Теперь нырнем в технические детали.
Эти детали касаются объекта познания. Объекта нашего сознания. Что является объектом нашего сознания? Мы раньше говорили о том, что являемся сознанием. Мы есть сознающие существа, и мы сознание само по себе. Сознание – это вечное качество души. Оно не является, или пропадает. Вы можете спросить: «А что же происходит с душой, когда она в глубоком сне?» И сознание не работает в этот момент. Но вот как раз не то чтобы там не было сознания. Просто нету объекта сознания. Конечно же, сознание проявляется, когда проявляется объект сознания. Как только отсутствует объект сознания. Не то, что мы теряем сознание. Нет, мы просто не сознаем ничего. В этом суть, что если отсутствует объект сознания, то мы ничего не ощущаем. Т.е. если нет объекта сознания – это не значит, что у нас нет сознания. Это не значит, что мы потеряли это присущие нам качество быть сознающем. Поэтому мы должны понять, что наша фундаментальная изначальное положение быть сознающими. И то состояние, в котором мы не ощущаем объекта сознания, и не испытываем сознание. Это не наше естественное положение.
Наше естественное состояние, когда мы ощущаем объекты сознания. Т.е. другими словами это значит, что мы естественно склонны созерцать, и размышлять об объектах сознания. Кто поставляет нам эти объекты? Джанмадй асйа йатах. Поставщик этих объектов упоминается в «Веданта-сутре», во второй шлоке. Говорится, что Господь источник всех объектов чувств, всех объектов восприятия в этом мире. И созирцая эти объекты, размышляя о них, мы получаем удовольствие. Потому что это удовольствие также исходит из источника этих объектов сознания. В «Веданта-сутре» (1.1.12) говорится следующие: ананда майа бхйасат. Источник верховного блаженства – верховный Господь. Господь является источником, резервуаром всех трансцендентных качеств. И эти качества создают объект нашего сознания. Все, что мы воспринимаем с помощью нашего сознания, имеет в себе потенциал давать нам удовольствие. Потому что это исходит из ананда майи – источника качеств, атрибутов, форм. И вот эта способность ощущать удовольствия.
Мы способны получать удовольствие благодаря вот этому наблюдению, или размышлению об объектах сознания. Поскольку мы сознающие и сознание одновременно. Поэтому можем воспринимать, наблюдать объект сознания и в тоже время ощущать этот объект. Поэтому нас всегда что-то привлекает. Нас всегда что-то привлекает. Можно сказать, что мы всегда влюблены во что-то. Какой бы объект сознания мы не наблюдали. Мы привязываемся, и мы тогда способны испытывать эту потенцию любви. Потому что это является изначальным конституциональным положением души. Цитата, о которой мы говорили, что душа видит, ощущает и т.д. Это неотъемлемая наша природа. Поэтому это очень естественно, и это фундаментальный момент в нашей жизни. Поэтому мы должны это очень четко осознать. Потому что некоторые могут думать: «Хорошо, я хочу отрубить эти привязанности. Я хочу задавить эту тенденцию наслаждаться в себе. Я хочу отрезать от себя эту тенденцию наблюдать и быть привлеченным какой-то силой». Вы не можете этого сделать. Вы не можете отрезать это от своей природы. Что вы можете сделать? Вы можете изменить это, но не убрать вообще. Это очень важный момент, который мы должны понять.
Например, мы можем думать: «Я хочу избавиться от тенденции того, что мне что-то нравится. Я не хочу привлекаться формами». Например, кто-то думает: «Какой красивый берег моря. Какой здесь красивый пейзаж. Солнце светит ярким светом. Листья зеленеют, солнышко блестит, ласточка с весною, синяя вода». Мне хорошо, так все хорошо, я наслаждаюсь. И коллега говорит: «Прабху, ты в майи. Тебе не следовало бы наслаждаться этим. Это тебе все не нравиться на самом деле». «Хорошо, я избавлюсь от этой тенденции. Я отрежу все чувства, и не буду ничего воспринимать. И тогда мне не будут нравиться никакие формы, никакие вещи. И я просто с ума схожу от злости, что все это мне нравиться. Мне как-то естественно все это нравиться. И почему это меня так тенят к этим формам? Почему я их так люблю?»