Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Мадхвачарья - учитель мира

САРГА ШЕСТНАДЦАТАЯ [65 стр.]

САРГА ШЕСТНАДЦАТАЯ. Краткое содержание главы:

Это завершающая глава великой поэмы Нараяны Пандита Мадхва-виджаи. Как и десятая глава, она построена в форме поэтичного рассказа одного из лучших учеников Мадхвы. В этой главе собраны описания еще нескольких чудесных деяний Мадхвачарьи, совершённых им в разные периоды его славной жизни. Многие удивительные деяния Мадхвы уже были описаны автором ранее в десятой главе. Однако особенность этой главы заключается в том, что ее повествования изобилуют подробностями. В особенности детально здесь описаны омовение Мадхвы в море во время солнечного затмения, его победа над братьями-силачами Гандаватами, и ряд других событий с точным упоминанием мест, где они происходили, и имен участников. Только случай на берегу реки Гомати, во время которого Мадхва доказал действенность ведических гимнов, и история о поднятии им каменной глыбы у деревни Каласа описаны здесь менее подробно - вероятно, вследствие того, что они были более удалены во времени от момента написания этой книги. В этом своем непревзойденном литературном труде Нарая-на Пандит запечатлел облик Мадхвачарьи как личности необычайно человечной, и в то же время божественной, наделенной чрезвычайными способностями и качествами характера. Особая заслуга автора состоит в том, что описания сверхчеловеческих деяний Мадхвы вселяют в читателя не суеверный страх, а напротив чувства почтения, преданности и любви. Последние стихи главы описывают уход Мадхвы из жизни людей. Они навевают почти осязаемое чувство разлуки с учителем, подобное тому, которое испытали ученики Мадхвы во время его первого восхождения в гималайскую обитель Господа Вьясы. Все же, несмотря на то, что Мадхва скрылся от глаз людей, преданные не сомневаются в том, что он продолжает оставаться доступным для каждого из нас, как философ, учитель и как близкий друг-наставник.

1. Однажды один выдающийся ученик Мадхвы поведал о великих деяниях учителя святым людям, искушенным в знании Вед. Собравшиеся слушатели были очень удачливы, ибо им выпал шанс испить амброзию этих исполненных преданности повествований, которые были сладки, как нектар, собранный со стоп Господа Кришны. Рассказ зтот прозвучал для них как изложение сути духовного послания Вед, которое устраняет самый корень пагубной привязанности к материальному миру. Шри Мадхва Виджая 256.

2 Итак, преданный ученик Мадхвы рассказал следующее: На берегах священной реки Гомати, что течет неподалеку от Двараки, правил один материалистичный царь, рожденный в низшей касте. Он с неприязнью относился к священным Ведам, однако сам при этом слыл искусным оратором. Однажды он обратился к всезнающему

ведическому мудрецу Мадхве, чья слава разливалась повсюду, словно свет полной луны.

3. Царь сказал. В Ведах есть гимн - йа ауЖадхих , который обещает, что его чтение пробуждает семя однолетнего растения к мгновенному росту, цветению и плодоношению Однако опыт показывает, что в действительности при его прочтении ничего обещанного не происходит, из чего можно заключить, что этот гимн не имеет силы и что звук его сравним с бессмыслицей, сошедшей с уст сумасшедшего. Далее, если этот гимн не действенен, то по закону логики все остальные гимны Вед также должны быть отвергнуты, как лишенные какой-либо духовной силы.

4. Мудрый Мадхва терпеливо ответил, что плоды пения ведических гимнов приходят лишь к тому, кто имеет необходимую квалификацию для их произнесения - адхикару. Злонравный царь начал спорить: Вы говорите о некой квалификации, но если в целом мире мы не видим ни одного человека, обладающего такой квалификацией, то получается, что она - лишь плод воображения, подобно рогам на голове осла!.

5 Мадхва не стал терпеть такого грубого оскорбления священных Вед Он взял в свои мягкие ладони зернышко гороха маш и начал мелодично петь указанную мантру из Риг-веды (10 97 1). Под действием звуковой вибрации, производимой Мадхвой, на глазах у всех семя маша дало росток, который тут же вырос, расцвел и немедленно произвел плоды, стручки с горохом.

ПРИМЕЧАНИЕ Таким образом, Мадхва явил собственную непревзойденную духовную квалификацию Он также доказал этим деянием силу ведических гимнов, которые способны немедленно приносить плоды в случае, если чтец обладает должной квалификацией.

6. Однажды вечером Мадхва говорил перед учениками, когда уже наступила ночная мгла. Неожиданно масляный светильник, освещавший комнату, погас. Тогда великий океан милости Мадхва, чтобы дать возможность ученикам вести записи на пальмовых листьях, осветил все помещение сиянием, исходившим из ногтя на большом пальце его стопы.

7 Во время одного из своих путешествий прозорливый мудрец Мадхва прибыл в деревню Каласа. Там он увидел огромную каменную глыбу, которую некогда тысяча мужчин, взявшись вместе, принесли к берегу реки, чтобы устроить водную запруду. Камень был чрезвычайно тяжел, и люди так и не смогли поместить его в реку, поэтому их замысел остался незавершенным.

8. Мадхва спросил местных жителей: Почему этот камень не используется на благо людей? Скажите мне, я поставлю его куда нужно.

Люди тогда ответили лучшему из саннъяси - Ни один человек не способен поднять этот гигантский камень. Возможно, Бхима смог бы его сдвинуть, но и это маловероятно.

9. В былом воплощении как Хануман, Мадхва без труда носил великую гору Гандхамадану, поэтому и сейчас он с легкостью поднял громадный камень одной рукою и установил его в нужном месте, запрудив, таким образом, речной поток. Эта глыба на берегу реки Тунгабхадры по сей день является свидетельством чудесного деяния.

Мадхвы. На вершине глыбы высечена надпись на санскрите, гласящая: шри-мадхвачарйена йаика-хатсена анийа стхапита Жила - Шри Мадхвачарья одной рукой принес и установил этот камень здесь.

ПРИМЕЧАНИЕ Чтобы взобраться на вершину этой каменной глыбы и. увидеть высеченную там надпись, требуется пятиметровая лестница. Это событие произошло на берегу реки Тунгабхадры в округе Чикка-мангалуру в штате Карнатака Самое раннее письменное свидетельство о местонахождении этого камня было сделано в 1877 году Левисом Раисом В своих дневниках он записал размеры камня 20\16\10 футов (примерно 6\4,9\3 метров).

10. Однажды в день новолуния, наделенный всеобъемлющей мудростью, Мадхва отправился совершить омовение в океане. В величественной процессии за ним следовали его ученики, среди которых были как отрешенные люди, так и домохозяева.

11 Тем временем жители деревень, таких как Йекавата, уже совершали ритуал омовения. Все они и стар и млад, вначале омывались в любимом озере ведического мудреца Канвы, называемом Канва-тиртха, а затем, еще мокрые, шли омываться к океану.

12 Когда добрые люди увидели приближающегося всезнающего Мадхву с учениками, их лотосоокие лица расцвели счастливыми улыбками Злобные люди, однако, выказывая неприязнь, скривились и принялись украдкой поносить Мадхву Нечего удивляться

такой разной реакции, ибо действия каждого человека строго обусловлены его внутренней природой.

13. Ставший свидетелем этой сцены царь-океан взбудоражился и, гневно вздымая свои рокочущие волны-руки, заревел на злодеев Эй вы там, не смейте поносить учителя всего мира!.

Далее: