Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Манах-шикша

[29 стр.]

Как, например, существует гриха-дхарма, пати-дхарма, столько различных обязанностей, установленных в ведической культуре. Он не говорит не выполнять все эти правила, но мы не должны выполнять их таким же образом, как это делают другие - в умонастроении наслаждения. Преданные не стремятся ко всем этим вещам, им нет необходимости или же они не имеют желания выполнять эту деятельность, они не стремятся к ее плодам, но они в данный момент находятся в определенной ситуации, поэтому они выполняют ту же самую деятельность, но в умонастроении отречения. Почему ? Йад йад ачарати шрештхас тат тат эветаро джанах. Махараджа Йутхиштхира совершал ашвамедха-йагйу, это деятельность из разряда кармы. Ему не было необходимости заниматься ею, так как он был чистым преданным, уттама-адхикари. Почему же он ею занимался? Поскольку обычные люди в его царстве не были уттама-адхикари, они не были даже преданными. Они следовали системе варнашрама, были благочестивыми в различной степени, поэтому Махараджа Йутхиштхира совершил это жертвоприношение, раджасуйа-ягью. В действительности, в Шримад Бхагаватам мы можем прочитать о множестве жертвоприношений, которые совершали цари. Все эти ягьи относятся к карма-канде, это все дхарма. Но как они их совершали? Они были отрешены. Их целью было только удовлетворить Кришну своей деятельностью. И что же удовлетворяло Кришну? То, что они возвышали людей, находящихся на низших уровнях, т.е. для них это была проповедь.

Но для обычных людей такого рода деятельность является средством обретения богатства и других вещей. Итак, умонастроение преданного таково, что он не должен выполнять эти обязанности в умонастроении наслаждения их плодами, но в умонастроении отрешенности, отречения. И может возникнуть вопрос - должны ли мы выполнять эту деятельность постоянно? Ответ такой - нет. Есть две категории преданных, о которых говориться здесь. Одна из них - садхаки, практикующие преданные. Садхака - это тот, кто еще не является чистым преданным. Он еще не поднялся на платформу са гунан саматитйаитан брахма бхуйайа калпате - он еще не находится на уровне брахма-бхута. Он еще не вышел из-под влияния гун материальной природы, поэтому он должен выполнять религиозную деятельность. Уровень са гунан является минимальным требование, лучше если мы достигли чистого преданного служения и развили сильную привязанность к Господу Кришне. Такие люди, не достигшие этого уровня, должны продолжать выполнять свои религиозные обязанности, что означает, что они должны следовать варнашраме - у них есть своя варна и свой ашрам. Но они должны делать это в умонастроении отречения. Они не должны быть привязаны. Это большой вопрос, мы не хотим вдаваться в детали, но таков главный принцип. Возникает вопрос - а как нам следовать этому принципу отрешенности?

В 7 песни Шримад Бхагаватам описывается, что обязанность грихастхи - он должен поклоняться Божествам. Прабхупада делает очень сильное утверждение - "домохозяин, не поклоняющийся Божествам, упадет". Почему? Потому, что в данном случае имеется в виду домохозяин, живущий далеко от храма и не занятый проповеднической деятельностью. Для него самое лучшее - поклонение Божествам. Но даже в этом случае природа грихастха-ашрама такова, что очень легко стать собственником. Дети подрастают, и нам очень трудно удержаться от мыслей о том, что это мой ребенок. Тогда все - дети, жена, дом, - мы начинаем считать своими - тато гриха кшетра сутапта витаир джанасья мохойам ахам мамети. Эта тенденция к собственничеству становится очень сильной, и даже освобожденные души запутываются. Как, например, в начале пятой песни описывается история Махараджи Приявраты, который был уттама-адхикари, и, поскольку его попросили жениться ради продолжения управления вселенной, он запутался. Это очень могущественно, и каждый может запутаться, поэтому Бхактивинода Тхакур говорит, что домохозяин должен поклоняться Божествам. Это должны быть либо храмовые Божества, если мы живем недалеко от храма, либо мы, живя далеко от храма, должны установить у себя дома Божества и должны считать, что теперь это уже не мой дом, а храм Господа. Я же - слуга в этом храме.

Далее: