кшити-адинам ихартханам
чхайа на катамапи хи
на сангхато викаро пи
на притхан нанвито мриша
Вначале Кришна всегда показывает нам, что у Него есть свои планы, а мы всегда
составляем собственные. Поэтому, по какой-то причине, Он... Я могу рассказать, какие у меня
были планы на самом деле. Здесь ничего веселого не будет, если бы я сказал, что планировал.
Кришна все равно имеет свои планы и поэтому всё, что могу сказать, что я планирую остаться
здесь. Вам придется подождать и увидеть.
Перевод: В этом мире существует 5 элементов - земля, вода, огонь, воздух и эфир,
но тело не является ни отражением их, ни состоит из комбинации или трансформации из
них. Поскольку тело и его составные части не являются не отличными, не выводными из
них, все эти теории не имеют под собой основы.
Комментарий Шрилы Прабхупады: Лес, конечно же, является трансформацией
земли, но одно дерево независимо от другого. Если одно будет срублено, это не означает, что
остальные тоже будут срублены. Поэтому, лес не является ни комбинацией, ни трансформацией
деревьев. Лучшее объяснение дает Сам Кришна
майа татам идам сарвам джагад авйакта-муртина
мат-стхани сарва-бхутани на чахам тешу авастхитах
<Мною, в Моей не проявленной форме, пронизана вся эта вселенная. Все существа
находятся во Мне, но Я - не в них> (Б.Г. 9.4) Всё является экспансией энергии Кришны. Как
сказано: <парашйа шактир вивидхайва шруяте> - Господь обладает множеством энергий,
которые проявляются различными путями.
Существуют энергии и одновременно Верховная Личность Бога, потому что все есть Его
энергии. Он одновременно является всем и отличен от всего. И так, спекулятивные теории, что
атма, живая сила является комбинацией материи, или, что материя есть трансформация души,
или, что, тело является частью души - все они не состоятельны. Поскольку все энергии Господа
существуют одновременно, то человек должен понять Верховную Личность Бога. Но, хотя Он
есть всё, Он не находится во всем.
Поклоняться Господу надо в Его первичной форме Кришны. Он может представить
Себя в различных Своих энергиях. Когда мы поклоняемся Божеству в храме, Божество
проявляется либо в камне, либо в дереве. В тоже время, хотя Верховный Господь не имеет
материального тела, Он не является ни камнем, ни деревом. В тоже время камень или дерево не
отличны от Него. Поклоняясь камню или дереву, мы не получим результатов, но в тоже время,
когда камень или дерево представлены в первичной форме Господа, то поклоняясь Божеству, мы
получаем желаемый результат. Это подтверждается философией Шри Чайтанья Махапрабху
ачинтья бхедабхеда, которая объясняет, как Господь может присутствовать везде и во всем, в
форме Своей энергии, принимая служение от преданных.
ом агьяна-тимирандхасья...
Так как существует всегда тенденция в недостатке информации о Господе, множество
людей выдвигают спекулятивные теории. Мы видим, что такие теории процветают. Поскольку
очарованные иллюзорной энергией, живым существам не достает знания. Оно желает обладать
реальным знанием о существовании Господа. Это не может быть достигнуто спекулятивными
подходами, пока человек не примет прибежища у лотосных стоп Господа. Приняв прибежище у
лотосных стоп чистого преданного и пока на него не прольется милость Господа - без этого
практически не возможно понять личность Господа и Его существование. Таким образом, все
спекулятивные теории являются не достаточно обоснованными. Например, та, в которой
говорится, что жизнь происходит в результате материи. Хотя многие ученые кажутся очень
образованными и очень продвинутыми в науке, очень красиво и обоснованно говорят о
материальном существовании. Мы можем видеть, сколько людей выдвигают подобные теории,
так как они никак не могут найти начало жизни. Им практически невозможно понять, что жизнь
является продолжением жизни. Это происходит потому, что они не способны понять самой сути
духовной жизни. В одном из предыдущих дней мы рассказывали о реальности духовного мира и
объясняли, что реальность духовного мира такова, что всё там обладает сиянием. Таким
образом, там нет никаких потребностей в солнце, луне, электричестве. Потому что всё излучает
свет. Тел Кришны излучает свет.
Жители Вриндавана были очень обеспокоены от того, что маленький ребенок Кришна
входил в склады женщин Вриндавана, и крал у них йогурт и масло. И они жаловались матери
Яшоде, объясняя, что этот ребенок обладает таким сиянием, что позволяет ему находить всё, что
он захочет, всё, что лежит в самом темном месте. Мы думаем, что причиной всему этому
являются украшения, которые украшают Его тело. Поэтому они предлагают, чтобы эти
украшения были сняты, чтобы Он не мог видеть и красть. Но мать Яшода ответила, что на
самом деле будут ли эти украшения на Его теле или не будут, не будет никакой разницы, потому
что само тело Его сияет. Это не украшения, которые дают Ему возможность видеть, эта
возможность для Него является врожденной. Таким образом, тело Кришны является сияющим.
И всё в духовном мире сияет само собой. Поэтому самой субстанцией духовного мира является
свет.
И темнота, которую мы видим в материальном мире, проявляется лишь благодаря не
проникновению света. Наподобие того, как темнота зависима от света, так же и от света зависит
отражение. И отражение является ничем иным, как проекцией света в темноте. Но отражение не
является истинной субстанцией. Если кто-то, видя отражение, думает, что сейчас я получу
наслаждение благодаря этому. Но на само деле наслаждение не будет таким же, какое можно
получить от истинного источника этого отражения. Кто-то может видеть отражение деревьев в
воде озера, и он может стараться получить плод с этого отраженного дерева. Но это является
всего лишь отражением. Это может казаться как дерево. Таким же образом всё в этом
материальном мире является ничем иным, как отражением духовного мира. На самом деле, это
является просто проекцией истинной реальности в темноте. Это и является значением слова
отражение. Но отражение на самом деле зависит от отражаемого предмета, в данном случае от
света. Если не будет изначального источника света - отражение исчезнет тоже.
Таким образом, глупые материалисты не способны понять изначальной реальности.
Они думают: <Вот это является истиной. Материальные ингредиенты являются истинными>. И
поэтому когда они ищут источник жизни, анализируя то, что они считают субстанцией, они
думают, что достигли цели. Поэтому у них появляются такие глупые теории, говорящие, жизнь
происходит благодаря комбинации материи. Но материя мертва. Поэтому Шрила Прабхупада
бросал им время от времени вызов: <Хорошо, мы предоставим вам все нужные химические
элементы, создайте жизнь>. Но хотя они и могут в свои теориях объяснить, каким образом
началась жизнь, но когда им бросают такой вызов, всё что они могут ответить, что они еще
работают над этим. Но никто не способен создать жизнь, потому что жизнь вечна. Поэтому не
возникает вопроса создания жизни. И то, что говорил Шрила Прабхупада, что жизнь происходит
из жизни - это означает что жизнь является истинной субстанцией. Кришна является жизнью и
все живые существа - тоже жизнь.
на джаяте мрияте ва кадачин (Б.Г. 2.20)
Поэтому Кришна объясняет, что вопрос - когда родилось живое существо, не возникает.
Потому что нет начала ему. И то же самое правильно для Кришны, для Него тоже не существует
начала. Наподобие того, как Брахма объясняет в <Брахма-самхите>: <Я поклоняюсь Говинде,
изначальному Господу, достигнуть которого невозможно, просто изучая Веды. Но достигнуть
которого возможно только благодаря чистому преданному служению>. Его тело не является
подвластным уничтожению. Оно является единственным и неповторимым. Он является началом
всего. Его тело не имеет начала, Его тело также является ананда-рупой, что означает, никогда не
кончается. Он всегда предстоит в своей свежести. Поэтому вопрос о начале Кришны не
возникает.
Как материалистически настроенные люди часто спрашивают: <Так кто же создал
Кришну? Вы рассказываете об этом Кришне, которого называете Богом, но кто создал Его?> Это
происходит, потому что таким образом функционирует материалистический ум. Они не могут
размышлять о существовании личности, которая не имеет начала. Ум всегда старается идти
дальше, чтобы найти какую-то причину. Поэтому благодаря уму невозможно постичь Господа,
поскольку Он является не имеющим начала. Потому что, о чем бы мы не думали, мы всегда
думаем, как об имеющем начало. Всё это происходит благодаря покрытию иллюзорной энергии
Господа. Потому что, благодаря материалистически оскверненному уму обусловленная душа
всегда старается изучать отражение вместо того, чтобы изучать источник. В мире искаженных
отражений, о чем бы мы не думали, мы думаем, как об имеющем начало. Но Кришна не имеет
начала, Его обитель тоже не имеет начала. О чем говорит Кришна в "Бхагавад-гите" (8.20)
парас тасмат ту бхаво нью 'вьякто 'вьяктат санатанах
что когда этому материальному миру приходит конец, тот мир остается существовать. Поэтому
Кришна описывает свою вечную обитель, как никогда не сотворенную. Потому что Кришна и
его энергии существуют одновременно Поэтому Кришна создает этот материальный мир, Он
просто трансформирует свои энергии. Сами энергии существуют вечно, но Он просто
трансформирует эти всегда существующие энергии, превращая в материальный мир. В то же
время, Его энергии не перечислимы и это дает Ему возможность трансформировать Свои
энергии таким образом, что это никак не изменяет Его Самого. Он не уменьшается из-за
трансформирования Своих энергий. Он является неиссякаемым резервуаром Своих энергий. Не
возникает вопроса о том, что Кришна, после того, как Он создал всё это материальное творение
- стал меньшим. Но каждый в материальном мире ищет причины всех причин. Но их поиски
происходят в мире отражений. На подобие того, как преследование мнимой воды в пустыне.
Иногда приходиться видеть глупое животное, стремящееся к воображаемой воде в пустыне.
Приходилось ли кому-нибудь видеть собаку, преследующую отражение в воде и пытавшуюся его
поймать? Каким-то образом, без какого-то успеха. Просто бежа и бежа за отражением. Но это
может казаться настолько реальным, наподобие того, что в материальном мире всё кажется
очень реальным.
Человеку, окруженному своей семьей, члены его семьи кажутся реальными, материя
кажется реальной, но на самом деле это не является реальностью. Это просто отражение. Это
просто трансформация энергии Кришны, которую Кришна проявляет в течение какого-то
непродолжительного времени. И всё это уничтожается после некоторого времени. Но каждый
склонен инвестировать столько энергии в то, что он считает реальностью, потому это подобно
облаку в небе. Оно появляется и исчезает. Поэтому для тех, кто очень привязан к этому
материальному миру, очень трудно освободиться от своих привязанностей. Поэтому они заняты
поисками оправданий, которые бы доказали, что этот мир является реальностью. И одним из
таких оправданий является то, что жизнь происходит из материи. Но это никогда не было
доказано. Теории продолжают существовать. Выдвигаются всё новые и новые. Как Прабхупада
объясняет здесь: <Кришна одновременно является тождественным со всем и отличным от
всего>. Таким образом, спекулятивные теории, объясняющие атму или живое существо, как
трансформацию материи, или говорящие о материи, как о трансформации души, или теории,
считающие тело частью души - все они не достаточно обоснованы.
Как недавно я давал лекцию для студентов и преподавателей в Канаде. И после лекции
каждый в храме получил прасад. Один преподаватель одной из групп хотела у меня спросить
(это была женщина, которая выглядела ошарашенной) о некоторых утверждениях, которые я
произнес во время лекции. Она жаловалась: <Почему же я должна служить Богу?>. Она
говорила: <Бог же присутствует во мне. И поскольку Бог во мне, я являюсь Его частью>. Я
старался помочь ей понять: <Это не то, что Бог присутствует в тебе, Он присутствует в твоем
сердце. И ты тоже присутствуешь в сердце. Это не означает, что ты являешься частью Бога>. Я
всего лишь старался объяснить этот очень и очень простой момент, что тело материально,
сердце это орган внутри тела и живое существо отличается от тела и Бог присутствует в сердце
каждого. Но просто из-за того, что Он присутствует в сердце, нельзя делать утверждение, что Он
присутствует в вас. Это на самом деле является настолько простым утверждением, но она все
упорствовала и продолжала не принимать это. Она сказала: <Вы всего лишь манипулируете
словами> и продолжала оставаться на своих утверждениях. Все остальные преподаватели просто
смотрели на происходящую беседу. И им всем было очевидно, особенно одному мужчине, что
она совсем не следует логике. Перед тем, как просто продолжить какое либо обсуждение, я
просто объяснял этот простой момент, потому что дальше продвигаться некуда, пока не будет
понята эта простая истина. Но очень постепенно я убедился в том, что мы вообще не
продвинемся никуда. Пришло время им возвращаться. Ко мне приблизился один мужчина,
который имел кучу вопросов, которые он хотел задать, но благодаря этой женщине, он не имел
возможность говорить. Он просто сказал мне: <Не обращайте внимания на нее. На самом деле
она доставляет нам всем беспокойство. Эта женщина не способна принять ничего, что
произносит мужчина. Поэтому для нее не приемлема любая религия, которая была начата
мужчиной, не говоря уже о самой теории, что Бог - мужчина>. Поэтому это было так очевидно,
это совершенный пример, как люди настолько привязаны к телесной концепции жизни, что они
становятся не способными принять даже самые простые утверждения духовных истин. Для нее
это было совершенно невозможно, что Бог не присутствует в ней, Верховный Господь
присутствует в ее сердце и что она не является телом.
Я думаю, что уже рассказывал вам, какую я имел историю со своим родственником.
Когда я просто попросил его указать на различные части его тела и когда я попросил его указать
на самого себя, он приложил палец к груди. Но я сказал: <Нет, это твоя грудь>. Он пришел в
замешательство. Тогда он, ухватившись за свою стопу и за свою голову, пытался указать. Он
сказал: <Всё это вместе взятое - это я>. Но я опять же поправил его: <Нет, это твои стопы, это
твоя голова>. Он начал злиться. Он начал кричать: <Всё это, всё это, ты слышишь меня, это я!>
Он так и не смог понять, и мы были вынуждены закончить, он просто встал и вылетел из
комнаты. Он так и не смог понять разницу между душой и телом. Это всего лишь примеры, что
случается с людьми, которые чересчур много уделяют внимания телу. Они настолько
поглощаются отражением, что становятся не способными понять истину. Наподобие собаки,
пытающейся схватить отражение. Попробуйте объяснить собаке: <Моя дорогая, это просто
отражение, не следует так тяжело трудиться>. Она все равно будет стараться поймать это
зубами, разорвать на куски. Вы можете иметь самые лучшие пожелания для этой собаки и
объяснять ей: <Это просто отражение. Это природа энергии Господа>. Эти энергии действуют
совершенно, следуя желанию Господа. И так же совершенно действует, согласно желанию
Господа, иллюзорная энергия, которая поглощает живое существо и вынуждает его думать, что
оно является телом. И не существует пути освободиться от того поглощения до той минуты, пока
живое существо не примет прибежище у стоп чистого преданного и пока на него не прольется
милость Господа, до той минуты, пока человек не соприкоснется с этой реальностью. Или,
другими словами, говоря, пока не соприкоснется с Кришной.
Поэтому Кришна очень милостиво делает возможным такое соприкосновение с ним в
материальном мире. Таким образом, те, кто обусловлены иллюзорной энергией, могут
соприкоснуться с Ним, потому что только Кришна способен уничтожить эту обусловленность.
Мы своими собственными усилиями не способны сделать этого. Как бы мы не старались
освободиться от этой обусловленности - это невозможно. Поэтому Кришна делает себя
доступным в этом материальном мире и это объясняется Шрилой Прабхупадой в его
комментариях. Когда мы поклоняемся Божеству в храме, Божество может казаться деревом или
металлом. Для наших материальных глаз может казаться, что Божество является камнем,
деревом или металлом. На самом деле Кришна может проявить Себя в форме Божества.
Наподобие того, как Верховная Личность Господа может проявить Себя в Своем имени. Это
объясняется Господом Чайтаньей в Его молитвах в Шри Шикшаштаке. Верховная Личность
Бога сделала Себя настолько легкодоступной, благодаря Своему святому имени. Он говорит, что
в Своем святом имени Ты проявил все Свои всемогущие энергии. Все энергии Кришны
присутствуют в Его святом имени. И это так же означает, что Сам Кришна присутствует в
Своем имени. И Кришна сделал Себя доступным благодаря Своему имени. Но каким же
образом Кришна становится доступным благодаря Своему имени? Он становится доступным,
когда Его чистый преданный повторяет Его святые имена. Поскольку, когда Его чистые
преданные повторяют святые имена Господа, Господь соглашается проявить Себя в святых
именах. Когда чистый преданный приглашает Господа принять служение своих преданных в
форме Божества, тогда благодаря его желанию, привести Господа в этот материальный мир и
его молитвам, Господь соглашается проявить Себя. Это может выглядеть как дерево, камень или
металл, но для чистого преданного - это Кришна.
Наподобие того, как Адвайта Ачарья предлагая шилаграмме-шиле воду Ганги, листья
Туласи, звал Господа появиться в этом материальном мире. Он видел столько признаков
беспокойства в материальном мире, что очень хорошо понимал, что только Сам Господь
нисходя в этот мир, может уничтожить их. Поэтому у него возникло желание позвать Господа в
этот материальный мир. Из-за его интенсивных молитв Господь согласился снизойти. Такой
силой обладает чистый преданный Господа. Это происходит благодаря тому, что чистый
преданный обладает истинным пониманием существования Господа. Он не подвластен иллюзии
этого материального мира, принимая отражение за реальность. Чистый преданный всегда
находится в контакте с реальностью духовного мира. Благодаря его желанию служить Господу и
его молитвам - Господь связывается такими взаимоотношениями любви к преданному. И это
является объяснением того, каким образом Кришна становится доступен для нас. Благодаря
желанию чистого преданного, мы можем соприкоснуться с Кришной. Это то, каким образом мы
можем увидеть хотя бы намек на реальность духовного мира. Не существует другого пути
приблизиться к Кришне. Природу духовного мира не возможно понять спекулятивными
размышлениями. Узнать о реальности духовного мира, возможно только слушая слова,
исходящие с уст чистого преданного Господа. И когда чистый преданный Господа рассказывает
о славе Господа, это приводит Саму личность Бога, чтобы каждый мог к Нему прикоснуться.
Даже самое кратковременное соприкосновение может полностью изменить вашу жизнь. Даже
одно мгновение осознанного общения с чистым преданным может полностью изменить
направление жизни и остановить повторяющиеся рождение и смерть. Поэтому Верховный
Господь настолько милостив, Он проявляет себя столь различными путями, в том числе путями,
благодаря которым мы сами лично можем видеть Кришну. Не просто поклоняясь какому-то
камню, дереву, где Кришна лично присутствует в этом камне или дереве. Камень является
энергией Кришны, но в то же время он отличен от Кришны. Поэтому Кришна говорит: <Мною,
в Моей не проявленной форме, пронизана вся вселенная>. Он пронизывает Своим безличным
аспектом, благодаря Своим энергиям. Но, желая понять личность Кришны, любой может понять
личность Кришны, только благодаря милости преданного.
Кришна - Верховная Личность Бога, сын матери Яшоды, является доступным только
для тех, кто занят любовным спонтанным служением Ему. Но Он не доступен для тех, кто не
делает различия между телом и душой, для тех, кто занят спекулятивными размышлениями и
для тех, кто занят аскезами и епитимьями без какого-то намека на преданность. Вот это путь,
каким образом Кришна становится доступным. Мы можем понять Кришну и Его энергии только
благодаря служению Ему. Не существует другого пути познать Господа. Таким образом, если мы
действительно хотим стать свободными от влияния иллюзорной энергии Господа или стать не
привязанными к отражениям в этом материальном мире, мы всегда должны стремиться
поддерживать связь с Верховным Господом, благодаря путям, которые Он сам проложил для
нас. Всегда повторяя святые имена, слушая о славе Господа из уст преданных Господа и
поклоняясь Божеству Господа. Эти пути Он проложил Сам. И тот, кто посвящает себя служению
Господу в Его различных проявлениях, может преодолеть влияние иллюзорной энергии Господа
и опять войти в реальность трансцендентного мира и больше не оставаться под влиянием этого
иллюзорного мира.
Вопрос: Здесь в начале комментария к стиху Шрила Прабхупада дает пример леса и
дерева. Одно дерево рубится, остальные продолжают стоять. Имеет ли этот пример какое-то
практическое применение?
Ответ: Это подобно тому, как Шрила Прабхупада дает другой пример о стволе дерева,
который является частью дерева. Листья тоже являются частью дерева. Но ветви или ствол не
являются самим деревом. Листья тоже не являются самим деревом - это просто часть дерева.
Этот пример приводится для того, чтобы объяснить, что одно дерево еще не является лесом.
Чтобы объяснить это, он говорит, что просто срубить одно дерево еще не значит срубить весь
лес. Поэтому он говорит, что одно дерево не зависит от другого. Такой аргумент приводится в
стихе, что тело всего лишь является комбинацией. И, если вы, что-то делаете для части тела, это
не все равно, что делать для всего тела. Это только часть тела, но это не тело. Здесь же он
использует пример с лесом, объяснив эту мысль, что часть не означает всё. Это только часть.
Это как в нашем примере, рука не является телом, как и стопа. Голова тоже не является телом.
Только частями, но не телом. Это всё.
Вопрос: Господь пронизывает всё. Но каким образом Его преданный, который является
живым существом, может находиться где-то, подобно тому, как Шрила Прабхупада
присутствует в своем мурти?
Ответ: На самом деле это очень похоже на то, что было объяснено. Это зависит от того,
как человек на это смотрит. Для того, кто полностью предан Верховной Личности Бога, он
может видеть, каким образом в Своей личной форме Господь присутствует, благодаря
проявлению Своих различных энергий. Мысль в том, что чистый преданный является средой
для энергии Господа. Тот, кто соприкасается с чистым преданным Господа, это также хорошо,
как соприкоснуться с Самим Кришной. Это не значит, что преданный является Кришной, но он
полностью связан с источником. Это наподобие проводов, связанных с источником
электричества. Это может казаться простыми проводами, но если вы прикоснетесь к ним, вас
ударит током. Потому что эти провода служат средой для связывания вас с источником
электричества. Таким же образом, всё происходит с чистым преданным Господа,. Каждый, кто с
ним [соприкасается] - соприкасается с Кришной. Но это не означает, что сама форма не отлична
от преданного. Тем же временем [образом?] преданный проявляет себя в наставлениях. Шрила
Прабхупада столько раз повторял, что более важными, чем форма, являются его указания.
Любой, кто помнит указания чистого преданного - общается с этим преданным.
Шрила Прабхупада объяснял, что он всегда находится в общении со своим духовным
учителем, потому что помнит его указания. Таким образом, любой, кто помнит указания чистого
преданного, общается с ним. И та форма преданного, которую мы можем видеть в этом
материальном мире, может не быть изначальной формой этого преданного. Как мы знаем, в
нашей ученической последовательности есть очень много ачарьев, которые являются вечными
спутниками Господа, участвуют в супружеских или родительских взаимоотношениях с Ним. Это
является их вечными формами, но не те формы, которые были проявлены в этом материальном
мире, для того, чтобы служить указаниям Господа. Но всё же ученики, последователи духовных
учителей, медитирующие на его указания, медитируют также на те игры своего духовного
учителя, которые он проявил в этом материальном мире. Они могут служить духовному
учителю, вспоминая ту форму духовного учителя, которую он проявил в этом материальном
мире. Это означает, что не каждый раз он может проявить эту свою форму. Духовный учитель
может еще раз прийти и говорить устами другого преданного. Но смысл в том, что духовный
учитель имеет связь. Он всегда взаимосвязан отношениями с Кришной. Поэтому любое
служение, которое мы можем совершать своему духовному учителю, медитируя на него - это
предоставляет нам возможность соприкоснуться с Кришной. Для тех, кому не известна истинная
форма духовного учителя, чтобы чувствовать личное присутствие своего духовного учителя, они
должны поклоняться этой его форме. Поэтому, хотя чистый преданный может оставить этот мир
и вернуться в свою вечную лилу обратно к Кришне, для тех, кто остался в этом мире и
продолжает служить ему в этой форме, это является также могущественным, как и служить
Господу. Но Шрила Прабхупада всегда подчеркивал, что указания всегда более важны, чем
форма. Поэтому любой ученик, всегда помнящий указания духовного учителя, будет иметь его
общение, потому что такие указания не отличаются от духовного учителя. Таким образом,
мысль в том, что можно получать благо, поклоняясь мурти Шрилы Прабхупады, культивируя
свое сознание, постоянно вспоминая его указания. Для того, кто постоянно помнит указания
Шрилы Прабхупады, становится возможным видеть его присутствие в этой форме. И для тех,
кто забыл его указания, будут видеть только его мурти. Они не будут способны понять, каким
образом он принимает наше служение. Наподобие того, как Кришна принимает служение, в
форме Божества. Кришна не является ни деревом, ни камнем, ни металлом, но Он соглашается
это принять. Таким же образом духовный учитель соглашается принять служение, благодаря
любви его ученика.
Харе Кришна!
(Лекция из брошюры <Лекции его божественной милости Шрилы Ниранджана Свами>)
Примечание: слова в квадратных скобках - [...] - поправки оператора.