Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Наше изначальное положение

Гл. 9 Наставления Шрилы Прабхупады

Наставления Шрилы Прабхупады 

Как утверждают авторы, в книгах Шрилы Прабхупады не говорится, что обусловленная душа прежде служила Кришне;

такие высказывания в основном встречаются в его письмах и беседах. Однако, как мы уже продемонстрировали в главе «Подтверждения из „Шримад-Бхагаватам"», это утверждение авторов не соответствует истине. Ниже мы приведем еще ряд цитат из книг Шрилы Прабхупады, доказывающих несостоятельность данного утверждения.

«Поскольку Господь, Верховная Личность, абсолютно духовен, Он нисходит с духовного неба, не меняя Своего тела. По этой причине Его называют ачыота, что значит „неподверженный падению". Когда живое существо падает в материальный мир, ему приходится воплощаться в материальном теле и потому его нельзя назвать ачъютой. Истинное предназначение живого существа заключается в том, чтобы служить Господу, но, когда живое существо отказывается делать это, оно получает материальное тело, чтобы страдать и пытаться наслаждаться материальным существованием в этом жестоком мире. Вот почему падшее живое существо называют чьютой, в отличие от Господа, которого называют ачъютой» (Бхаг., 4.20.37, комм.).

«Поскольку и Господь, и живое существо обладают качествами вечной души, они хотят наслаждаться жизнью, не испытывая беспокойств, но, когда частица Верховной Личности Бога по недоразумению развивает в себе желание наслаждаться независимо от Кришны, ока попадает в материальный мир, где начинает свой жизненный путь в качестве Брахмы и постепенно скатывается на уровень муравья или навозного червя» (Бхаг., 9.24.58, комм.).

«Живое существо оказалось обусловленным в результате того, что, находясь в духовном мире, злоупотребило своей независимостью и таким образом отделило себя от духовной энергии. Но, когда по милости Верховного Господа или Его чистого преданного на живое существо нисходит просветление и у него появляется желание вернуться в свое изначальное состояние и служить Господу с любовью, оно обретает бесценный дар вечного знания и блаженства. Когда джива, или живое существо, принадлежащее к пограничной энергии, думает, что является не энергией, а источником энергии, оно злоупотребляет своей независимостью и отворачивается от вечного служения Господу. Такое ложное представление о себе порождает в живом существе стремление господствовать над материальной природой» (Ч.-ч., Ади, 5.66, комм.).

«В „Мадхьяндинаяна-шрути" содержится следующее утверждение: са ва эша брахма-ништха идам шарйрам мартйам атисрджйа брахмабхисампадйа брахмана пашйати брахмана шрноти брахманаиведам сарвам анубхавати. Это значит, что, когда живое существо освобождается от материального тела и входит в духовный мир, оно восстанавливает свое духовное тело, находясь в котором может воочию видеть Верховную Личность Бога. Оно может также непосредственно слышать Верховного Господа, разговаривать с Ним и постичь Его истинную природу» (Б.-г., 15.7, комм.). Далее в том же комментарии Шрила Прабхупада пишет: «Сбросив оковы материального тела, эта частица восстанавливает свое изначальное, духовное тело и на одной из планет духовного неба наслаждается общением с Верховным Господом».

Когда речь заходит об изначальном положении живого существа и его падении в материальный мир, то чье мнение в этом вопросе может быть более авторитетным, чем мнение Шри Чайтаньи Махапрабху, Самого Верховного Господа? Когда Санатана Госвами спросил Его: «Кто я?» — Господь ответил: «По природе своей живое существо является вечным слугой Кришны».

Авторы считают, что обусловленная душа попала в материальный мир потому, что не смогла пробудить в себе дремлющую склонность к служению Кришне. Однако это явно противоречит цитатам из книг Шрилы Прабхупады, где говорится о том, что живое существо забыло свое вечное положение слуги Кришны. Шрила Прабхупада объясняет истинную причину падения живого существа так:

«Следует понять, что живое существо приходит в материальный мир из-за того, что хочет наслаждаться наравне с Кришной» (Ч.-ч., Мадхья, 20.117, комм.).

«...Мы должны отказаться от мысли, что, покинув общество Кришны, сможем наслаждаться свободой в материальном мире. Эта мысль послужила причиной нашего материального рабства. Нам нужно сделать все, чтобы снова укрыться под сенью лотосных стоп Господа. Эту сень называют абхайа — избавляющей от всех страхов. Закон рождения, смерти, старости и болезней не распространяется на Кришну, и мы, будучи Его неотъемлемыми частицами, тоже неподвластны этому закону, но, поскольку мы забыли о Кришне и о своем положении вечных слуг Кришны (джйвера 'сварупа' хайа—кршнера 'нитйа-даса'), нам приходится испытывать эти иллюзорные страдания. Так что, если мы посвятим себя преданному служению, то есть будем постоянно думать о Господе, прославлять Его и повторять Его имя, как об этом говорилось в тридцать седьмом стихе (шрнван грнан самсмарайамш ча чинтайан), мы вернемся в свое изначальное, естественное состояние и так обретем спасение» (Бхаг., 10.2.39, комм.).

«Итак, Кришна знает причину страданий обусловленных душ и потому нисходит из Своей изначальной обители, чтобы вразумить их и напомнить им об их забытых взаимоотношениях с Ним. Кришна являет Свои игры во Вриндаване и на поле битвы Курукшетра, чтобы привлечь людей, помочь им понять природу отношений, связывающих их с Господом, и побудить их вернуться домой, к Богу... Если мы восстановим свои изначальные любовные отношения с Кришной, нам не придется больше страдать в материальном мире» (Ч.-ч., Мадхья, 20.130, комм.).

«Когда чистая душа хочет оставить служение Господу ради того, чтобы наслаждаться материальным миром, Кришна, несомненно, предоставляет ей возможность попасть в этот мир» (Бхаг., 5.14, вступление).

В последнее время высказывалось много предположений относительно происхождения дживы. Во всех них присутствует мысль, что джива никогда не находилась в непосредственной расе с Кришной. Но Шрила Прабхупада в комментарии к стиху 1.1.3 из «Шримад Бхагаватам» утверждает обратное:

«Все живые существа, начиная с Брахмы, первого сотворенного существа в материальном мире, и кончая ничтожным муравьем, хотят наслаждаться тем или иным вкусом, ощущаемым чувствами. Такие чувственные удовольствия на сан-

скрите называются расами... [далее приводится перечень рас] Эти расы проявляются в отношениях между людьми, а также между животными. В материальном мире невозможны взаимоотношения, или расы, между человеком и животным или представителем другого вида жизни. Обмен расами происходит между представителями одного вида. Что же касается вечных душ, то они качественно едины с Верховным Господом. Поэтому первоначально обмен расами происходил между духовным живым существом и духовным целым — Верховной Личностью Бога».

Заметьте, что в начале этой цитаты ясно говорится об обусловленных душах, живущих в материальном мире. Они проявляют различные расы. А далее сказано, что изначально они обменивались этими расами с Господом. И что же случилось потом?

«В материальном мире раса принимает извращенную, временную форму».

Подводя итог, Шрила Прабхупада пишет:

«Тот, кто обладает полным знанием о различных расах, которые лежат в основе любой деятельности, видит, что все проявления этих изначальных рас, отражающихся в материальном мире, ложны».

«Как сказано в „Шримад-Бхагаватам", обрести освобождение — значит вернуться в свое изначальное состояние. Наше изначальное состояние — это служение Господу (бхакти-йогена, бхактйа)» (Бхаг., 3.27.1, комм.).

Следующая цитата взята из комментария к стиху 2.9.39 из «Шримад Бхагаватам»:

«Верховная Личность Бога, Хари, удовлетворяет чувства всех живых существ. Введенные в заблуждение отраженным светом, исходящим от внешней энергии, живые существа поклоняются своим чувствам, вместо того чтобы занять их той деятельностью, для которой они были созданы, — исполнением желаний Всевышнего... Изначально чувства были даны живому существу именно для того, чтобы использовать их в трансцендентном любовном служении Господу и Его преданным, однако введенные в заблуждение материальной энергией обусловленные души не могут устоять перед соблазном чувственных наслаждений. Поэтому вся практика сознания Бога нацелена на то, чтобы очистить чувства, занятые обусловленной деятельностью, и снова занять их непосредственным служением Господу».

Следует обратить внимание на употребленное здесь словосочетание «снова занять», ибо оно подтверждает, что изначально живое существо служило Господу при помощи своих духовных чувств. В том же комментарии Шрила Прабхупада пишет:

«...Слуги Господа — Брахмаджи, Нарададжи, Вьясаджи и их последователи — помогают Господу осуществить этот замысел: вызволить обусловленные души из царства чувственных удовольствий и вернуть их в нормальное состояние, находясь в котором они будут использовать свои чувства для служения Господу».

Немаловажными в этой цитате являются слова «вызволить» и «вернуть». Совершенно очевидно, что изначальное положение живого существа — это положение личного слуги Господа.

Комментируя стих 4.24.61 из «Шримад Бхагаватам», Шрила Прабхупада кратко описывает изначальное, естественное положение живого существа и причину его падения в материальный мир:

«Один вайшнав-поэт (кави) объяснил это так: кршна бхули' сеи джива анади-бахирмукха / атаэва майа таре дейа самсара-духкха. Когда живое существо забывает Верховного Господа и хочет наслаждаться независимо от Него, подражая Всевышнему, оно оказывается в плену ложных представлений и начинает считать себя наслаждающимся. При этом ему кажется, что оно отделено от Верховного Господа».

В комментарии к Шестой песни «Шримад Бхагаватам» Шрила Прабхупада цитирует важный стих из «Нарада-Панча-ратры» и переводит его так, чтобы ни у кого не оставалось никаких сомнений относительно изначального, естественного положения падшей дживы:

«Живое существо должно избавиться от всех материальных самоотождествлений и полностью очиститься от материальной скверны. Оно должно вернуться в чистое состо-

яние — состояние, когда его чувства заняты служением повелителю чувств. Это и называется преданным служением» (Бхаг., 6.16.40).

Отсюда явствует, что чистое состояние, в которое возвращается джива, — это состояние непосредственного служения Господу с помощью своих трансцендентных чувств. Здесь ни слова не говорится о «дремлющей склонности к служению».

«Наши изначальные взаимоотношения с Верховным Господом строятся на истинной любви, но в материальном мире эта любовь принимает извращенные формы. Истинная любовь никогда не кончается, она длится вечно, но, поскольку в материальном мире эта любовь искажается, она имеет начало и конец и оскверняет душу» (Ч.-ч., Введение, с. 9).

«Сознание Кришны и отношения с Кришной целиком основаны на энергии наслаждения Самого Кришны. Шримати Рад-харани, девушки Враджа и мальчики-пастушки, друзья Кришны, — все это экспансии энергии наслаждения Кришны. Мы все склонны наслаждаться, потому что источник, из которого мы исходим, исполнен энергии наслаждения. Эти идеи недоступны пониманию имперсоналистов, так как они отрицают существование энергии наслаждения... Все взаимоотношения с Кришной, направленные на удовлетворение чувств Кришны, — проявления энергии наслаждения Кришны. Что же касается индивидуальной души, то она является неотъемлемой частью этой энергии наслаждения, Самого источника наслаждения» (Наука самоосознания, с. 425).

В комментарии к стиху 2.10.12 Шрила Прабхупада пишет:

«Верховным наслаждающимся является Господь, а назначение живых существ — помогать Господу в Его наслаждениях, тем самым принимая участие во всеобщем трансцендентном наслаждении. Наслаждение испытывает и тот, кем наслаждаются, и тот, кто наслаждается, но живые существа, введенные в заблуждение иллюзорной энергией, сами хотят стать такими же наслаждающимися, как и Господь, хотя и не созданы для этого».

Далее в том же комментарии сказано:

«Живые существа, находящиеся в духовном мире, пребывают в своем чистом состоянии и потому принимают участие в наслаждениях Верховного Господа. В материальном мире под воздействием законов природы живые существа постепенно утрачивают стремление наслаждаться плодами своей деятельности (кармы), и тогда иллюзорная энергия начинает нашептывать обусловленным душам, что им необходимо слиться с Господом. Это — последняя ловушка иллюзорной энергии. Когда по милости Господа живое существо избавляется и от этой иллюзии, оно возвращается в свое изначальное состояние и обретает истинное освобождение».

Как известно, в письмах и беседах Шрила Прабхупада часто подчеркивал, что души приходят в материальный мир непосредственно с Вайкунтхи или Голоки. Мы не станем приводить эти высказывания здесь. Некоторые из них вы сможете прочесть во второй части нашей книги.