Прежде всего, здесь используется слово рагатмика-бхакти, поэтому прежде чем двигаться дальше, мы должны объяснить, что означает рагатмика-бхакти и как мы можем обрести ее. Но начнем мы с краткого обзора преданного служения, что, как я считаю, все должны уже знать.
Преданное служение разделяется на 3 категории. Это:
- Садхана-бхакти.
- Бхава-бхакти.
- Према-бхакти.
Эти 3 вида преданного служения анализируются в "Бхакти-расамрита синдху". Какова причина того, что они разделяются на 3 части ? Существует 2 аспекта преданного служения - садхана и садхья. Садхана означает практика, а садхья - это совершенство. Садхана-бхакти относится к садхане, а према-бхакти - к совершенству. Возникает вопрос - к какой категории относится бхава-бхакти ? В действительности, бхава-бхакти сама по себе является отдельной категорией преданного служения. Хотя она и является подобной нераспустившемуся бутону цветка любви к Богу, тем не менее, на этой стадии еще присутствуют тени, следы последствий нашей прошлой плохой кармы, плохих поступков. Хотя мы уже находимся на платформе экстатической любви, мы поднялись на уровень совершенства, поэтому это уже не относится к категории садханы, практики. Но так как еще присутствуют следы прошлых плохих поступков, мы не можем считать этот уровень совершенством. Итак, существует 3 категории - садхана-бхакти, бхава-бхакти и према-бхакти. Также преданное служение разделяется на подкатегории, которые должны знать преданные. Это шраддха, садху-санга, бхаджана-крийа, анартха-нивритти, ништха, ручи, асакти, бхава и према. Обычно садхана-бхакти продолжается вплоть до уровня асакти. Бхава-бхакти - на уровне бхавы, према-бхакти - на уровне премы. Таковы 3 категории преданного служения. Садхана-бхакти в свою очередь делится на 2 вида - ваидхи-бхакти и рагануга-бхакти или рага-бхакти. Мы немного подробнее поговорим об них. В "Нектаре преданности" дается определение ваиддхи-садхана бхакти: "Когда вдохновение к следованию садхана-бхакти приходит из наставлений священных писаний, а не является следствием спонтанной привязанности, такое преданное служение называется ваиддхи-бхакти. Преданный строго следует правилам и ограничениям и поклоняется в роскоши и умонастроении почтения и благоговения. Такой путь духовные авторитеты называют марьяда-марг, путь почтения и благоговения." Источником нашего вдохновения является страх перед шастрами, гуру, вайшнавы, то, что мы дали обязательство сделать это, а не привязанность, влечение. Все это является тем, что побуждает нас совершать преданное служение. И умонастроение этого служения - почтение и благоговение. Таковы признаки процесса ваиддхи-бхакти.
Другая разновидность садхана-бхакти - рагануга-бхакти. Каково же определение рагануга-бхакти? Когда преданный обладает спонтанным влечением следовать по стопам вечных спутников Господа во Вриндаване, то о его преданности говориться, что она имеет природу рагануга. И мы можем подумать - я тоже хочу следовать по стопам, поэтому, скорее всего, мое служение тоже относится к разряду рагануга. Но это не так просто, мы не просто должны хотеть этого. У нас может быть это влечение. Но то, о чем мы говорим, больше чем просто влечение - это спонтанное желание. Это желание настолько сильно, что подобно жадности, это всепоглощающее, непреодолимое побуждение, очень сильное желание служить Кришне в этом умонастроении. И мы должны признаться, что не обладаем таким желанием. Такое желание очень трудно обрести. Именно об этом говорит Шрила Рупа Госвами в стихе "Татра лоульам апи мульям экалам" - эта жадность, лоульям, является единственной ценой, за которую можно купить Кришну. И так как это единственная цена, то мы должны когда-то в конце концов обрести это желание. Итак, рагануга-бхакти означает, что преданного уже не беспокоит, что говорят шастры, его не вдохновляет почтение и благоговение, он не привлечен к Кришне вследствие того, что Он - Бог, он следует регулирующим принципам не потому, что он должен это делать, он воспевает Харе Кришна не потому, что дал обет читать 16 кругов и должен закончить свои круги - нет, у него есть эта сильная привязанность. И когда он воспевает, он не отвлекается на внешние вещи, например, мысли о том, что я хорошо читаю сегодняшнюю мантру - нет, у него очень, очень сильная привязанность. И Шрила Бхактивинода дает здесь определение раги: это абсолютная, безраздельная привязанность к своему возлюбленному.