Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Махабхарата

Оглавление: Махабхарата. Ади-парва (книга первая)

Комментарии (2)

80 Трьямбака – букв. «трехглазый», эпитет бога Шивы.

81 Пашупата – букв «принадлежащий Пашунати (Шиве)», название мифического оружия.

82 Дхананджая – букв. «завоеватель богатств», Арджуна.

83 Третье небо – третье или высшее небо, где согласно индийской мифологии, пребывают боги.

84 Каурапы по главе с Дурьйодханой совершают поездку в стоянки пастухов, расположенные в лесу Двайтавана, с целью пока зать свою власть и поглумиться над униженными пандавами.

85 Гандхарвы – разновидности добрых полубогов, считающихся небесными музыкантами.

86 Акшаухини – большая армия, состоящая из четырех родов войск: слонов, колесниц, коней и пехотинцев. Согласно Махабхарате, в акшаухини входят: 21 807 слонов и столько же колес ниц, 65 610 коней и 109 350 пехотинцев.

87 Мадху – отец Вришни и потомок старшего сына

Яду – родоначальника рода ядавов, в котором родился и Кришна. Мадху, таким образом, является предком Кришны, который носит прозвище Мадхава, т. е. «потомок Мадху» или «происходящий из рода Мадху».

88 Согласно индийской мифологии, Вишну-Кришна, приняв вид карлика, попросил у Бали, царя дайтьев (титанов), завладевшего тремя мирами, – три шага земли. Получив от Бали просимое, Вишну одним шагом перешагнул всю землю, а другим – небеса. Третьего же шага он не сделал, и поэтому властителем подземного мира остался Бали.

89 Кешава – букв. «прекрасноволосый», эпитет Кришны.

90 Сын Бхарадваджи – прозвище Дроны.

91 Гандива – название лука Арджуны.

92 Показал в своем теле миры, т. е. потусторонние миры, где, согласно мифологии хинду, пребывают боги, а также смертные, накопившие в земной своей жизни достаточные религиозные заслуги.

93 Шикхандин – сын царя Друпады. Шикхандин родился девочкой, но потом некий полубог с ним обменялся полом, В поединке с Бхишмой Арджуна, оказавшись не в силах победить его, выставил впереди себя Шикхандипа, но Бхишма отказался применить против него оружие, так как продолжал видеть в нем женщину. Этим воспользовался Арджуна и пронзил Бхишму множеством стрел.

94 Сомаки – название народа, получившего свое прозвище от имени Сомака, который был дедом Друпады и передал свое имя потомкам.

95 Шукра – сын Бхригу, наставник демонов-асуров, который при помощи волшебной науки якобы возвращал к жизни асуров, павших в битве с богами. Его также называют Ушанасом.

96 Сурья – одно из имен бога Солнца.

97 Саншаптаки – букв. «поклявшиеся», воины-союзники, давшие торжественную клятву сражаться вместе и отвращать других от бегства.

98 Сын Субхадры – прозвище Абхиманью, сына Арджуны от Субхадры, сестры Кришны.

99 Сайндхава – царь страны Синдху, которая была расположена в долинах реки Синдху, между нынешним Индом в Джхилаиом.

100 Ююдхана – букв. «усердно сражающийся», эпитет Сатьяки, воина из рода ядавов, который сражался на стороне пандавов в качестве возницы Кришны.

101 Критаварман – сын Хридики из рода ядавов, воин-герой, который сражался на стороне кауравов. В числе трех оставшихся в живых он ночью совершил кровавое нападение на спавший лагерь пандавов.

102 Сын Дроны, т. е. Ашваттхаман.

103 Мадхава – букв. «потомок Мадху», имя Кришны.

104 Гхатоткача – сын Вхимасены от ракшаси Хидимбы.

105 Савьясачин – букв. «ловкий и на левую руку», эпитет Арджуны.

106 Дхриштадьюмна – сын царя Друпады и брат Драупади.

107 Нараяна – букв. «принадлежащий Нараяне», название божественного оружия.

108 Царь мадров, т. е. царь Шалья, брат Мадри, второй супруги Панду. Царь Шалья правил страной мадров, которая была расположена к северо-западу от Хиндустана, на территории между Биасом и Ченабом (совр. Мадрас). Во время великого сраженья Шалья перешел от пандавов к кауравам и был убит Юдхиштхирой.

109 Субала – герой страны Гандхары, которая про стиралась вдоль реки Кабул, между Кунаром и Индом, включая районы Пешавара и Равальпинди в Северном Панджабе. Субала был отцом Гандхари, ставшей супругой Дхритараштры.

110 Сын Субалы – Шакуни, строил всяческие коварные планы, чтобы погубить пандавов. Он побудил Дурьйодхану вовлечь в игру в кости Юдхиштхиру, который проиграл все свое царство и выну жден был, по условиям игры, удалиться вместе с братьями и общей супругою в лес в изгнание на двенадцать лет, а тринадцатый провести неузнаваемым.

111 Гангахрада – букв. «озеро Ганги», название места священных омовений на реке Ганге.

112 Панчалы – название народа, населявшего страну Панчалу (нынешний Рохилькханд). Панчала первоначально была стра­ной, расположенной на север и запад от Дели, от подножия Хималаев до реки Чамбал. Впоследствии же она была разделена на Северную и Южную Панчалу, которые разделялись Гангою. Столицей первой был юрод Ахиччхатра, а второй – Кампилья.

113 Ашваттхаман – сын Дроны и Крипи, брахман-воин, сражавшийся на стороне кауравов.

114 Айшика – название особого вида оружия, сделанного из бамбукового ствола.

115 Уттара – имя дочери царя Вираты, супруги Абхиманью и матери Парикшита.

116 Брахмаширас – букв. «голова Брахмы», название мифического оружия.

117 Свасти – букв. «хорошо есть», восклицание, выражающее благополучие, счастье и успех.

118 Вирата – царь страны матсьев, которая была расположена близ нынешнего Джайпура. У царя Вираты последний год своего изгнания служили пандавы, скрывая свои имена. Его дочь Уттара стала женой Абхиманью, сына Арджуны, и родила Парикшита.

119 Сын Гавалганы – Санджая, возница царя Дхритараштры.

120 Шайбья – потомок древнего царя Шиби, о котором рассказывают, что он спас Агни в образе голубя от Индры, принявшего вид ястреба, – пожертвовав частью своих мускулов, равной весу голубя.

121 Упанишада – букв. «сокровенное знание», название философского раздела ведической литературы.

122 Яти – отшельник, подвижник.

123 Йога – соединение; различные религиозные упражнения направленные якобы на слияние с чистым духом индийской философии.

124 Амрита – напиток бессмертия, амброзия или нектар, пища богов. См. прим. 89 к «Краткому содержанию» (стр. 627).

Краткое содержание (всех книг Махабхараты)

1 В мифологии хинду различаются четыре мировых периода, или юги: 1) Сатьяюга или Критаюга – Золотой век, 2) Tретаюга – Серебряный век, 3) Двапараюга – Медный век и 4) Калиюга – Железный век. Продолжительность первого периода равна 1 728 000 земным годам, второго – 1 296 000, третьего – 864 000 и четвертого – 432 000. Все четыре юги вместе составляют одну «Великую югу» – Махаюгу, или Манвантару («период Ману»), длительность которой равна 4 320 000 лет.

2 Рама, т. е. Парашурама Джамадагнья, сын брахмана и подвижника Джамадагни.

3 Шалья – царь мадров и брат Мадри, второй супруги Панду.

4 Хардикья – букв. «сын Хридики», Критаварман.

5 Гаутама – букв. «сын Гаутамы», Крипа, зять Дроны.

6 Пулома – супруга Бхригу и мать Чьяваны.

7 Итихаса – букв. «так именно было», сказание о древности или о былом, былина, история.

8 Мировая душа или высочайший дух – божественная субстанция, брахма.

9 Паушья – букв. «сын Пушана», имя царя, правив шего областью Каравирапура, которая отожествляется с нынешним юродом Колхапур в Бомбейском президентстве.

10 Астика – легендарный мудрец, сын отшельника Джараткару or сестры великого змея Васуки, который смог остановить жертвоприношение, устроенное царем Джапамеджайей, и спасти змеиное племя вместе с Такшакой от гибели.

11 Хидимба – ракшас-людоед, который был убит Бхимасеной.

12 Бака – ракшас-людоед, убитый Бхимасеной.

13 Читраратха – царь гандхарвов, побежденный Арджуной.

14 Царевна Панчалы – прозвище Драупади, дочери Друпады, царя панчалов.

15 Видура – третий сын отшельника Вьясы от рабыни из касты шудр. Видура приходился младшим братом Панду и дядей пандавам

16 Шишупала – царь страны Чеди(совр. Бунделькхаид), двоюродный брат Кришны. Шишупала был непримиримым врагом Кришны из-за того, что тот похитил его нареченную Рукмини. Во время жертвоприношения, которое устроил Юдхиштхира, Шишупала оскорбил Кришну за то, что ему первому была оказана почесть, и был убит Кришной.

17 Кирмира – ракшас, убитый Бхимасеной.

18 Индра – бог бури и грома, а также бог-воитель, носящий часто эпитет «владыка богов». В послеведическую эпоху Индра отошел на второй план, уступив свое место Шиве, или Вишну.

19 Джатасура – ракшас, который в облике брахмана похитил Юдхиштхиру, Сахадеву, Накулу и Драупади, но был пойман и убит Бхимасеной.

20 Маркандея – отшельник, силою аскетических подвигов якобы достигший бессмертия. Во время пребывания пандавов в изгнанпи Маркандея навещал их и рассказывал им древние сказания.

21 Сатьябхама – дочь Сатраджита и одна из четырех главных жен Кришны.

22 Дрона – мера зерна, равная приблизительно 16 кг.

23 Кичаки – название народа, занимавшего территорию, где был расположен город Экачакра (совр. Чакарнагар).

24 Абхиманью – сын Арджуны от Субхадры.

25 Санатсуджата – брахман, вечно-юный риши. Он изложил Дхритараштре науку о высочайшем духе (брахме), знанием которой вместе с йогой якобы побеждается сама смерть.

26 Господь – Кришна.

27 Ратхин – воин, сражающийся на колеснице, колесничный воин.

28 Атиратха – колесничный воин, не имеющий себе равного.

29 Улука – имя посланца Дурьйодханы, который передал пандавам надменное и оскорбительное послание и принес назад их решительный ответ.

30 Амба – сестра матери Панду, дочь царя Кашираджи. Вместе с двумя своими сестрами она была насильно увезена Бхишмой, который отказался жениться на ней, так как дал обет воздержания.

Оскорбленная, она дала обет погубить его и умилостивила Шиву, чтобы он исполнил ее желание. В следующем своем рождении она родилась дочерью Друпады – Шикхандини, а затем обратилась в юношу Шикхандина, который послужил причиной гибели Бхишмы. См. прим. 93 к «Вступлению» (стр. 618).

31 Материк Джамбу, или Джамбудвипа – название одного из семи материков, в систему которого, согласно индийской космогонии, входит Индия.

32 Бхагавадгита – «Песнь господа», философская поэма, входящая в состав Шестой книги Махабхараты.

33 Джаядратха – царь саувиров в области Синдху (совр. Синдх), супруг Духшали, дочери Дхритараштры, и шурин Дурьйодханы, – был убит Арджуной.

34 Гхатоткача – сын Бхимасены от ракшаси Хидимбы.

35 Сарасвати – название древней реки, которая протекала недалеко от Курукшатры, где происходило великое сражение между кауравами и пандавами. В Пенджабе имеется давно высохшее русло реки Сарасвати, которая, по индийским легендам, не исчезла, а протекает под землей и у Праяга (совр. Аллахабад) сливается с Гангой и Ямуной (совр. Джумна).

36 Речь идет о ночном нападении на беспечно спавшее войско Юдхиштхиры, окончившемся полным истреблением лагеря пандавов.

37 Речь идет о сражении на палицах между Бхимасеной и Дурьйодханой, в котором последний был убит только благодаря применению нечестных способов боя по совету Кришны.

38 Здесь описывается плач и скорбь многострадальных жен воинов, павших на поле сражения.

39 Здесь говорится о том, как Юдхиштхира распределял дворцы между своими братьями.

40 Повторная песнь – песня, в которой Кришна, по просьбе Арджуны, резюмирует то, что было им изложено выше в Бхагаватгите.

41 Отшельник Вьяса дал Дхритараштре дар. Дхритараштра, Гандхари и Кунти хотят увидеть павших в бою родственников. Вьяса приглашает их пойти к Бхагиратхе (реке Ганге), где он вызывает для них чудесное видение павших воинов, которые поднимаются из вод, встречаются с ними и исчезают вновь. Вдовы их погружаются в поток, чтобы воссоединиться со своими мужьями.

42 Уттанка – мудрец риши, ученик мудреца Веды. Уттанка достал серьги для царицы, супруги царя Паушьи, и после утраты достал их вновь из змеиного царства.

43 Бхригу – ведический мудрец, великий риши, почитающийся основателем рода бхригуидов или бхаргавов, в котором роди­лись Джамадагни и Парашурама.

44 Гаруда – сын Винаты от прародителя Кашьяпы, птица-великан, царь птиц и пожиратель змей.

45 Уччайхшравас – белый конь Индры, якобы вышедший из воды при пахтании океана.

46 Двайпаяна – букв. «островной, островитянин», эпитет мудреца Вьясы, тайно рожденного своею матерью на острове.

47 Частичное воплощение – неполное воплощенио божеств, которые по индийской мифологии только некоей частью своего существа якобы воплощаются на земле в образе царей, героев и пр. для искоренения зла.

48 Дайтьи – демоны, потомки Дити от Кашьяпы.

49 Данавы – демоны, потомки Дану от Кашьяпы, которые, как и дайтьи, сражались против богов.

50 Бхагратхи – букв. «дочь Бхагиратха», одно из названий Ганги. Согласно преданиям, Бхагиратха – сын царя Дилипы и потомок царя Сагары – своими суровыми аскетическими подвигами низвел Гангу с небес на землю, чтобы воскресить шестьдесят тысяч сыновей царя Сагары, превращенных в пепел проклятием мудреца Капилы. Воды Ганги устремились к мету гибели сыновей Сагары и, омыв пепел, оживили их. Поэтому Ганга называется «дочерью Бхагиратха».

51 Шантану – сын Пратипы, царь лунной династии, который был женат на Ганге и Сатьявати. От первой жены у него был сын по имени Бхишма, а от второй – Читрангада и Вичитравирья.

52 Варапавата – древнее название города Барнава, расположенного в 35 км к северо-западу от Мирута.

53 Апгарапарна – имя Читраратхи, царя гандхарвов, побежденного Арджуной.

54 Тапати – дочь Солнца, супруга царя Самваравы и мать Куру.

55 Васиштха – легендарный мудрец, почитающийся домашним жрецом солнечной династии царей и автором ряда ведических гимнов, в особенности же VII мандалы Ригведы.

56 Аурва – легендарный мудрец, потомок Бхригу.

57 Кхандавапрастха – букв. «область леса Кхандава», то же, что Индрапрастха. См. прим. 76 к «Вступлению» (стр. 617).

58 Нарада – божественный мудрец, который в индийской мифологии признается сыном Брахмы, творца вселенной. Нарада почитается посредником между мирами богов и людей.

59 Сунда и Упасунда – два брата-асура, сыновья Никумбхи, которые убили друг друга из-за Тилоттамы, прекрасной небесной девы, созданной и подосланной богами.

60 Улупи – дочь Кауравьи, царя змей. Однажды, купаясь в Ганге, Улупи увидела Арджуву и, пленившись его красотой, увлекла его в Паталу, подземное царство змей., Улупи предложила себя в жены Арджуне, который произвел от нее сына по имени Ирават. Когда Арджуна в сражении был обезглавлен стрелою Бабхруваханы, пасынком Улупи, то при помощи последней он был возвращен к жизни.

61 Бабхрувахана – царь Манипура (Маналура), сын Арджуны от его супруги Читрангады, который был воспитан Улупи.

62 Дварака, Дварика или Дваравати – столица Кришны, воздвигнутая на острове, посреди океана, которая, но преданиям, была после смерти Кришны разрушена морем. Ныне – город Дварка в западной части Гуджерата.

63 Киритин – букв. «украшенный короной или диадемой», эпитет Арджуны.

64 Колесница желания – мифическая колесница, обладающая свойством двигаться всюду по желанию ее обладателя.

65 Деваки – супруга Васудевы и мать Кришны.

66 Мандапала – некий мудрец, который всю жизнь провел в подвижничестве и умер бездетным. Когда в обиталище Ямы он узнал, что его аскетические занятия не достигли успеха из-за того, что у него не было потомства, он принял вид птицы из породы шарнгика и от птицы той же породы, по имени Джарита, произвел четырех сыновей – шарнгов.

67 В критическом издании Махабхараты содержится 225 глав.

68 Бхима – сокращенное имя Бхимасены, второго сына Панду и Кунти.

69 Сын Дхармы, т. е. сын бога Ямы, Юдхиштхира.

70 Вришни – название общины или рода ядавов, к которой принадлежал Кришна. Такое название идет от имени Вришни, потомка Яду, который принадлежал к лунной династии и был предком Кришны. От него Кришна получил прозвище Варшнея («потомок Вришни»).

71 Саубха – название мифического воздушного города дайтьев на берегу океана, над которым властвовал царь Шальва. Кришна разрушает чудесный город Саубху при помощи своего диска и убивает Шальву.

72 Махадева – букв. «великий бог», эпитет Шивы.

73 Охотник-кирата – представитель лесных и горных племен, живших охотой.

74 Хранители мира, т. е. хранители стран света; их восемь: Индра, Агни, Яма, Найрита, Варуна, Марут, Кубера и Шива.

75 Восхождение на небо, т. е. пришествие Арджуны в царство Индры, своего отца.

76 Брихадашва – мудрец, который для утешения Юдхигатхиры рассказывает ему сказание о Нале и Дамаянти.

77 Ломаша – мудрец, посланный Индрой к Юдхиштхире.

78 Гандхамадана – букв. «опьяняющий запахом», древнее название части горной цепи Рудра-Хималаи в Гарвале, которая находится северо-восточнее Бадринатха.

79 Маниман – друг бога Куберы, убитый Бхимой.

80 Агастья – мифический царственный мудрец, упоминающийся еще в Ригведе. По преданию, Агастья родился от семени Митра-Варуны, которое истекло у него при виде прекрасной небесной девы Рамбху. Об Агастье известен следующий миф. Гора Виндхья потребовала от Солнца, чтобы оно обходило ее, как оно обходит священную гору Меру. Когда Солнце отказало, гора Виндхья, дабы преградить ему путь, стала расти в высь. По просьбе богов, Агастья направился к Виндхье, и она почтила его поклоном. Агастья, приказав ей не подниматься до его возвращения, отправился на юг, откуда уже не вернулся обратно. И Виндхья навсегда осталась распростертой.

81 Ватапи – демон-дайтья, сожженный мудрецом Агастьей.

82 Лопамудра – имя девы, созданной мудрецом Агастьей и тайно им отданной царю Видарбхи. Когда Лопамудра выросла как приемная дочь царя, Агастья сам женился на ней.

83 Шиби – легендарный царь, сын Ушинары, о котором легенды рассказывают, что он спас Агни в образе голубя от Индры, принявшего вид ястреба,

84 Ришьяшринга – некий мудрец, сын Вибхандаки. По легендам, он родился от антилопы и имел на лбу маленький рог, отчего и получил прозвище Ришьяшринга («антилопорогий»).

85 Картавирья – сын Критавирьи, царь хайхаев, который правил в Махишмати, наследственной столице царей из рода Хайхая. Он имел тысячу рук и золотую колесницу, которая могла двигаться всюду по желанию владетеля. Картавирья был убит Парашурамой за то, что тот насильно увел корову Камадхену у его отца Джамадагни.

86 Хайхая – название страны и ее народа, обитавшего, как предполагают, в горах Виндхья.

87 Суканья – дочь царя Шарьяти, которую отец выдал за мудреца Чьявану.

88 Шарьяти – царь, отец Суканьи, супруги Чьяваны.

89 Сома – сок растения сома, хмельной напиток, который употреблялся при жертвенных возлияниях и почитался священным, Сома часто отожествляется с амритой, напитком бессмертья.

90 Джанту – сын царя Сомаки, которого якобы отец разделил на сто частей и получил сто сыновей.

91 Аштавакра – легендарный брахман, сын Каходы и Суджаты, якобы изучивший веды еще в утробе матери и родившийся калекой.

92 Бандин – возница-сута, побежденный на диспуте брахманом Аштавакрой.

93 Хираньяпура – название города асуров, якобы расположенного в воздухе.

94 Двайтавана – название леса и озера, находившихся вне пределов Куруджангалы (Курукшетры).

95 Индрадьюмна – имя древнего царя и риши, отца Джанаки.

96 Савитри – царевна, супруга Сатьявана. которого она своею мудростью и любовью спасла от Ямы, бога смерти. Сказание о Савитри рассказывает Юдхиштхире Маркандея для утешения пандавов. Это одно из замечательных сказаний древности, включенных в Махабхарату.

97 Уддалака – имя мудреца и учителя.

98 Вайнья – букв, «сын Вены», Притху, царь солнечной династии, потомок Икшваку. Согласно легендам, он был первым царем, и от него земля получила свое название «Притхви» («принадлежащая Притху»).

99 Рама – легендарный герой древней Индии, сын царя

Дашаратхи, впоследствии признанный воплощением высочайшего божества Вишну. Рама является героем эпической поэмы Рамаяны, автором которой считается Вальмики.

100 Пурандара – букв, «сокрушитель (вражеских) городов», эпитет бога Индры.

101 Дхарма наставляет своего сына, т. е. Яма, бог смерти и правосудия, наставляет своего сына Юдхиштхиру.

102 Шами – название породы дерева (Prosopis spicigera, или Mimosa suma), которое якобы содержит в себе огонь.

103 Врикодара – букв. «имеющий брюхо, как у волка», «волкобрюхий», прозвище Бхимасены.

104 Кичака – полководец царя Вираты, убитый Бхимою за то, что он домогался Драупади.

105 Упаплавья – столица царства Вираты, царя матсьев. По соседству с Джайпуром, в 194 км южнее Дели, находится город Вират или Байрат, который, как предполагают, стоит на месте древней Упаплавьи.

106 Город, носящий имя слона – название города Хастинапура, столицы кауравов, из-за которой возникла великая война. Согласно легендам, город этот основан царем Хастином, сыном первого Бхараты, откуда и название его «Хастинапур», т. е. «город Хастина». Однако Махабхарата и Вишнупурана называют его «город слона», от слова hastin – «слон». Развалины Хастинапура находятся близ старого русла Ганги, в 106 км к северо-востоку от Дели. Согласно легендам, Хастинапур был смыт водами Ганги.

107 Вхагадатта – царь страны Прагджьйотиша, убитый Арджуной. Страна и город Прагджьйотиша находились на востоке в Комаруке на границах Ассама.

108 Аламбуса – ракшас, убитый Гхатоткачей, сыном Бхимасены.