В своих книгах Рагхунатха Даса очень подробно описывает науку чистого преданного служения в том виде, как она была дана нам Шри Чайтанйей Махапрабху, науку, которую очень трудно понять даже возвышенным преданным Господа Кришны. Не получив милости Госвами, невозможно постичь Шри Чайтанью Махапрабху. Именно поэтому мы изучаем книги Госвами, пытаясь понять, что же дал нам Шри Чайтанйя Махапрабху, какова Его философия Сознания Кришны. "Бхагавад-Гита" - это основа. В ней есть все, но в очень краткой и скрытой форме. Но Шри Чайтанйя Махапрабху Своим учением и личным примером очень ясно показал нам как испытывать расы преданного служения и дал наставление Госвами описать все более подробно в своих книгах, поэтому книги Госвами так важны для нас. Например, мы не считаем книги Госвами менее "Ведами", чем Веданта, Шримад Бхагаватам и т.д., более того, Гаудия-Вайшнавы считают их даже более важными, так как то, о чем написали Госвами, Шукадева Госвами не касался и Шрила Вйасадева не описал. Книги Госвами расширяют их учение. И здесь описываются наставления уму, начиная с очищения его от анартх и в конечном счете о том, как привести его к лотосным стопам Шри Шри Радхи-Кришны.
Я хотел бы подчеркнуть 3 очень важных элемента учения Рагхунатхи Даса Госвами.
- Он своим примером показал, как следовать учению Шрилы Рупы Госвами, вплоть до самых высших уровней.
- Он на своем примере показал, как испытывать умонастроение разлуки с Шри Шри Радха-Кришной, так как мы должны научиться этому умонастроению разлуки и практиковать его. Это очень важный элемент, и начинать мы можем даже начиная с нашего настоящего уровня. Мы начинаем практику преданного служения, понимая при этом свое положение в материальном мире как очень падших живых существ, и тогда мы будем испытывать определенную разлуку - я хочу прогрессировать, я действительно хочу обрести Сознание Кришны. Но сейчас я нахожусь полностью во власти этого материального мира, обуреваемый множеством материальных желаний, но, так или иначе, я хочу обрести Сознание Кришны. Мы должны иметь такое горячее желание его, чувствовать разлуку с Кришной. И это мы можем практиковать даже на нашем уровне - это именно то умонастроение, в котором мы должны повторять Харе Кришна - повторять свои круги, петь киртан. Мы можем видеть, что часто мы поем такой "дикий" киртан, при этом забывая о умонастроении разлуки. Но если, испытывая такую разлуку, мы подобным образом ведем себя в киртане, то это нормально - здесь важно именно наше внутреннее умонастроение.
- Исключительная зависимость от Шримати Радхарани. В одном из ключевых стихов Шри Чайтанйа-Чаритамриты Сварупа Дамодара Госвами описывает :
анарпита чарим чират карунайаватирнам калау
самарпайитум унатоджвала-расам сва бхакти шрийам
Шрийам означает "великое сокровище и великий секрет", который открыл нам Шри Чайтанйа Махапрабху. Мы не будем сейчас вдаваться в эзотерический смысл данного высказывания, но вкратце - далее там говорится о Шри Чайтанйе Махапрабху:
радха-бхава дйути сувалитам ноуми кришна-сварупам
Он - Господь Кришна в умонастроении Шримати Радхарани, и Он пришел специально для того, чтобы испытать умонастроение Шримати Радхарани. Часто по ошибке преданные говорят, что Господь Чайтанйа пришел для того, чтобы распостранить умонастроение Шримати Радхарани, но это неправильно, т.к. никто не способен наслаждаться расами преданного служения так же как и Шримати Радхарани Это доступно только Кришне и Чайтанье Махапрабху в этом умонастроении. Но в действительности Чайтаньа Махапрабху принес умонастроение помощниц гопи. В одной из игр, описанных в Чайтанйа-Чаритамрите, Радха с Кришной играли в водах Ямуны, а Господь Чайтанйа был в умонастроении их помощниц, находясь на берегу. В другой раз Он собирал цветы, получив такое наставление от гопи.