Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Махабхарата

Оглавление: Махабхарата. Ади-парва (книга первая)

Комментарии (6)

99 Варанаси – древнее название Бенареса, священного города хинду, называемого также Каши.

100 Восьмой вид брака, т. е. брак по способу ракшасов. См. прим. 30 к «Сказанию о происхождении» (стр. 651).

101 Шальва – имя царя страны Шальва, которая была расположена в западной части Индии (совр. Раджастхан). Шальвы – народ, населявший страну.

102 Царь пернатых – Гаруда.

103 Варуна – название мифического оружия, которое находилось под покровительством Варуны, владыки вод.

104 Утатхья – легендарный мудрец, сын Ангираса и старший брат Брихаспати.

105 Митра – имя одного из Адитьев. В ведическую эпоху Митра выступает вместе с Варуной: он почитается правителем дня, в то время как Варуна – правителем ночи. Они вдвоем поддержи­вают землю и небо и управляют ими; они охраняют мир, наблюдая за всеми существами, покровительствуют религии и карают за грехи. В позднеиший период Митра, как и другие 11 Адитьев, олицетворяют собою одну из 12 форм солнца, которые соответствуют 12 месяцам в году.

106 Косала или Кошала – название страны и ее народа. Страна Кошала, или Авадха, была расположена по обеим сторонам реки Сараю, или Гогры (совр. Аудх), столицей ее была Айодхья.

107 И имя ему будет дано такое же, т. е. Панду, что означает «бледный».

108 Дочь повелителя ядавов, т. е. Притха или Кунтй, дочь Шуры из рода ядавов.

109 Дочь Субалы, т. е. Гандхари.

110 Дочь владыки мадров, т. е. Мадри, сестра Шальи, царя мадров.

111 Бхага – божество, почитающееся правителем созвездия «Уттара-Пхалгуни» (двенадцатое лунное созвездие, состоящее из двух звезд). Согласно легендам, Адитья Бхага был ослеплен Рудрой-Шивой.

112 Царь Гандхары, т. е. Субала.

113 Кунтибходжа – царь из рода ядавов, повелитель кунтиев в Бходже (нынешнее княжество Мальва), который принял и воспитал Кунти, ставшую супругой Панду.

114 Дурвасас – букв. «дурноодетый», имя древнего легендарного мудреца, почитающегося по одним легендам сыном Атри и Анасуйи, а по другим – воплощением Шивы. Дурвасас был известен своей вспыльчивостью.

115 Арка – солнце и имя бога Солнца.

116 Радха – супруга возницы Адхиратхи, усыновившая и воспитавшая Карну.

117 Карна Вайкартана – оба слова могут быть воспроизведены от корня krt или vikrt «резать, разрезать» и означают «срезающий, разрезающий».

118 Пауломи – букв. «дочь Пуломы», Шачи, супруга Индры.

119 Деваврата – имя Бхишмы.

120 Дашарны – название народа, населявшего страну Дашарна. В Махабхарате упоминаются две страны под названием Дашарна (букв. «десять крепостей»). Одна на западе, завоеванная Накулой, а другая на востоке, завоеванная Бхимой. Восточная Малька, включая княжество Бхопал, была Западной Дашарной со столицей Видиша или Бхилса. Восточная Дашарна образует часть Чхаттисгадха («тридцать шесть крепостей»), район в Центральных Провинциях, включая область Патны.

121 Митхила – столица древнего царства Видеха, которая была расположена северо-восточнее Магадхи (совр. Северный Верар). Ныне она называется Джанакпуром.

122 Кашийцы – народ, населявший страну Каши.

123 Сухмы – народ, населявший страну Сухма (нынешний Восточный Бенгал), которая была названа так по имени царя Сухмы, сына Диргхатамаса

124 Пундры – народ, населявший страну Пундра (также Паундра или Пундрадеша), которая отожествляется с Пандуа в районе Мальда в Бенгале.

125 Каусалья – букв. «царевна Косалы» Амбалика, супруга Вичитравирьи и мать Панду.

126 Джаянта – имя сына Индры от Пауломы (Шачи).

127 Девака – царь Матхуры, брат Уграсены и отец дочерей: Деваки, которая стала супругою Васудевы и матерью Кришны, и девушки, родившейся от женщины-шудры, которую он выдал за Видуру.

128 По достоинствам равных только себе. Сравнение описываемого предмета с этим же самым предметом считается в индийской поэзии наилучшей и оригинальнейшей аланкарой, т. е. поэтическим украшением.

129 Всего здесь перечислено 104 имени. Два из них, Джаласандха и Сама, повторяются. Поэтому всех имен получается 102, из коих одно, Юютсу, принадлежит сыну, рожденному от девушки-вайшьи, а другое, Духшала, – дочери Дхритараштры и Гандхары.

130 Свадхарма – свой, обязательный закон для каждой из четырех каст (варн) и четырех ступеней жизни.

131 Прозвище «Кшаттри» – букв. «подрывающий», давалось человеку, рожденному женщиной-шудрой от мужчины из высшей касты.

132 Купаясь в оба времени дня, т е. утром и вечером.

133 Нагасабха – гора в Хималаях.

134 Чайтраратха – букв. «принадлежащий (гандхарве) Читраратхе», название сада Куберы.

135 Озеро Индрадьюмна – озеро, расположенное вблизи горы Шаташринги непосредственно за Хансакутой.

136 Хансакута – букв. «лебединый пик», на звание одной из вершин Хималаев.

137 Шаташринга – букв. «стовершинный», название горы в цепи Хималаев.

138 Шарадандаяни – имя жены одного кшатрия.

139 Сомасанстха – особый вид жертвоприно шения, во время которого совершается возлияние сомы на пылающий огонь.

140 Какшиван – легендарный мудрец, сын Диргхатамаса и Ушидж, иногда прозываемый Паджрия, оттого, что происходил из рода Паджра. Какшиван считается автором некоторых гимнов Ригведы, особенно связанных с почитанием Ашвинов.

141 Саудаса – царь Калмашапада, сын Судасы и потомок Икшваку из солнечного рода. Саудаса был проклят мудрецом Шакти, старшим сыном Васиштхи, и в силу этого проклятия стал людоедом.

142 Калмашапада – царь, сын Судасы.

143 В образе йоги, т. е. как воплощение сосредоточенного состояния или воплощение силы подвижничества.

144 Мухурта – единица времени, равная 1/30 суток, или 48 минутам.

145 Айндра – название 18-го лунного созвездия.

146 Каруша – народ, населявший страну Каруша в горах Виндхья (совр. Мальва).

147 Сыны Кадру и Винаты, т. е. змеи и птицы.

148 Тумбуру – один из полубогов-гандхарвов.

149 Палаша – название дерева (Butea frondosa).

150 Тилака – род дерева с красивыми цветами (Clerodendrum phlomoides, Symplocos racemosa).

151 Чампака – род дерева, приносящего желтые благоуханные цветы (Michelia campaka).

152 Парибхадрака – род дерева (Erythrina indica).

153 Преты – букв. «усопшие», тени умерших, которые представляются в виде скелетов. По религиозным представлениям хинду, преты питаются остатками пищи, получаемыми от живых, и обитают в грязи, моче и испражнениях. Состояние претов для большинства душ почитается временным и оканчивается новым рождением, за исключением больших грешников, кои остаются претами навсегда.

154 Бахлика – царь, сын Пратипы и старший брат

Шантану, которому он уступил трон царей лунной династии за другое царство. В оригинале слова «Бахлика» и «сын Бахлики» звучат одинаково.

155 Царственный мудрец, одаренный оком мудрости, т. е. Дхрита раштра.

156 Матаришван – эпитет бога ветра.

157 Твоего сына, т. е. Дхритараштры, брата Панду.

158 Сын Дхритараштры, т. е. Дурьйодхана.

159 Праманакоти – место священных омове ний на берегу Ганги.

160 Калакута – смертельный яд.

161 Сын Дхритараштры от женщины-вайшьи, т. е. Юютсу, сто пер вый сын Дхритараштры, родившийся от женщины-вайшьи.

162 Гаутама – здесь прозвище Крипы, сына Гаутамы, которое звучит одинаково с именем его отца.

163 Агнивешья – букв. «чьим местопребыва нием был огонь», «рожденный из жертвенного огня», эпитет Парашурамы (Джамадагньи).

164 Агнея – мифическое оружие, которое находилось под покровительством Агни, бога огня.

165 Отшельник, рожденный из жертвенного огня, т. е. Агнивешья.

166 Друпада – царь панчалов, сын Пришаты и отец Драупади, общей супруги пандавов. Друпада носил также имя Яджня сена.

167 Народ, населявший страну Панчалу, разделялся Гангой на северных и южных панчалов. Полагают, что северные панчалы занимали нынешний Рохилькханд, а южные – Гангский (Нижний) Доаб.

168 Гаутами – эпитет Крипи, дочери Гаутамы.

169 Джамадагнья – букв. «сын Джамадагни», эпитет Парашурамы, который также именуется Рамой.

170 Имя Рамы здесь относится к Джамадагнье, Парашураме.

171 Бхаргава – букв. «потомок Бхригу», здесь эпитет Парашурамы, сына Джамадагни.

172 Паршата – букв. «сын Пришаты», эпитет Друпады.

173 Царь панчалов, т. е. Друпада, царь страны Панчалы.

174 По мнению Дроны, Арджуна как его достойный ученик должен был сам дойти до мысли упражняться в стрельбе и ночью. Дрона был уверен, что случай с пищей, которую Арджуна мог принять как-нибудь в темноте, вопреки распоряжению учителя, натолкнет его на эту мысль.

Сказание о сожжении смоляного дома

1 Сомадатта – сын даря Бахлики, старшего брата Шантану.

2 Суйодхана – букв. «хорошо сражающийся», эпитет Дурьйодханы, старшего сына Дхритараштры.

3 Царевич каурава, т. е. Дурьйодхана.

4 Арани – две деревянные дощечки, из которых посредством трения добывается огонь для ритуальных целей.

5 Ваявья – название мифического оружия, находившегося под покровительством Ваю, бога ветра.

6 Парджанья – мифическое оружие Парджаньи, т. е. бога грозы и грома – Индры.

7 Бхаума – мифическое оружие, находившееся под покровительством богини Земли.

8 Парвата – название мифического оружия, которое находилось под покровительством владыки гор Хималая.

9 Антардхана – букв. «исчезновение», название легендарного оружия, применением которого якобы можно было заставить исчезнуть всякого рода предметы и препятствия.

10 Хаста – букв. «рука», или Савитра – букв. «относящийся к Санитару (Солнцу)», название находящегося под Савитаром (Солнцем) 13-го лунного созвездия, состоящего из пяти звезд.

11 Гром облака и облака, испускающие гром, – образ, часто встречающийся в древнеиндийской литературе.

12 Пакашасани – букв. «сын карателя дайтьи Паки», т. е. сын Индры – Арджуна.

13 Пандава, т.е. Арджуна, сын Индры (Харихайи).

14 Дочь Кунтибходжи – эпитет Кунти.

15 Адхиратха – возница из касты сутов, усыновивший Карну.

16 Гуха – букв. «рожденный в тайном месте», эпитет Картикейи или Сканды, бога войны.

17 Криттика – созвездие, состоящее из шести звезд, которые представляются апсарами, вскормившими Картикею, бога войны. Согласно легендам, Картикея или Сканда, почитается сыном Шивы и Парвати, который, однако, родился не из ее утробы. Шива бросил свое семя в рот богу Агни, принявшему вид голубя, который приблизился к Шиве, в то время когда тот предавался наслаждению с Парвати. Но Агни, не будучи в силах нести то семя, бросил его в Гангу. В это время в Ганге купались шесть апсар, прозывавшихся Криттиками, которые воплощали собою созвездие Криттика. И от того семени все шесть апсар зачали и родили шесть сыновей. Но эти шесть сыновей, согласно легендам, впоследствии таинственным образом воссоединились в одном необычайном облике с шестью головами, двенадцатью руками и глазами. По этому Гуха, или Сканда, бог войны, называется по-разному: сыном Шивы или Рудры, сыном Агни, сыном Ганги и сыном Криттики (Картикея).

18 Маканди – город на берегу Ганги, с прилегавшей к нему областью. Маканди был второй столицей южных панчалов.

19 Кампилья – город на берегу Ганги, который был первой столицей южных панчалов. Кампилья отожествляется с нынешним Кампилом, расположенным между Будаоном и Фаррукхабадом в Соединенных Провинциях.

20 Чарманвати – древнее название реки Чамбал в Раджпутане, которая берет свое начало в самой возвышенной точке гор Виндхья. Согласно легендам, река Чарманвати (букв. «вытекающая со шкур») образовалась из крови, которая обильно стекала со шкур коров, убитых Рантидевой для жертвоприношения.

21 Ахиччхатра – город с прилегавшей к нему областью, который был столицей северных пан чалов. Ахиччхатра отожествляется с нынешним Рамнагаром, расположенным в 37 км западнее Барели в Рохилькханде.

22 Викартана – букв. «прорезывающий, разде ляющий тучи, облака», эпитет солнца.

23 Сын своей сестры, т. е. Ашваттхаман, сын Дроны от Крипи, дочери Гаутамы (Шарадвана) и сестры Крипы.

24 Пашупати – букв. «владыка скота», Шива.

25 Сын Амбики – эпитет Дхритараштры.

26 Так сказал царь, т. е. Дхритараштра.

27 Пурочана – советник и доверенный Дурьйод ханы, который выстроил в Варанавате смоляной дом, чтобы сжечь в нем пандавов, но сгорел сам.

28 Провожали того льва среди мужей, т. е. Юдхиштхиру.

29 К средству, каким пользуются дикобразы. Дикобразы живут в длинных подземных ходах и норах, которые они сами вырывают.

30 Аджаташатру – эпитет Юдхиштхиры.

31 Пхалгуна – название ин дийского месяца,соответствующего февралю–марту.

32 Рохини – название четвертого лунного созвездия, состоящего из пяти звезд и имеющего форму тележки. Рохини почитается одной из нескольких дочерей Дакши, наиболее любимою супругою Месяца (Сомы).

33 Ваджрапани – букв. «держащий ваджру (громовую стрелу) в руке», эпитет Индры.

34 Кайласа – гора, вершина Хималаев, которая почитается местопребыванием Шивы и Куберы.

35 Мадхави – букв. «происходящая из рода Мадху, мадхавийка», эпитет Кунти.

36 Царь Кунтиев – Кунтибходжа, удочеривший Кунти, мать пандавов.

37 Чайтья – каменная колонна, содержащая пепел усопших, или ступа.

38 Шучи и Шукра – название индийских месяцев: 1) месяца Aшадхa, соответствующего июню–июлю, и 2) месяца Джйештха, который соответствует маю–июню.

39 Ньягродха – название индийского фигового дерева.

40 Кроша – мера длины, равная 31/2 км.

41 Этот темный, т. е. Арджуна.

Сказание об убийстве Хидимбы

1 С шеей, подобной раковине – т. е. Имеющий шею с тремя складками, напоминающую собою раковину.

2 Лук – мера длины, равная четырем локтям (хастам – hasta).

3 Здесь майя означает обман, основанный на применении волшебных чар.

Сказание об убийстве Баки

1 Манаса – название озера (совр. Манассаровар) расположенного в Хималаях.

2 Матсьи – народ, населявший страну Матсья или Вирата. Матсьи занимали территорию нынешнего Джайпура, включая всю нынешнюю террторию Альвара с частью Бхаратпура.

3 Валкала – одежда отшельника, сделанная из древесной коры, мочальное платье.

4 Он, т. е. ракшас Бака.

5 Ветракиягриха – букв. «место, изобилующее тростниками, название одной местности.

Сказание о Читраратхе

1 Брахма или брахман – здесь священное писание, веды

2 Дочь Яджнясены – Драупади, дочь царя Друпады (Яджнясены).

3 Здесь Кришна – Драупади.

4 Два близких друга, т е. Друпада и Дрона.

5 Дрона – букв. «кувшин».

6 Рама, т. е. Парашурама, сын Джамадагни

7 Оружие Брахмы – название мифического оружия, то же, что и «брахмаширас».

8 Чхатравати, т. е. Ахиччхатра, столица Север ной Панчалы.

9 Пришати – букв. «невестка Пришаты», отца Друпады; прозвище супруги Друпады.

10 Сомашраваяна – название места паломничества на берегу Ганги

11 Трута – то же, что и Трути.

12 Вака – название реки, очевидно одного из притоков Ганги.

13 Согласно индийской мифологии, река Ганга, дочь Хималая, первоначально протекала на небесах. Как рассказывают легенды, однажды царь Caгаpa, правитель Айодхьи, решил совершить торжественное жертвоприношение коня, который и был выпущен на волю под охраной царского внука Аншумана. Нo в день жертвоприношения конь был похищен Индрой. На поиски коня; царь Caнapa послал шестьдесят тысяч своих сыновей. Не находя нигде коня, они решили добраться до преисподней и стали рыть землю, продвигались на северо-восток. Там они увидели риши Капилу и жертвенного коня, который был привязан позади него. Обвиненный сыновьями Сагары в похищении коня Капила, неповинный ни в чем, огнем своего гнева превратил их в пепел. От Гаруды, царя пернатых, Аншуман узнал о судьбе сыновей, которых возможно оживить только водами небесной Ганги. Прошло много лет и царем становится Бхагиратха, внук Аншумана. Поручив свое царство советникам, он стал совершать подвиги для низведения Ганги на землю. Через тысячу лет Брахма внял мольбам, и Ганга низринулась с небес на землю. Она потекла по земле и оживила сыновей Сагары, которые, обратившись в сыновей Бхагиратхи, отправляются на небеса. Ганга потекла дальше и проникла в преисподнюю. Воды Ганги, заполнившие огромную яму, вырытую сыновьями Сагары, образовали океан, называемый Сагара, что и означает: «место сыновей Сагары». Таким образом, Ганга протекает на небесах, на земле и в преисподней и поэтому часто носит название: «Текущая тремя путями».

14 Алаки – название обитателей Алаки, столицы Куберы, расположенной на вершине Хималая, где также оби тает Шива.

15 Гандхарви – женщина-гандхарва.