Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Наше изначальное положение

Глава 16. Цитаты из «Джайва-дхармы»

Глава 16. Цитаты из «Джайва-дхармы»

 

В этой главе приводятся высказывания о природе и падении дживы, взятые из «Джайва-дхармы» Шрилы Бхактивиноды Тхакура в переводе на английский язык Сарва-бхаваны даса.

Служение Кришне является вечной религией дживы. Забыв эту истину, джива становится рабой майи. В этот момент она отворачивается от Кришны, отвергает Его. Ко времени прихода в материальный мир джива уже отвергла Кришну, поэтому нигде не упоминается о ее падении. Это оправдывает употребление фразы анади-бахирмукха, «вечно отвернувшаяся от духовного царства».

В тот самый миг, когда джива отвергает Кришну и выбирает материальное существование, ее вечная религия принимает искаженные формы.

***

По сути, майя есть не что иное, как видоизмененная форма или отражение шакти Верховного Господа. Это не какая-то самостоятельно существующая шакти. Майя является причиной как заточения дживы, так и ее освобождения. Когда джива отвергает Кришну, майя заточает ее в материальный мир и подвергает наказанию. Когда же джива посвящает себя служению Кришне, майя проявляет свою саттва-гуну (гуну благости) и дарует дживе знание о Кришне.

***

Подобно бесчисленным искоркам, вылетающим из языков пламени, миллионы крошечных частиц света, бесконечно малых душ (джив) появляются из лучей трансцендентного солнца, Господа Хари. Джива тождественна Верховному Господу

Хари и в то же время всегда отлична от Него. Вечное различие между Верховным Господом и дживой заключается в том, что Господь всегда повелевает майя-шакти, тогда как джива, даже если она свободна, по самой природе своей уязвима и может оказаться под властью майи.

***

Враджанатха. Пожалуйста, расскажи мне подробнее о вечной природе дживы.

Бабаджи. Джива — это бесконечно малое духовное существо, наделенное таким благом, как знание (гьяна); у дживы есть своя, индивидуальная природа; она способна наслаждаться; она может давать советы; она обладает разумом и сознанием. Вечное «Я» дживы — это нечто чрезвычайно тонкое и сокровенное. Подобно тому как у полноценного человеческого тела есть глаза, уши, нос и т.д., духовное тело дживы украшено идеально-симметричными чертами, и это ее вечный облик. Когда джива попадает в рабство, ее вечное, духовное тело облекается в упадхи — два ложных «Я». Первая из этих оболочек имеет тонкую, психическую природу, а вторая представляет собой грубое, физическое тело.

Тонкое тело — это упадхи, которое джива получает в тот момент, когда становится пленницей майи, и которое неизменно сопутствует ей до тех пор, пока она не станет освобожденной (мукта).

***

Враджанатха. Чем отличается вечное тело дживы (нитъя-шарира) от ее тонкого тела (линга-шариры)? Бабаджи. Вечное тело дживы всецело духовно, безупречно и представляет собой ее истинную сущность, истинное «Я». А тонкое тело джива получает, когда входит в соприкосновение с материей. Это тело состоит из трех искаженных форм духовной энергии: ума, интеллекта и ложного эго (мана, буддхи, аханкара).

Истинное «Я» дживы, ее вечное тело (нитъя-сварупа), которое является неотъемлемой частицей трансцендентного солнца, Кришны, существует вечно: когда джива получает освобождение (мукти), она вновь обретает свое изначальное, вечное «Я». До тех пор пока вечное «Я» дживы находится под покровом линга-шариры, джива преимущественно отождествляет себя с материальным миром, духовная же ее природа при этом почти не проявляется.

***

Враджанатха. О досточтимый наставник, я понял, что вечное тело дживы духовно и что черты ее духовного тела благородны и прекрасны. Когда джива находится в порабощенном состоянии, этот прекрасный облик скрыт под покровом тонкого материального тела, а грубая материальная оболочка и вовсе искажает и извращает изначальную природу дживы. Теперь я хочу спросить: является ли джива, находящаяся в освобожденном состоянии (мукта-авастха), полностью безупречной? Бабаджи. Духовное тело дживы, крошечной неотъемлемой частицы Бога, конечно же, безупречно, но, поскольку оно чрезвычайно мало и подвержено внешним воздействиям, его нельзя назвать абсолютно совершенным. Единственная явная слабость безупречной дживы заключается в том, что, когда она приближается к майя-шакти (иллюзорной энергии), та может окутать ее духовное тело завесой, скрыть его. В «Шримад Бхагаватам» это описывается так:

йе 'нйе 'равиндакша вимукта-манинас тйайй аста-бхавад авишуддха-буддхайах

арухйа крччхрена парам падам татах патантй адхо 'надрта-йуишад-ангхрайах

Бхаг., 10.2.32

«О лотосоокий, если кто-то думает, что уже обрел освобождение, но при этом не занимается преданным служением Тебе, это значит, что его разум нечист. Хотя такие люди предаются суровой аскезе и, поднявшись на духовный уровень, постигают безличный Брахман, они падают обратно в материальный мир, ибо не желают поклоняться Твоим лотосным стопам».

Таким образом, какого бы возвышенного положения ни достигла освобожденная душа, она всегда сохраняет свою несовершенную природу — таково определение джива-таттвы. Вот почему в Ведах снова и снова говорится, что Бхагаван — это повелитель майи, тогда как джива может в любой момент попасть под влияние майи.

***

Враджанатха. Почему ты называешь карму не имеющей начала?

Бабаджи. Первопричиной кармической деятельности является желание заниматься ею, а это желание, в свою очередь, порождено невежеством. Невежеством называют состояние, в котором джива не помнит, что она — слуга Кришны. Было бы неверным считать, что невежество дживы возникло в процессе сотворения материальной вселенной: уже само ее пограничное положение хранит в себе семена кармы. Поскольку в материальном мире обнаружить истоки кармы невозможно, ее называют безначальной.

***

Существо, отождествляющее себя с собственным телом и заявляющее свои права на то, что связано с телом, — это джива, которая, по ошибке отождествив себя с телом, лишилась своего истинного, духовного «Я».

***

Достигнув уровня освобождения, джива покидает грубое и тонкое материальное тело и обретает духовное тело, излучающее трансцендентное сияние. Это и есть ее изначальное, неземное «Я». Такая джива является совершенным существом, которое живет в духовном мире и каждое мгновение испытывает божественное блаженство, наслаждаясь возвышенными деяниями.

Джива оказалась в заточении из-за совершенных ею грехов (апарадх). Самый первый из них — забвение своего положения вечного слуги Кришны.