мадхья, 13.9). Тот, кто следует этому наставлению Господа, заслужит Его милостивый взгляд. Все мы стремимся именно к этому, потому что когда Господь милостиво посмотрит на нас, мы не будем хотеть ни освобождения, которое покажется нам адом, ни райских планет, подобным фантасмагории, и чувства наши, став послушными, лишатся своих ядовитых зубов. Мы познаем радость, мы увидим, что
радостен весь мир: вишвам пурна-сукхайате. Но чтобы достичь этого уровня, нужно совершать преданное служение, не стремясь к почету и признанию, не стараясь выставить напоказ свои заслуги.
Прахлада Махарадж, давая наставления своим друзьям, говорил, что Господа удовлетворяет только непоколебимая преданность. Его не интересует, насколько опытным брахманом вы стали и в каких науках преуспели, Его не радуют ваши успехи в этикете, аскетизм, ваши обеты, чистота и грандиозные жертвы. Ни одна из этих добродетелей не доставляет Ему удовольствия, ни одна. Кришну радует только преданность. Он всегда заметит в сердце бхакти, но проявлять добродетель без бхакти—лишь пыль в глаза пускать. Поэтому если вы хотите привлечь внимание Господа, у вас должна быть бхакти. Преданность—это то, что вдыхает жизнь в наши отношения с Кришной, и если вы хотите, чтобы у вас такие отношения были, попробуйте предложить Ему что-нибудь с любовью, даже если ради этого вам придется страдать.
Мы должны добровольно мириться с неудобствами и идти на страдания. Кришна говорил Балараме, что Его удовлетворяют такие жертвы и что они неотличны от Него Самого. В материальном мире всегда нужно быть готовым к тому, чтобы идти на жертвы, в этом предназначение материального мира. Суть жертвы в том, чтобы соглашаться на неудобства и страдания ради какой-то цели, и Шрила Прабхупада вдохновлял нас на то, чтобы мы совершали жертвы ради высшей цели. Ни одно живое существо в материальном мире все равно не сможет избежать
беспокойств и страданий. Господь Ришабхадев говорил:
найам дехо деха-бхаджам нрилоке
каштан каман архате еид-бхуджам йе тапо дивйам путрака йена саттвам
шуддхйед йасмад брахма-саукхйам те анантам
«Мои дорогие сыновья, из всех живых существ, принявших материальное тело, тот, кто воплотился в человеческом теле, не должен тратить свою жизнь на наслаждения чувств, предназначенные для свиней и собак.Чтобы достичь божественного преданного служения, необходимо совершать аскезы. Такая деятельность очищает сердце и дарует блаженство, которое превосходит материальное счастье и длится вечно» (Бхаг., 5.5.1.).
Господь Ришабхадев недвусмысленно утверждает, что в человеческой форме жизни необходимо принимать аскезы ради удовлетворения Господа. Кришна очень доволен, когда видит, что Его преданный счастлив мириться с неудобствами ради Него, и избавляет его от страданий. Кришна вполне способен это сделать, ведь Он Шока-сатана—тот, кто избавляет Своих преданных от страданий. Итак, будьте готовы к жертвам и аскезам ради Господа, и одна из таких аскез—слушать повествования о Кришне.
Сейчас мы будем читать из «Чайтанья-Бхагава-ты» (Мадхья, глава 25) историю о служанке Духкхи.
1
джайа джайа сарва-лока-натха гаурачандра джайа випра-веда-дхарма-нйасира махендра
Слава, слава Гаурачандре, Господу всех вселенных! Слава, слава Господу брахманов, саннъяси, Вед и вечных религиозных принципов!
2
джайа ишчи-гарбха-ратна-карунйа-сагара джайа джайа нитйананда, джайа еишеамбхара
Слава, слава этому драгоценному океану милости, явившемуся из лона матери Шачи! Слава, слава Нитьянанде, слава, слава Вишвамбхаре!
3
бхакта-гоштхи-сахита гауранга джайа джайа шуниле чаитанйа-катха бхакти лабхйа хайа
Слава, слава Господу Гауранге и всем Его спутникам! Слушая истории о Шри Чайтанье, можно достичь преданного служения.
4
мадхйа-кханда-катха бхакти-расера нидхана навадвипе йе крида карила сарва-прана
Истории, рассказанные в Мадхья-кханде, описывают, как тот, кто для каждого из нас дороже жизни, совершал в Навадвипе Свои игры. Эти
повествования подобны океану трансцендентных вкусов преданности.
5
ниравадхи каре прабху хари-санкиртана апана аишварйа пракашайе сарва-кшана
Являя Свое великолепие, Господь, не прерываясь ни на миг, воспевал славу Хари в обществе преданных.
6
нритйа каре махапрабху ниджа-намавеше хункара карийа атта атта хасе
Шри Чайтанья Махапрабху кричал и смеялся, и танцевал в экстазе, воспевая Свои собственные имена.
7
према-расе ниравадхи гадагади ' йайа брахмара вандита анга пурнита дхулайа
Господь катался по земле, наслаждаясь вкусами экстатической любви. Его тело, которому поклоняется сам Брахма, было покрыто пылью.
прабхура ананда-авешера нахи анта найана бхарийа декхе саба бхагйаванта
Счастливые преданные могли вдоволь насмотреться на Господа, погруженного в нескончаемый экстаз.
9
бахйа хайле ваисе прабху сарва-гана лана кона-дина ганга-джале вихарайе гийа
Приходя в сознание, Господь иногда садился с преданными отдохнуть, а иногда шел с ними плавать на Гангу.