16 сентября 1996, Петербург
«Шримад-Бхагаватам», 3.18.43
«...мы слуги Прабхупады, и мы должны действовать так, как он нас учил – выходить и проповедовать. Это увенчает нашу жизнь успехом. И тогда нам будет не до мыслей об освобождении, ибо мы будем молиться лотосным стопам своего духовного учителя: «Пожалуйста, займи меня в миссии проповеди рождение за рождением». Шрила Прабхупада уже дал нам самый возвышенный способ освобождения – проповедь сознания Кришны, деятельность, освобождающую по своей природе!»
Вчера вечером в Москве мы обсуждали одно подношение к Вьяса-пудже Шрилы Прабхупады. Мы говорили о том, как Шрила Прабхупада был велик и как он велик сейчас. В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что великий преданный, вайшнав, обладает большим могуществом, потому что он заботится о благополучии всех живых существ. Вайшнав добровольно мирится со многими страданиями и неудобствами во имя облегчения страданий других. Шрила Прабхупада ссылался на один комментарий Шрилы Бхактисиддханты , где тот объяснял разницу между Господом Иисусом Христом и Васудевой Даттой. В своих молитвах к Господу Васудева Датта просил: «Позволь мне взять на себя грехи всех живых существ, чтобы они не страдали в этом материальном мире». Шрила Бхактисиддханта объяснил, что, вне всякого сомнения, такие великие личности, как Господь Иисус Христос, могут избавить своих последователей от последствий совершенных ими грехов. Но такие возвышенные личности, как Васудева Датта, хотят избавить от страданий всех – не только своих последователей. Они понимают и то, что мало просто освободить людей от последствий их прошлых грехов. Если не вовлечь их в преданное служение Господу, они снова будут совершать грехи и накопят новые реакции. Поэтому такой могущественный вайшнав всегда заботится о том, как занять других преданным служением. В то же время он принимает на себя греховные реакции своих последователей.
Шрила Прабхупада принимал грехи своих последователей. Он был очень могущественным ачарьей. Но он не позволял своим последователям довольствоваться освобождением на пути преданного служения. Он не хотел, чтобы они так думали, ибо суть его поучений состоит в том, что человек, достигший стадии освобождения, всегда проповедует. Именно проповедует. Поэтому Шрила Прабхупада каждому дал это наставление – занять себя проповеднической миссией Шри Чайтаньи Махапрабху. Он заботился не только о благополучии своих последователей. Если бы его интересовало только это, зачем бы он так настаивал на необходимости проповеди? Шрила Прабхупада особо подчеркивал, что каждый должен присоединиться к этому движению освобождения в форме проповеди. Тем самым он заботился о благе не только своих учеников, но и всех людей. Однажды Шрила Прабхупада сказал: «Я путешествую по всему свету, потому что я беспокоюсь о благополучии моих учеников и слежу за тем, чтобы они не пали». И он не просто заботился о том, чтобы ученики не падали, но и хотел, чтобы они проповедовали.
Шрила Прабхупада был полностью поглощен проповеднической миссией и хотел, чтобы его последователи тоже были вовлечены в проповедь, а не погружались в мысли о своем личном освобождении. Он часто цитировал стих, произнесенный Прахладой Махараджем: «Как я могу оставить всех этих несчастных глупцов и негодяев? Столько святых просто удаляются в лес, придерживаются обета молчания и никогда не заглядывают ни в большие города, ни в местечки. Им просто хочется уединения. Но я не могу думать только о своем собственном освобождении, бросив на произвол судьбы всех этих несчастных глупцов и негодяев. Я лучше останусь здесь и приведу всех их к Твоим лотосным стопам» (Ш.-Б., 7.9.44).
Иными словами, такие великие преданные, как Прахлада Махарадж, Васудева Датта и такие могущественные ачарьи, как Шрила Прабхупада, никогда не помышляют о своем освобождении – они заботятся только о благополучии других. Они думают: «Как дать возможность другим заниматься преданным служением?» В своей молитве Господу Нрисимхадеве Прахлада Махарадж говорит: «Пусть все живые существа в целой вселенной избавятся от зависти и займутся преданным служением Господу». Это горячее желание было и у Шрилы Прабхупады.
Зачем ломать голову над тем, как избавиться от страданий? Шрила Прабхупада уже дал нам путь к освобождению. Как то Шрила Прабхупада сказал: «Если вы хотите, чтобы Кришна о вас заботился, заботьтесь о других, и Кришна позаботится о вас». Но, как правило, мы бываем поглощены мыслями о своем собственном благополучии. Мы так погружены в эти размышления, что даже себе помочь не способны. Но если мы заботимся о духовном благополучии других, мы привлекаем тем самым внимание Кришны и тогда Кришна заботится о нас. Это происходит само собой, так как мы заняты преданным служением. В «Бхагавад-гите» (18.68) Кришна объясняет:
йа идам парамам гухйам
мад-бхактешв абхидхасйати
бхактим майи парам критва
мам еваишйатй асамшайах
«Тот, кто открывает эту высшую тайну Моим преданным, вне всякого сомнения, поднимется до уровня чистого преданного служения и вернется ко Мне». О чем здесь Кришна говорит? Он обещает, что тем, кто открывает эту высшую тайну другим, преданное служение гарантировано. А если Кришна что-либо пообещает, Он не обманет. Это самая верная гарантия, которую только можно получить. Говорите людям о Кришне и вы получите преданное служение. А напоследок вернетесь к Нему. «Нет и не будет в этом мире слуги, более дорогого Мне». Такова сила проповеди сознания Кришны. Вот что дал нам Шрила Прабхупада. Он дал нам преданное служение. Поэтому нас не должно заботить собственное освобождение – проповедь сознания Кришны по своей природе освобождает от страданий. Таково сознание Кришны. Этому нас учил Шрила Прабхупада. Так мы можем понять, какой он великий вайшнав. Кто более велик, чем он? Шрила Прабхупада уникален, потому что он так свободно раздавал преданное служение. Он – проявление милости Шри Чайтаньи Махапрабху. Он никогда не думал об освобождении. Он говорил, что готов отправиться в ад: «Я принял так много неквалифицированных учеников. Что мне оставалось? Но я готов отправиться в ад и распространять движение сознания Кришны там». И когда Шрила Прабхупада говорил так, он не кривил душой. Не то чтобы он думал: «Если я скажу, что готов пойти в ад, Кришна обратит на это внимание и заберет меня к Себе». Он был готов пойти в ад! Это привлекло внимание Кришны. Мы должны быть готовы принять страдания во имя служения Господу! Если Прабхупада был готов ради нас пойти в ад, мы должны быть готовы хотя бы на то, чтобы согласиться на минимум неудобств. Иногда мы не успеваем вовремя принять прасад. Иногда на улице немного холодно. Но Прабхупада был готов пойти в ад ради нас! Мы должны отдать ему долг хотя бы частично! Мы должны добровольно принять ради проповеди сознания Кришны хоть чуть-чуть неудобств! Мы должны подумать о тех, кто страдает на этой Земле! Прабхупада думал о них, и мы тоже должны о них думать. Ведь мы слуги Прабхупады, и мы должны действовать так, как он нас учил – выходить и проповедовать. Это увенчает нашу жизнь успехом. И тогда нам будет не до мыслей об освобождении, ибо мы будем молиться лотосным стопам своего духовного учителя: «Пожалуйста, займи меня в миссии проповеди рождение за рождением». Ведь проповедь сознания Кришны – это деятельность, которая освобождает по своей природе. Шрила Прабхупада дал нам самый возвышенный способ освобождения! Харе Кришна.
Я не знаю, что со мной. А все потому, что я услышал на днях эти слова: «Прабхупада не дал нам высшую цель». Пусть они выйдут сейчас и попробуют повторить это снова! Я сказал достаточно.