Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Лекции Ниранджана Свами

Молитвы царицы Кунти (Бхакти Сангама 2013)

18.09.2013
ЕС Ниранджана Свами
Лекция №1
Ранее не объявлялась тема, о которой я буду говорить, но я думаю, что многие догадываются, о чем пойдет речь. Послед 4 мес. я давал лекции на основе книги "Учение царицы Кунти". В связи с этим, я рассказывал историю, почему именно мне нравится эта книга. Я говорил об этом в разных городах. Сейчас я не намерен ее повторять, исключением может быть ситуация, если среди присутствующих много тех, кто не знает эту историю.
Есть кто-то, кто не знает, почему эта книга так много для меня значит? (В зале практически все подняли руки. Махарадж смотрит удивленно и смеется).
Ладно. Тогда я начну с того, что поведаю вам эту историю, затем мы продолжим читать стих из книги "Учение царицы Кунти". Я рассказываю эту историю, поскольку считаю ее актуальной для многих преданных. Итак, это был мой собственный опыт и переживания, когда я услышал лекции, которые Шрила Прабхупада давал по "Учению царицы Кунти" в 1973 году. В мои первые месяцы пребывания в движении Сознания Кришны эти лекции сыграли очень важную роль. В определенный момент одно утверждение Шрилы Прабхупады в рамках этих лекций спасло меня от большой глупости. Думаю, что многие преданные имеют подобный опыт, когда они встречают препятствия в духовной жизни. Поэтому, моя ситуация может быть актуальной для многих из вас. Конечно же, это был не одинарный случай, когда Шрила Прабхупада спасал меня своими наставлениями - это происходило буквально каждый день.
В первой половине 1973 года Шрила Прабхупада стал давать лекции по Учению Царицы Кунти. Он начал читать лекции по этой части Шримад Бхагаватам в Нью Йорке и продолжил в Лос-Анджелесе. В то время я регулярно ходил в Бостонски Храм, и, хотя у меня не было возможности лично слушать лекции Шрилы Прабхупады в Лос Анджелесе, но мне очень повезло – мой дух брат подарил мне записи этих лекций. Это Кешева дас, он покинул этот мир несколько месяцев назад. Кешава сыграл важную роль в моей жизни, в том, чтобы привести меня к Шриле Прабхупаде. Если бы не его общение, я не знаю, что бы со мной произошло.
Кешава в 1973 году жил в Бостонском Храме. Я начал посещать Храм в 1972 году, а серьезно относиться к Сознанию Кришны стал в начале 1973 года. Присутствующие здесь мои духовные братья и сестры подтвердят, что Кешава был очень дружелюбно настроенным преданным и каждый раз, когда я приходил в храм, Кешава меня уже встречал. Он был заинтересован во мне, но сам лично очень редко проповедовал мне. Он просто был моим другом и рассказывал истории о Шриле Прабхупаде. Я был очень впечатлен таким отношением к себе, поскольку тогда был обычным хиппи с длинными волосами. Я был очень тронут его вниманием, он никогда не давил на меня и не проповедовал жестко, что пора постричь волосы, забыть про девушку и собаку. Он просто был мне другом. Я поймал себя на том, что каждый раз, приходя в Храм, надеялся и очень ждал, что Кешава будет здесь и встретит меня. И, верите, все так и происходило! Он заводил меня в свою комнату и мы часами разговаривали.
Я расскажу вам одну историю о Кешаве. Обычно я приходил в храм с собакой, которую, конечно же, не пускали в Храм. Каждый раз Кешава меня спрашивал: "Ты с собакой пришел?" Я говорил: "Да, она гуляет на площадке, неподалеку от Храма". После чего Кешава всегда открывал окно, звал собаку по имени и бросал ей чапати. Шрила Прабхупада говорил: "Любишь меня – люби мою собаку". Он часто использовал этот пример, как аналогию, что Гуру – это собака Кришны. Хочешь полюбить Кришну, полюби вначале Его собаку.
Для меня было очень ценно, что Кешава брасал чапати моей собаке. На самом деле, я могу проговорить часами о нем и о том, что он для меня сделал. Но мы, пожалуй тогда не дойдем до Учения царицы Кунти, поэтому я остановлюсь.
И вот, в один день он засунул руку в карман и сказал, что у него что-то есть для меня. В те временя лекции Шрилы Прабхупады не были так доступны, как сегодня – все есть в интернете. Лекции Шрилы Прабхупады записывались и затем размножались и распространялись по Храму, но я не помню, чтобы их сильно размножали. Это была лекция, которую Шрила Прабхупада недавно прочитал в Лос-Анджелесе. Кешава сказал: "Вот лекция Шрилы Прабхупады". Я был в шоке: "Это для меня?" – Да.
Это была лекция из серии "Молитвы Царицы Кунти". Я забрал запись домой, и каждый день ее слушал. Это был первый раз, когда я услышал голос Шрилы Прабхупады. Мне сложно было понять его акцент, поэтому я слушал кассету по частям – слушал, затем прокручивал назад и снова переслушивал. Так, со временем, я стал понимать, что Шрила Прабхупада говорил. Это заняло какое-то время, прежде чем я прослушал всю лекцию. Но было то, что задело меня очень сильно за живое. Шрила Прабхупада сравнивал жизнь в материальном мире с пребыванием человека посреди открытого океана. Если вы окажетесь в океане, вы будете очень беспокоиться. Шрила Прабхупада сказал однозначно: "Человек не должен ждать мира в этом материальном мире. Вначале, когда вы только присоединились к Сознанию Кришны, майа будет вас испытывать. Она хочет проверить искренность ваших мотивов – хотим мы служить Кришне или беспокоить Его".
Мне было это очень близко. Прабхупада говорил о тех, кто находится в начале пути преданного служения. Я относился к числу этих людей. Поэтому, я слушал вновь и вновь слова Прабхупады, пока не запомнил их наизусть. Я всегда был готов, что вот-вот майа начнет меня испытывать, ведь так сказал Шрила Прабхупада. Запомнив слова Шрилы Прабхупады, я начал отождествлять эти слова со всеми ситуациями, которые со мною происходили. Я был наготове: в чем будет мой тест, мое испытание? Но, поскольку я знал, что болезнь придет, - я был готов к ней, и сам этот факт готовности вселял в меня иллюзию непобедимости перед майей. Прабхупада уже меня предупредил, значит Госопжа майа придет и меня протестирует. И, поскольку я знаю, кто это и зачем, то я не попаду в капкан. Я говорил ей: "Ну, давай, майа, приходи!"
И вот, я созрел для решения переехать в храм. Были предварительные испытания, прежде чем я пришел к этому решению, но они не были суровыми, я их прошел. И вот теперь, после переезда в Храм, я решил, что мая точно должна прийти. Но прошло несколько недель, а никаких испытаний не было. Я испытывал там довольно много блаженства. В голову стали приходить мысли: "Я верю в слова Шрилы Прабхупады, но почему нет испытаний?" Я начал чувствовать чрезмерную уверенность в свои силы. Думалось, что меня это обойдет. Но затем, начались испытания. В это время моя система защиты была отключена, я не осознавал, что прохожу их.
Испытание заключалось в том, что мне было сложно вставать на мангала арати. Это было большой аскезой для меня. Нашим комендантом Храма был бывший десантник. Во Вьетнаме он потерял одну руку. но другой рукой он такие делал неприятные вещи, пытаясь разбудить меня утром. Чтобы убедить меня, он приводил одну цитату из Бхагават Гиты, связанную с войной. Ссылаясь на комментарий Шрилы Прабхупады, он говорил: "Когда ты предаешься, ты должен следовать наставлениям Духовного Учителя очень строго, как солдаты в армии". Особенно часто он говорил об этом, когда мне нужно было вставать на мангала арати. Он будил меня, выливая на меня ведро воды. Это было жестоко.
Так или иначе, я не видел на тот момент это как испытание со стороны Кришны. Я практически забыл слова Шрилы Прабхупады, что майа будет тестировать, хочу я служить или беспокоить Кришну?
Мне настолько это надоело, что в одно утро я ударил кулаком и сказал себе: "Это все! Я не могу больше терпеть, я ухожу!" Эта решительная мысль прочно засела в моей голове. И вдруг кто-то будто бы включи магнитофонную запись в моем сердце и я услышал слова Шрилы Прабхупады: "В самом начале майа будет тебя испытывать – хочешь ты служить или беспокоить? Не ожидайте мира в материальном мире". В тот самый момент слова Шрилы Прабхупады меня спасли. Я понял, что не могу просто сам преодолеть это. Это была правда – я не могу. Но если я буду помнить слова Шрилы Прабхупады, то смогу сделать все, что угодно. Без его помощи не смог бы, но он давал мне силы.
С этого момента вставать на мангала арати не было для меня проблемой. Я чувствовал связь с этой лекцией. Со временем Кешава дал мне другие записи из Лос-Анджелеса. Перед тем, как переехать в храм, я прослушал другие лекции из серии Учение Царицы Кунти. К тому времени я прочел Бхагават-гиту, Шримад Бхагаватам 1-ю часть и Источник вечного наслаждения. Плюс к тому, у меня в арсенале были лекции Шрилы Прабхупады по Учению Царицы Кунти. Они очень могущественны. Я понимаю, почему Шрила Прабхупада хотел, чтобы из них составили отдельную книгу. В этих лекциях он сказал так много. Найдите здесь на столиках эту книгу и купите ее. Я вам обещаю – вы не будете разочарованы, Шрила Прабхупада так много в них вложил. Лекции по Учению царицы Кунти были большой подпиткой для меня, когда я только присоединился к Сознанию Кришны. Поэтому, время от времени я люблю перечитывать читать лекции Прабхупады по Учению Царицы Кунти, для меня они вечно свежие. В одном из комм к стиху из 7 песни Шримад Бхагаватам. Не помню точно текст этого стиха. В нем говорится о том, что человек всегда стремится слушать Шримад Бхагаватам. В комментарии Шрила Прабхупада пишет, что нельзя думать: "Я прочел 1 раз Шримад Бхагаватам и Бхагават-гиту – этого достаточно". Мы можем читать эти произведения вновь и вновь, и они будут для нас каждый раз свежими. Особенно я понимаю это на примере Учения Царицы Кунти. Она предстает каждый раз в свежести. В течение последних 4-х месяцев все мои лекции основаны на Учении Царицы Кунти, кроме лекций по Шримад Бхагаватам.
Начнем со стиха 2.8.38 Шримад Бхагаватам, это 20 глава "Молитв Царицы Кунти", которая называется "Полное предание".
"О мой господь, Ты выполнил все свои обязанности. Ты разве нас покидаешь сейчас, в этот трудный час, несмотря на то, что мы зависим от тебя? Во время того, как все эти цари проявляют к нам особую враждебность?"
Это эпизод, когда Кришна садится в колесницу, чтобы уехать в Хастинапур. В это время много чего происходит. Мы знаем, через какие труд прошла Кунти и ее сыновья: их возненавидели и изгнали в лес, началась ужасная битва за престол, в которой погибли миллионы и выжила только горстка людей. Один из выживших воинов со стороны Кауравов, Ашватхама – ночью отрубил голову сыновьям Драупади. Но, несмотря на это, она молила о пощаде. Царица Кунти наблюдала за всем этим, она была свидетелем всех преступлений против ее семьи. Можете представить, что происходило в уме Кунти после всего этого? Она очень хорошо понимала положение Кришны, обладая айшварья гьяной, и понимала, что Кришна есть Верховная Личность Бога.
Ранее Кунти видела, как Кришна разрешал все их трудности тогда, когда никто не мог им помочь, И сейчас она думает: "Кто же теперь нас защитит? Особенно сейчас, когда цари враждебно настроены против нас и захотят взять реванш за проигранную битву".
Это одна из множества стихов ее молитв. И мы не должны думать, что это проявление эгоизма с ее стороны, чтобы Кришна остался только с ними. Ее слова следующие: "Пусть эти беды повторяются вновь и вновь, лишь бы мы могли видеть тебя".
Мы должны понять – это зов сердца: как мы сможем жить без тебя? Она говорила так, чтобы убедить Кришну не покидать их.
Есть много других вещей, о которых она просит Кришну: "Разруби узел привязанности к моим родственникам…" Она просит о многих вещах, потому что понимает, что обращается к Верховной Личности Бога.
Кто из вас может обратиться к Кришне напрямую, с открытым сердцем, и попросить Его о бедах для себя? Кто из вас готов предстать и попросить Кришну разрубить все привязанности в сердце? – "Просто отрежь меня от всех привязанностей! Для того, чтобы мой ум привлекался только Тобою". Поэтому, не нужно думать, что Кунти говорит в эгоистичной манере. Она открывает свое сердце и просит: "Посмотри, насколько сильно мы зависим от тебя". И именно этот момент относительно исключительного чувства зависимости – это то, что Шрила Прабхупада пытается раскрыть нам.
У нас нет времени прочесть комментарии, но по прочтению вы почувствуете актуальность в словах Шрилы Прабхупады о зависимости. И как я сказал, эти лекции актуальны для всех преданных, на любых уровнях Сознания Кришны, не только для новичков. Шрила Прабхупада будучи ачарьей, хорошо представлял, о чем нужно говорить с людьми. В этом частном стихе он сильно раскрывает идею, что именно означает зависеть от Кришны. К сожалению, эта идея обходит многих преданных. Они страдают, совершают ошибки, но так и не могут додуматься, что означает зависеть от Кришны. Зависимость является постоянным чувством, кот сохраняется в сердце преданного. Это то, что мы должны испытывать каждый день в своем служении. Шрила Прабхупада говорит ясно: "Не ждите мира в материальном мире. Жизнь подобна пребыванию в океане, волны будут вас беспокоить, вам будет сложно себя защитить". Это обращение к каждому, кто живет в материальном мире.
Мы поговорим об этом послезавтра.
Спасибо всем большое! Харе Кришна!

20.09.2013
ЕС Ниранджана Свами
Лекция №2
Мы продолжим чтение книги "Молитвы Царицы Кунти с того места, на котором остановились в прошлый раз. Мы читаем 20 главу, которая называется "Полное предание". В прошлый раз мы прочли только текст без комментария. Сейчас снова повторим текст, а затем прочтем комментарий к нему.
"О, мой Господь, Ты выполнил все свои обязанности. Ты разве нас покидаешь сейчас, в этот трудный час, несмотря на то, что мы зависим от тебя? Во время того, как все эти цари проявляют к нам особую враждебность?"
Комментарий Шрилы Прабхупады:
"Пандавы – самые удачливые из людей, потому что они зависели от милости Господа. В материальном мире зависеть от чьей-либо милости является полной неудачей, однако, в контексте этого стиха, зависимость от Господа – это полная удача.
Материальная болезнь вызвана нашим желанием независимости, но материальная природа не позволяет нам этого. Ложные попытки стать независимыми называются материальным прогрессом или эмпирическим познанием. Весь материальный мир построен на попытке стать независимым. Начиная с демона Раваны, который хотел построить лестницу на райские планеты, и кончая теперешним временем, все люди пытаются преодолеть законы материальной природы. Люди хотят долететь до далеких планетных систем посредством механических присполоблений и устройств. Однако, высшая цель жизни заключается в том, чтобы трудиться под руководством Господа и зависеть от него. Высшим достижением является самоотверженный труд ради удовлетворения Господа. Пандавы – эталон такого рода цивилизации. Несомненно, они целиком и полностью завис от Господа, но не были ленивыми паразитами. Они были весьма достойными людьми с точки зрения из личностных качеств. В то же время, они пытались снискать милость Господа, понимая, что каждое живое существо по своему конституциональному положению зависимо от Господа. Совершенство жизни – положение зависимости от Господа, а не независимости в мат мире.
Когда мы начали обсуждать эту тему вчера, мы сказали, что нужно быть завис от Господа, потому что именно в этом заключается суть наставлений Царицы Кунти. Она говорит, что мы целиком и полностью зависим от Тебя и нет никакого другого защитника, кроме Тебя. В своем комментарии Шрила Прабхупада затрагивает очень важный момент, он говорит интересную вещь о Пандавах: "Они, несомненно, всецело были зависимы от Господа, но при этом, их нельзя было назвать пассивными паразитами". Шрила Прабхупада подчеркивает это, потому что иногда мы ошибочно полагаем, что зависимость – это положение бездействия: "Я же завишу от Господа! Зачем еще прилагать какие-то усилия? Все, что происходит – происходит по Его милости, зачем еще что-то? Нужно просто полагаться на Господа и все, больше ничего не делать!"
Господь Кришна в Бхагават-гите в 18 главе произносит текст, кот я часто цитирую. Кришна говорит, что во всей своей деятельности ты должен полагаться на Меня. Выполняя так образом преданное служение, ты должен осознавать Меня. Если ты осознаешь Меня, то ты сможешь преодолеть все препятствия материального мира. В противном случае, ты будешь потерян. Это фактически завершающие слова Кришны. Он подчеркивает в беседе с Арджуной, что очень важно во всем зависеть от Него. Господь Кришна ясно подвел Арджуну к тому, что полное предание – это активные действия, он сказал Арджуне, что нужно все делать под руководством Кришны. "Посвящая мне свою деятельность, ты придешь ко Мне".
Сутью наставлений было побудить Арджуну к актив деятельности, а не к пассивной медитации где-то в лесу. И поэтому, зависимость от Господа не сводится к пассивности. Шрила Прабхупада говорит, что нужно самоотверженно трудиться – это высшая цель цивилизации, но в то же время, нужно зависеть от Господа. После этого Шрила Прабхупада говорит, что Пандавы не были паразитами. И во многих эпизодах мы читаем о Пандавах, которые были целиком и полностью зависимы от милости Господа. Шрила Прабхупада начинает комментарий к тексту, говоря, что зависимость в материальном мире является признаком неудачи. Другими словами, если мы целиком зависим от людей, которые недостойны давать милость – это плачевное положение. Такой человек является недостойным прибежищем, не может никому дать защиты и зависеть от него – это прискорбное положение. Шримад Бхагаватам подчеркивает этот принцип во многих местах. Шримад Бхагаватам говорит о людях, связанных по рукам и ногам желанием чувственных наслаждений. И когда они принимают прибежище у такого же введенного в заблуждение и порабощенного своими желаниями – таким людям недостижимо прибежище Господа. В Шримад Бхагаватам это сравнивается с тем, как одни слепцы ведут других, таких же слепцов. Они падают в канаву. Эти люди связаны по рукам и ногам веревками деятельности ради достижения плодов. Им приходится снова и снова рождаться в материальном мире. И точно также, если мы ищем милости у тех, кто дать ее неспособен, и целиком зависим от них – это признак неудачи. Мы целиком зависим от них, помещаем себя в полную зависимость, но они не могут дать прибежище.
Этот принцип применим к любому аспекту наш жизни. К примеру, у человека есть много слуг, которые зависят от милости своего господина.
Я не очень люблю об этом говорить, но сейчас приведу в пример, как в Америке три молодых девушки были похищены человеком, который держал их взаперти в течение 10 лет. Девушки не могли выходить из дому, он кормил их объедками, совершал надругательства, как физические так и психические, в течение 10 лет. И эти девушки зависели от его так называемой "милости", потому что они сидели взаперти и были в полной зависимости. Разумеется, это пример величайшей неудачи – беспомощное положение человека, который зависит от милости того, кто его эксплуатирует. Потому что, если в его сердце есть нечистые желания, то такой человек будет пользоваться нами чтобы их осуществить, и мы будем слугами. Поскольку у него живы материальные привязанности, он будет давать нам столько, чтобы мы могли удовлетворить свои потребности и продолжали зависеть от него. Разве это милость? Ну, какая же это милость?
Как Кришна описывает психологический портрет демона, который говорит: "Смотри, я так могущественен, я повергну каждого, кто станет у меня на пути. А если необходимо, я буду задабривать всех подачками, чтобы они не подвинули меня с моего положения". Они служат собственным интересам и ничему больше. Шрила Прабхупада говорит, что такая зависимость – прискорбное положение.
Однако, наше конституциональное положение – зависимость от Господа. В этом наше изначальное положение. Материя же стремится к независимости. Поэтому, самым лучшем применением нашей независимости – принять зависимость от личности, которая может дать нам прибежище. Шрила Прабхупада объясняет это как правильное использование своей независимости.
В материальном мире каждый зависит от кого-то. Например, я должен работать, если я не проработаю нужное количество часов, я не получу зарплату. Иногда работодатель угрожает увольнением, чтобы заставить нас работать больше. Все, ты зависим, поскольку ты нуждаешься в чем-то от этих людей, у тебя нет выбора!
И множество примеров можно привести, что зависимость в материальном мире является признаком величайшей неудачи. Однако, когда речь идет о трансцендентной зависимости от Господа – это величайшая удача. Не части частично, а полностью зависимы. Чем полнее мы будем зависеть, тем больше будет прибежище. Господь же все знает, в чем мы нуждаемся. Являясь Сверхдушой, Он знает, насколько мы зависим от Него и насколько мы полагаемся на собственные планы, чтобы обеспечить свою безопасность.
И зависимость – это зависимость в результатах, когда мы полностью полагаемся в результатах своей деятельности на Господа. Преданным можно назвать того, кто знает, что результаты всех видов деятельности принадлежат Господу.
Шрила Прабхупада цитирует стих из Шри Ишопанишад, что все принадлежит Господу. Все из него исходит, и движимое и недвижимое, и Он управляет этими вещами. Мы не должны покушаться не чужое, хорошо понимая, кому все принадлежит. Так человек может прожить 100 лет, это никогда не приведет к порабощению материальными законами кармы. В комментарии Шрила Прабхупада объясняет, что преданный – это тот, кто понимает, что все принадлежит Кришне. И Кришна дает все необходимое, в чем преданный нужд, чтобы поддержать душу в теле. Преаднный не принимает большего. Если мы все предлагаем Кришне и оставляем себе только необходимое – это прасад, милость Кришны. Преданный принимает это, потому что нуждается в этом по настоящему.
Но иногда сложно найти тонкую грань между настоящими потребностями и нашими желаниями. Мы определяем потребности критерием – если я так хочу, значит мне это действительно нужно. Я готов ради этого пойти на все, и я не успокоюсь, пока не обрету. Это означает, что я в этом нуждаюсь.
Это не совсем правильный критерий. Истинный критерий заключается в том, что преданный выполняет предписанные обязанности и думает про Кришну, способен помнить о Нем, поскольку правильно распоряжается своим временем. Он слушает и воспевает славу Кришны. И, поскольку он испытывает глубокое удовлетворение от этого, он осознает, что ему, на самом-то деле не так много и не нужно. Преданный черпает удовлетворение в другом источнике – в духовной жизни. Все остальное – это просто поддержание тела, чтобы иметь возможность слушать и воспевать славу Кришны. Я поддерживаю тело свое и свою семью, потому что все это принадлежит Кришне. Такой человек занимается предписанными обязанностями, чтобы поддерживать тело, чтобы иметь возможность слушать и воспевать.
В беседе Нарада муни и Махараджем Юдхиштхирой, Нарада муни дает наставления об идеальной семейной жизни: "Необходимо стремится к такому достатку, что бы поддержать душу в теле. Тот, кто стремится к большему, является вором и подвергается суровым наказаниям природы". Эти наставления содержаться в начале 14 главы, когда Юдхиштхира обращается к Нарада муни, как к брахмачари. Он говорит: "Ты – брахмачари, а я грихастха, даже грихамедадхи. Дай мне наставления, основанные на священных писаниях, чтобы я также мог достичь совершенства жизни". Нарада муни отвечая на вопрос, говорит, что очень важно общаться со святыми людьми и научиться предлагать результаты своей деятельности ради удовлетворения Господа. Это очень трудно, но, тем не менее, нужно всегда слушать в обществе святых славу Господа. В этом стихе Нарада муни употребил слово бикшана, оно означает, что нужно снова и снова слушать славу Господа, и если человек продолжает слушать, то постепенно прозревает к высшей цели жизни, как-будто пробуждаясь от кошмарного сна. Он все больше пробуждается к своей дух природе и начинает осознавать цель жизни. И уже затем нужно стремиться к такому уровню достатка, чтобы просто поддерживать свое тело. Это не тот случай, что наставления Нарады муни об отречении прозвучали в какой-то пустоте. Нарада знает, что отречься не так-то просто, взять и отречься от богатства, от удовлетворения материальных чувств, ради обретения счастья. Истинное отречение заключается в способности видеть все в связи Господом и использовать все для Господа. Так преданный может тогда самоотверженно трудиться и не станет рабом материальных законов. Он целиком и полностью зависит от Кришны и признается в этом "Ты можешь обречь на нищету или наградить богатством, но позволь мне всегда заниматься пред служением тебе. Таков критерий преданного, который понимает, что все результаты его деятельности принадлежат Господу для Его удовлетворения. Поэтому Кришна говорит, что всю деятельности нужно понимать как завис от Кришны, иначе мы будем порабощены материальной энергией и будем зависеть от всех, кроме Кришны.
Мы завис от воздуха, от воды, мы должны быть зависимы. Мы не можем искоренить эту зависимость, поскольку она является залогом жизни. Ели мы не хотим признать зависимость от Господа, мы будем зависеть от недостойных господ. Такого радо зависимость не дает прибежище душе, а Кришна дает самое удивит прибежище душе. Он уже, по умолчанию, дает прибежище всем живым существам, он поддерживает бесконечное количество живых существ. Но подлинное прибежище должно быть вечным, оно должно удовлетворять всем чаяниям души. И Кришна откликается самым удивительным образом на чувства преданного, который зависим от него. Кришна говорит: "Я завишу от своих преданных, даже Я не могу быть независимым". Он настолько полагается на преданных, что признается в том, что не может быть независимым. "Если преданный постоянно думает обо Мне, то Я постоянно думаю о нем, Я никого не знаю, кроме такого преданных". Кришна может дать такое прибежище.
Когда Санатана Госвами спросил у Господа – кто я и почему страдаю? Господь Чайтанья произнес объяснение: "Живое существо является вечным слугой Кришны. И, поэтому на молитвы преданного, который стремится быть слугой Кришны, Кришна откликается самым удивительным образом.
В ШБ есть описание одной лилы, когда мама Яшода пыталась связать Дамодару. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур приводит потрясающий комментарий. В этом комментарии объясняется способ получения милости Кришны.
Все хотят милости. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет: Мать Яшода хотела преподать своему сыну урок, потому что движимая своей привязанностью к Кришне, она думала – Кришна проказничает, я должна его наказать. Он набедокурил и весь дом перевернул, он разбил все горшки, вод раздал обезьянам. Яшода погналась за Кришной с хворостиной, и когда поймала, захотела связать Его. Но Вишванатха Чакраварти Тхакур объяснил: Кришна не хотел быть связанным, Ему не нравилась эта идея, Ему хотелось играть, Ему нравилось играть. А мама Яшода хотела привязать в наказание за проделки.
У Кришны есть энергия сатья-санкалпа шакти. Это особая энергия Кришны кот предоставляет условия для исполнения желаний Кришны. Эта энергия осуществляет все Его желания. Крогда Яшода попыталась связать Господа, проявилась сатья-санкалпа шакти. Еще одна энергия вибхути шакти, которая творит чудеса, проявилась в этот же момент. Удивительно было то, что когда Яшода хотела свести веревки, чтобы их связать – веревок не хватало ровно на 2 пальца. И все соседские гопи давали ей советы: "Разве ты не понимаешь, что все веревки, которые были в доме, уже связаны вместе, но их все равно не хватает. Это означает, что Кришне не суждено сегодня быть связанным. Оставь эту затею". Яшода отвечала: "Даже если я проведу за этим занятием весь день, я все равно буду делать это, потому что хочу определить талию моего сына. Идите соберите веревки в своих домах и принесите сюда". Гопи настаивали: "Смирись и перестань!" Но Яшода была готова не покладая рук прилагать усилия. Гопи приносили веревки, Яшода надвязывала их, но каждый раз они были ровно на два пальца короче. И сколько бы веревок не было – их не хватало на два пальца. Вот это вибхути шакти. Сатья санкалпа шакти говорила: Ты не будешь связан, а будешь играть, а вибхути шакти обеспечивала, чтобы веревки были короткими. Но мать Яшода не унималась, она хотела проучить сына. Она прилагала все усилия, чтобы привязать его. Более того, говорится, что ее тело прокрыла испарина от напряжения, волосы распустились, гребень из волос упал на землю. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что между волей Кришны и решительностью преданного побеждает решимость преданного. И целеустремленность Яшоды победила Кришну. Кришна проявил милость. Это высочайшее из качеств. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит, что крипа-шакти – императрица из всех качеств.
Когда Кришна увидел, что мать утомилась, тогда проявилась крипа-шакти, и Его сердце расплавилось как масло, и его другие энергии исчезли. Они исчезли без следа. Тогда расстояние между веревками заполнилось паришрамой – тяжелым трудом.
Очень важно отметить слово паришрама. Шрила Прабхупада использует это слово в связи с паваргой – быть в рабстве.
па – паришрама – тяжелый труд, причина нашего рабства
пха – пена у губ, как у осла, который тяжело трудится
ба – бартата – разочарование, мы начинаем тяжело трудиться до пены у рта и затем разочаровываемся плодами
бха – страх - мы тяжело трудимся до пены у рта, разочаровываемся плодами, а потом начин боятся – что же дальше?
ма – мритью - смерть
Паришарма – тяжелый труд, который приводит к смерти. Но в контексте этой лилы – паришрама и крипа. Почему проявилась милость Кришны? Это проявилось, когда он увидел тяжелый труд Яшоды. Кришна видел, насколько мать тяжело трудилась, чтобы Его наказать. Поэтому Его сердце растаяло, как масло, Он согласился быть связанным.
Именно поэтому, между волей Кришны и решимостью преданного берет верх решимость преданного. Почему? Потому что Кришна сам соглашается быть связанным любовью своего преданного. Особенно, когда Кришна видит, что преданный готов трудиться ради Него, не покладая рук. Мы должны быть готовы тяжелому труду и утомиться ради Кришны.
Это не означает, что мы отказываемся от поддержания тела. Нет, мы должны поддерживать тело, что бы иметь возможность служить. Мы принимает необходимое для поддержания тела, чтобы использовать его в служении Кришне, и зависим от Его милости, что бы Он ни решил и когда бы ни решил дать эту милость – сегодня или через 100 лет. Но преданный уверен в одном, что обретет милость Кришны. Вот это и вызывает крипа-шакти.
Но если мы думаем, я что я буду делать только то, что нравится мне, то как мы можем зависеть от Кришны?
Об этом мы поговорим завтра.
Большое спасибо! Харе кришна!

21.09.2013
ЕС Ниранджана Свами
Лекция №3
Вчера мы обсуждали тему зависимости от Кришны. Но вчера внезапно закончилось время и мне не удалось подвести черту под обсуждением. Я хотел бы уделить этому время сегодня. И после мы решим, что будем делать дальше.
Как вы помните, мы цитировали высказывание из 10 песни Шримад Бхагаватам – это был комментарий Вишванатха Чкраварти Тхакура, в котором он объясняет смысл Дамодара-лилы, и то, как сердце Кришны тает, когда преданный неустанно стремится порадовать Господа. И, если сердце Кришны плавится, тогда проявляется Его милость. Это проявление милости по отношению к преданным является самым драгоценным даром, который только можно вообразить.
Мы начали вчера обсуждение с комментария Шрилы Прабхупады, в котором он говорит, что зависимость от чьей-либо милости в материальном мире является большой неудачей. Но, что касается наших трансцендентных отношений с Кришной – такая зависимость от милости Господа, несомненно, является полной удачей. И мы упомянули это высказывание Шрилы Прабхупады, потому что самым главным качеством Кришны, которое не изменяет Ему и никогда не покидает Его ни при каких обстоятельствах, является Его милость к преданным. Шрила Прабхупада, объясняя это положение в комментарии к стиху из 1-й главы Бхагават-гиты, когда Кришна называется ачьюта – непогрешимый. Непогрешимый – означает тот, кто не совершает ошибок, и что бы такая личность не делала – всегда совершенно.
Однако, Шрила Прабхупада переводит слово Ачтюта иначе. Как то, что Кришне никогда не изменяет его любовь к своим преданным, и в этом состоит Его непогрешимость. Другими словами Кришна никогда не забывает защитить преданного, целиком и полностью зависящего от Него. Он не забывает дать свою милость. Самой большой наградой, самым большим результатом своей садханы является обретение милости Кришны. Поэтому Шрила Прабхупада говорит, что те люди, которые зависят полностью от милости Кришны, являются самыми удачливыми. Потому что именно эта безраздельная зависимость и вызывает милость Кришны.
Иногда мы не совсем понимаем, к какой категории отнести милость Кришны? Что это такое? И, поэтому мы относимся к каким-то событиям в своей жизни, как к милости, а к каким-то, как к неудаче. Или же мы можем не видеть зависимость событий с милостью, что само по себе является прискорбным.
Но милость Кришны всегда проявляется к тем, кто целиком завис от его милости. Как объясняет Шрила Прабхупада в одном из комментариев к "Молитвам Царицы Кунти", что означает полная милость Кришны. К примеру, человек, который попадает в беду и обращается к Кришне за помощью. Кришна помогает, и человек чувствует облегчение, но эта милость не является полной.
Есть 4 типа людей, которые обращаются к Кришне: те, кто находятся в беде, кто нуждается в деньгах, любознательные и ищущие абсолютную истину.
Например, нуждающиеся в деньгах могут разбогатеть, но это частичная милость. Таким людям не достается полная милость Кришны. Они получают милость Кришны частично, потому что Он отвечает пропорционально степени придания (так говорит сам Кришна в Бхакават-гите). Люди, имеющие квалификацию, чтобы обрести полностью милость Господа, – это те, кто целиком и полностью полагается на милость Кришны и ни на что больше. Очень естественно для Господа откликаться на чувства таких людей. И поэтому, Кришне никогда не изменяет желание с теплотой откликаться и исполнять их желания. Например, иногда мы прилагаем какие-то усилия и полагаемся на милость, но результат расходится с нашими ожиданиями. В таком случае нужно проанализировать, насколько мы зависимы от Кришны. Поскольку это произошло вразрез нашим ожиданиям, нам тяжело принять результат. Таким образом, мы присваиваем себе роль определяющего, что является милостью, а что – нет. Мы говорим: "Кришна, Ты должен делать все в соответствие с моими ожиданиями". Но Кришна говорит, что нужно все делать так, как ожидает Он от нас, и тогда Он будет откликаться пропорционально: "Если ты будешь делать все для Моего удовлетворения, тогда Я полностью откликнусь на твои чувства".
Кришна очень милостив. Даже, если мы не можем полностью сосредоточить свой ум и чувства на Кришне, и, если наши мотивы не совсем чисты, – Кришна по-прежнему будет к нам милостив, но Его мил проявится в помощи заслужить еще большую милость, стать достойным. Иногда для этого Кришна ставит преданного в сложную ситуацию. Она будет казаться сложной, если нам не удастся разглядеть милость Господа. Кришна специально устраивает это, чтобы мы не обуславливались в своем служении ему. Когда все гладко, радостно и прекрасно – мы можем обусловиться, и тогда наше сердце не очистится. Мы по-прежнему будем привязаны к достижению собственного счастья. Таким методом милость не заслуживают. Единственный способ заслужить милость – делать только то, что удовлетворяет Господа.
В Брихат Бхагаватамрите описана история, как Нарада муни отправился на поиски того, кто больше всех заслуживает милости Кришны. Пройдя все сферы бытия, от земных планет до планет Вайкунтхи, он встретил того, кто достоин. Самыми удачливыми являются обитатели Вриндавана. Потому, что они вообще не думают о своем собственном счастье. Их слава заключается в том, что они делают все для счастья Кришны, и готовы пожертвовать ради этого чем угодно.
Шрила Прабхупада рассказывал историю про гопи. Нарада муни искал средство, которое может избавить Кришну от головной боли. Кришна сказал, что Ему нужна пыль со стоп его преданных. И к кому бы Нарада не обращался, тот в страхе отвечал: "Как я могу дать свою пыль? Я не могу этого даже вообразить себе! Кришна же будет прикладывать ее к Своей голове! Моя пыль окажется на голове Кришны?!" Но гопи даже не думали, они сказали: "Конечно, бери! Если Кришна этого хочет – пожалуйста, бери!" Они даже на мгновение не замешкались. Они не подумали, что пойдут в ад, им достаточно было того, что это нужно Кришне.
Итак, Нарада обнаружил преданных, которые не считались со своим счастьем, ради счастья Кришны. Их счастья и печали не существовало в умах, они думаю лишь о Кришне, о том, как порадовать и удовлетворить Его. Именно поэтому им выпадает самая великая милость Кришны. И почему же так? Потому, что Кришна целиком отдает себя им. Есть ли более ценное приобретение? Ели у вас есть Кришна – то есть и все остальное. Не говоря уже о том моменте, когда Кришна дает свое сердце. Если это происходит, то Кришна отдает всего Себя и откликается взаимностью на любое желание преданного в служении Ему. Если мы хотим, чтобы Кришна стал нашим другом – он становиться другом; хотим быть Его родителями – тоже исполняет. Настолько безраздельно, что такой преданный даже на секунду не подозревает, кто же такой Кришна? Настолько полностью Кришна отдает себя такому преданному, что у него даже мысль не возникает, что Кришна может быть кем-то еще.
Пример, Нанда Махарадж. Когда Уддхава пришел во Вриндаван, он сказал Нанде, чтобы осадить его: "Разве ты не знаешь, насколько ты удачлив?" Ведь Нанда горевал, что Кришна уехал в Матхуру. Охваченный этой мучительной разлукой, которая, на самом деле, была проявлением экстаза любви, он искал Кришну повсюду. Он спросил у Уддхавы: "А Кришна помнит о нас? Он вообще вспоминает об своих отце и матери? Разве он не знает, как нам его не хватает? Почему он до сих пор не вернулся?" Нанда изливает сердце, полное разлуки с Кришной.
Уддхава отвечает: "Не стоит так убиваться, ведь у тебя сыном является сам Кришна! Кому еще может выпасть такая удача?" Нанда Махарадж отвечал: "Что ты вообще такое несешь? Ты вообще не о моем сыне говоришь, а о ком-то другом. Мой сын каждое утро приносил на голове мои сандалии, как же он может быть Верховной Личностью Бога, если он носит мою обувь на своей голове? Кроме того, Кришна постоянно врал, а Верховная Личность Бога – источник правдивости! Не пытайся меня убедить, что Кришна – Абсолютная Истина. Он врал, что не ходил по чужим домам и не проказничал там. А гопи лично приходили и жаловались, что Кришна отвязывает телят, которые потом выпивали все молоко у коров, и воровал масло в кладовых. Более того, когда гопи его ругают, Кришна им угрожает: он говорил – это вы меня называете ворюгой? Он нагло отвечал – это не я, а вы все ворюги, потому что все масло в ваших домах принадлежит мне! И когда гопи жаловались на проделки, наш сын сидел в углу как паинька и врал с невинным выражением лица – никуда я не ходил, они врут! Но мы-то знаем, что Кришна сам врет! Например, мать Яшода застает Кришну с рукой, засунутой в горшок с маслом, и спрашивает, что он делает? А Кришна отвечает, что его рука раскалилась от рубиновых браслетов, которые ему надела Яшода, и он охлаждает руку! Он врет постоянно!"
Все это вранье происходило на глазах Нанды Махараджа, естественно, он не собирается соглашаться с утверждением Уддхавы. Потому, что Кришна настолько полно отвечает на его чувства, что у Нанды даже мысли нет, что Кришна – кто-то другой. Вот это полная милость. Кришна полностью дает себя целиком своим преданным.
Мы вчера завершили наше обсуждение словами Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, который дает пояснение Дамодара-лилы: самая великая удача – зависеть от милости Кришны. Потому что в этом случае Кришна приближает такого преданного к Своей обители.
У Пандавов была непростая жизнь. Вы уже знаете, что пришлось испытать Царице Кунти. Зависть, обман, изгнание, битва. Кауравы были пропитаны ненавистью по отношению к Пандавам. У Пандавов было очень много трудностей в жизни. Но Кришна знает лучше, как сделать преданного целиком зависимым от Своей милости. Иногда, для этого Он забирает у преданного все, чтобы научить думать только о Нем и ни о ком больше. Такие преданные приходят к Нему. Как Кришна говорит в Бхагават-гите "Всегда думай обо мне, поклоняйся мне, и так ты придешь ко мне". Он готов дать это каждому, кто зависит от Него.
Пример – стих, описывающее Юдхиштхиру мах. Как Нарада говорит, что Юдхиштхира очень удачлив, потому что Кришна для Него не только Бог, Гуру и глава его семьи. Но Кришна также его слуга, ведь он принял роль посланца Юдхиштхиры. Юдхиштхира удачлив, потому что освобождение Кришна дает очень легко, но преданное служение не дается легко, ведь в этом случае Кришна дает Себя в придачу. Он дает себя преданному, потому что любовь связывает Его. Поэтому такие преданные очень удачливы. Ведь Кришна никогда не переставал проявлять свою теплоту и любовь к преданному, который пытается удовлетворить Его.
Это качество – император качеств Кришны. Оно примеряет все кажущие противоречия в характере Кришны. Нам иногда непонятно, почему Кришна себя так ведет? Например, на поле битвы Курукшетра Кришна нарушил свое собственное обещание. Почему? Потому, что Он никогда не забывает о любви к своим преданным.
Бхишма тоже пообещал. Он пообещал под напором Дурьедханы. Дурьедхана его подзуживал – у тебя слабость к Панадавам, и потому ты плохо сражаешься. И Бхашмадев в ответ сказал: " Смотри, у меня в колчане 5 стрел. Завтра я каждой из этих пяти стрел я убью по одному каждого из Пандавов, и только Кришна сможет меня остановить!"
Кришна говорит в Бхагават-гите: "Ты, Арджуна, провозгласи всем, что Мой преданный никогда не погибнет". Поэтому Кришне пришлось выполнить обет Бхишмы и защитить Арджуну. Для этого Ему пришлось нарушить свой обет, поднять колесо от колесницы и пойти на Бхишмадеву, используя колесо как оружие. Есть знаменитая иллюстрация, где Кришна мчится с колесом в руках, а Арджуна пытется его остановить, крепко ухватив за пояс. А Кришна как бешеный слон. "Кришна, не нарушай Своего слова ради меня" – говорит Арджуна. Он не хотел, чтобы ради него Кришне пришлось нарушить свое обещание. Но Кришна никогда не оставляет своего преданного без защиты. Некоторые могут задуматься, почему Кришна так поступил? Но преданный понимает, что Кришна делает подобные вещи с целью защитить своих преданных. Именно это является главной причиной появления Его в материальном мире.
Шрила Прабхупада цитирует стих из Бхагават-гиты: "Кришна нисходит, чтобы защитить преданных и уничтожить злодеев". Прабхупада объясняет, что садху уже освобождены, нет необходимости их спасать. Садху – тот, кто все время думает о Кришне и о служении Ему. Если садху освобождены, зачем тогда Кришне приходить и освобождать их? Он приходит для более важной цели – чтобы удовлетворить самое главное желание в сердце преданного, и чтобы преданные могли Его видеть. Но садху уже освбождены. И поэтому Кришнадас Кавирадж госвами поясняет, что ключевой причиной прихода Кришны являетсяя стремление удовлетворить своих преданных, садху. Но так уж случилось, что кода у Кришны проявилось такое желание, пришло время навести порядок во вселенной.
Ради убийства демонов приходит Вишну. Когда наступает время навести порядок, этим занимается Вишну. Время явления Кришну Вишну наложилось. Но Сам Кришна является ради удовлетворения своих пред. У всех преданных появилась возможность служить Кришне лично. Они все удостоились чести участвовать в играх Кришны. Вот это была главная причина для прихода в этот мир. Но, поскольку время совпало, все необходимые воплощения явились вместе с Кришной в Его теле: и Нараяна, и Вишну, и пуруша-аватары, и лила-аватары пришли в теле Кришны.
Убивал демонов Вишну в теле Кришны. Так какую же главную цель преследовал Кришна? - удовлетворить преданных, этому он посвятил все Свое внимание. Все Его внимание безраздельно сосредоточено на преданном, который целиком и полностью полагается на Него. А в жизни тех, кто не полностью зависит от милости Господа, участвуют представители Кришны, выполняющие определенные желания.
Но Кришна горит желанием, чтобы преданные пришли к нему. В Шримад Бхагаватам говориться: "Тот, кто терпеливо сносит превратности судьбы, считая, что они пришли по карме, кто всегда прославляет Тебя и служат тебе, такие люди удостаиваются освобождения.
Именно в таком свете видит все преданный. Не только то, что делает меня счастливым, это милость. Он видит все как милость: и горе, и счастье. Если я вижу все в таком свете – я буду видеть Кришну. Кришна Сам говорит: "Того, кто помнит обо мне, Я приведу к себе, облегчу его бремя". Как бремя Матери Яшоды: все ее тело покрылось испариной. Она думала – я должна проучить своего сына как следует. И я смогу добиться своей цели, если я его привяжу, чтобы он не носился как угорелый. Я не могу позволить ему делать все, что заблагорассудится. Но Кришна хотел играть. А мать Яшода была такой целеустремленной в своем желании связать Кришну. Она, не покладая рук, из своей материнской любви пыталась связать Господа. Когда Кришна видел, как она утомилась, сердце Его растаяло, явилась крипа-шакти. Вибхути-шакти и сатья санкалпа шакти исчезли в тот же момент. Эти недостающие веревки были заполнены паришрамой и крипа-шакти. Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет важный момент, что это результат бхакти-ништхи. Бхакти-ништха – означает целеустремленность преданного. Еще есть сва-ништха – ништха Кришны. В чем она заключается? В Его решимости дать себя своему преданному. Это та самая ништха, которая никогда Ему не изменяет. Поэтому мать Яшода была успешной, она связала Кришну веревками своей любви. Ничто другое не может связать Его. Вот этому и пытается научить нас Шрила Прабхупада, тому, какие бы усилия мы не прилагали чтобы порадовать Кришну, Кришна никогда их не забудет и всегда заметит. Даже если одно мгновение мы проведем в желании быть слугой Кришны, Кришна никогда этого не забудет. Кришна очень добр.
Недавно мы обсуждали другой текст, когда Путана пришла чтобы убить Кришну. Она пыталась накормить Его грудью, смазанной смертельным ядом. Но Кришна был так милостив, что принял лишь желание демоницы накормить Его и даровал ей место Своей матери в духовном мире. Это большая отдельная история, она демонстрирует милость Кришны.
Если Кришна таким образом откликнулся на намерение демоницы убить Его, что же говорить о преданном, который хочет порадовать Кришну? Вот этому пытается научить нас Шрила Прабхупада.
Здесь мы должны закончить. Большое спасибо! Харе Кришна!