Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Мадхвачарья - учитель мира

[98 стр.]

В учении Мадхвачарьи есть одна особая концепция, с трудом вписывающаяся в привычное понимание духовной философии. Это концепция о градации среди индивидуальных душ, основанная на изначальной устойчивой склонности каждой души к одной из трех гун материальной природы Мадхвачарья представил эту концепцию в своих трудах, и поэтому вовсе не упомянуть о ней в этой книге было бы недостатком изложения. Мы должны представлять учение ачарьев таким, какое оно есть - таков принцип ученической традиции К тому же, реальность бытия весьма многогранна и поэтому восприятие ее под разными углами зрения может разительно отличаться, подобно тому, как чудесный камень вайдурья под разными углами преломления света способен блистать совершенно разными цветами и оттенками. . В дальнейшем философском анализе мы сделаем попьпм разобраться, что же имел в виду Мадхва, говоря об индивидуальном склонности души к одной из трех гун природы.

Мадхва делает свое заключение, основываясь на писаниях Н частности, он цитирует по этому поводу стих из Бхагавад-гиты (17.) . Перевод по Мадхвачарье:

Верховный Господь сказал: У воплощенных душ бывает три видп веры, шраддхи. Это вера в благости, в страсти или в невежестве Ишл чально вера каждого рождается из его духовной природы, свабхавы.

Отсюда напрашивается вывод, что свабхава души также подчинена влиянию одной из трех гун природы Это объяснение выглядит не слип I ком логичным, ибо в писаниях ясно сказано, что изначально каждим душа трансцендентна и существует абсолютно вне влияния трех гун.

Но пойдем дальше, интересно рассмотреть, какое определение свабхавы души Мадхва (М.Бх Т Н. - 22 84): Каждая душа имеет индивидуальную природу, называемую свабхавой Эта природа есть предназначение души, которое называю одним словом йогйата. Природу души еще называют именем хатха Это имя означает, что внутренняя природа души неизменна и вечна. По воле Господа, с незапамятных времен она совершенно выражена в виде конкретных личностных качеств.

Далее Мадхва говорится Свабхава является первым и самым важным фактором в успехе деятельности человека. Вторым фактором является приобретенная человеком карма, а третьим фактором становятся усилия, которые человек прикладывает для достижения намеченных целей. Все эти три фактора, однако, всегда находятся во власти Верховного Господа. .

Господь поддерживает природу души неизменной. Он следит, чтобы законы кармы соблюдались и, в конце концов, наделяет душу способностью совершать усилия. В данном случае нас интересует неизменность природы души, то, как она фактически проявляется Объясняя это в следующем стихе Мадхва говорит о градации, основанной на принципе неизменности (хатха) в природе всех душ.

Неизменная природа индивидуальных душ хатха является основой иерархии воплощенных душ, высшее положение в которой занимает Брахма Низшее положение в этой иерархии занимает Кали - самый низкий среди демонов-материалистов. В комментарии к этому стиху Вадираджа-Титха дает подробные разъяснения. Существует вертикальная линейная шкала градации всех душ, и эта шкала делится на три части. К верхней ее части относятся божественные души, которые достойны высшей цели - уттама-гати духовного царства Господа. В обусловленном состоянии они могут находиться под влиянием смеси трех гун природы с преобладанием благости, но после обретения освобождения они достигают чистой благости шуддха-саттвы, ибо царство Господа есть проявление шуддха-саттвы. Градация среди божественных душ в материальном мире строится с учетом их уровней преданности Богу и уровней их божественного знания. Среди освобожденных душ градация также есть, она основана исключительно на различиях в уровне их духовного блаженства. К средней части шкалы градации относятся более приземленные души с мирскими склонностями, которых условно называют словом манушъя - люди, поскольку большинство членов этого класса душ живут в обществе людей Природа каждого манушъи представляет собой смешанную комбинацию из добродетелей и пороков. Они пребывают под преобладающим влиянием гуны страсти, но вечной обители, состоящей из чистой гуны страсти, не существует. Поэтому удел манушьев - средний путь, мадхьяма-гати, постоянная жизнь в мире рождений и смертей, где им нравится вкушать поочередно плоды счастья и горя. Иерархия среди манушьев основана на различиях в уровне их добродетели и порока.

К низшей части шкалы градации относятся души с явными демоническими наклонностями. Их конечное предназначение - адхама-гати, путь в преисподнюю, вечный ад, который называется андха-тамас Этот ад является проявлением чистой гуны невежества, и потому невежество играет главную роль в природе демонов Демоны всегда исполнены ненависти к Богу, невежества и прочих пороков. Среди них также есть градация, те демоны, у кого пороков меньше, считаются. Глава 5 Философское наследие Мадхвачарьи 382.

лучшими Низшими же из демонов считаются бульшие богоненавистники, а самым низшим

из всех признан демон Кали - божество Кали-юги.

Объяснения Мадхвы о природе трех видов.

душ Махабхарата-татпарья-нирная (1.86-97).

86. Все Дживы делятся на три основные группы: души исконно-божественного склада - дэвы, души среднего уровня - материалистичные люди манушьи, души низшего уровня - демоны данавы Среди этих трех групп лишь души божественного склада или лучшие среди людей достойны освобождения.

ПРИМЕЧАНИЕ Это как раз то самое утверждение Мадхвачарьи, которое разительно меняет онтологический статус дживы, в его учении С точки зрения общепризнанной духовной философии, с ним трудно согласиться Однако, если брать практический опыт восприятия жизни, то это утверждение в значительной степени похоже на истину В человеческом обществе всегда можно встретить несколько явных демонов Лишь редкие души имеют склонность серьезно следовать духовным путем, а большинство людей слишком погружены в мирское, они занимаю! промежуточное положение между божественным и демоническим лагерями.

О том, насколько редко среди людей встречаются личности с божественными наклонностями, говорит Кришна в Бхагавад-гите (7 3). манушйапам сахасрешу кагйчид йатати сиддхайе йтататам апи сиддханам каг/ичин мам ветти таттватах Из многих тысяч людей едва ли один стремится к совершенству, а из достигших совершенства едва ли один воистину познал Меня.

87. Души среднего уровня вечно претерпевают круговорот рождений и смертей Демонам же предопределено жить во тьме вечного ада.

ПРИМЕЧАНИЕ Комментарий Вадираджа-Тиртхи Существует два вида ада, первый из них временный, он называется тамисра, туда попадают обычные грешники за свои обычные

грехи Второй же ад вечный, он называется андха-тамисра. Он характеризуется исключительной.

беспросветной тьмой и наивысшей интенсивностью страданий Туда попадают истинные демоны, во главе которых стоит Кали Рагхавендра-Тиртха пишет, что этот ад является проявлением стопроцентной гуны невежества, не смешаной ни с гуной благости, ни с гуной страсти.

В доказательство своего утверждения о судьбе демонов Мадхва приводит, много цитат из писаний, одна из этих цитат - третья мантра из. Ишопанишад.

Перевод по Мадхве: Планеты, которые уготованы демонам, полны страданий и покрыты беспросветной тьмой На них попадают после смерти те, кто из ненависти не желают знать Верховного Господа Вишну. (Так демоны совершают духовное самоубийство ).

Далее: