Такова природа человека - будучи всегда зависимым от внешних обстоятельств, он не может жить без веры Даже если человек материалист, он тоже верит - хотя бы в то, что Бога нет Он также может верить во благо, достижимое через научный прогресс цивилизации Эгоист больше всего верит в собственное Я На самом деле, без хотя бы какой-то веры невозможно сделать ни одного шага в повседневной жизни
Однако изначальное предназначение веры духовное Она дает вдохновение, благодаря которому люди совершают рекомендованную в писаниях деятельность, ведущую к духовному совершенству Согласно Рупе Госвами, зарождение веры - это начало духовной жизни -татхадау Жраддха Начав духовную жизнь с веры, сознание человека должно претерпеть эволюцию пробуждения любви к Богу, которая включает в себя девять стадий развития Эти девять стадий упоминаются Рупой Госвами в Бхакти-расамрита-синдху Жраддха - вера в Бога; садху-санга - общение со святыми, бхаджана-крия - духовная практика, анартха-нивритти - очищение от оскорблений в поклонении Господу, ништха - стадия стабильности в духовной практике, ручи -зрелый вкус к духовному, асакти - спонтанная привязанность к служению Господу, бхава - стадия пробуждения любви к Богу, према - высшее совершенство, любовь к Богу Эти девять стадий являются ступенями развития веры в Бога Таким образом, человек, стремящийся к совершенству, должен развить свою веру до уровня любви и чистой преданности Господу Супруга Мукхья-праны - Бхарати - является божеством веры Другое ее имя - Бхакти-деви, олицетворенная преданность Господу Она помогает человеку продвигаться по духовному пути и вдохновляет собственным примером Воплотившись на Земле, она стала известна как Драупади, величайшая преданная Господа Кришны В Брахманда-пуране по этому поводу сказано.
Она мать Шеши, Гаруды, Шивы и Индры От нее они получают знание о Верховном Господе Ее имя - Бхарати, она воплотилась на Земле в облике святой Драупади. Вера является главным критерием, определяющим природу человека В Бхагавад-гите (17 3) говорится Жраддха-майо йам пурушо йо йач чхрад-дхах са эва сах - Какова вера человека, таков и он сам Поэтому человек должен правильно ориентировать и развивать свою веру, это поможет ему достичь совершенства в жизни. Пять грубых элементов. Эти элементы составляют физические тела и, таким образом, помогают дживам действовать в этом мире В духовном мире неживой материи нет, но из описаний царства Господа мы знаем, что там также есть земля, вода, огонь и все другие элементы, качественно отличающиеся от мертвой материи этого мира Разница заключается в том, что все духовное бытие вечно исполнено знания и блаженства Все пять грубых элементов творения входят в список шодаша-калов.
3) ккам - эфир, им управляет Ганеша, сын Шивы.
4) вешу - воздух, им управляет бог ветра Марут, сын Ваю.
5) джотир - огонь, им управляет бог огня Агни.
6) апах - вода, ею управляет Будха - божество Меркурия.
7) пртхиви - земля, ею управляет Сатурн.
8) индрийа - внешние чувства С помощью чувств душа познает мир и совершает действия У освобожденной души раскрываются духовные чувства, которые позволяют ей испытывать совершенные наслаждения, не затронутые материальной скверной. Материальными чувствами управляют полубоги.
а) слух - божества сторон света Митра, Яма, Варуна, Кувера, Сома Знание Вед воспринимается через слух, и божества сторон света отвечают за разные разделы ведических писаний Сома отвечает за описания ритуалов из тантр и смрити-шастры Яма отвечает за шаданги - шесть приложений к Ведам Варуна и Митра отвечают за камья-шастры (рекомендации для осуществления материальных желаний) Кувера отвечает за нити-шастры (писания о мудрости жизни).
б) осязание - Кувера и Маричи, сын Ваю.
в) зрение - бог Солнца.
г) вкус - Варуна, бог воды.
д) обоняние - Ашвины, божества ноздрей.
ж) речь - Вахни, бог огня.
з) руки - Индра, царь небес.
и) ноги - Джаянта, сын Индры (Чтобы наделить его особыми полномочиями, в нем частично присутствует Господь Вишну в облике Упендры ).
347 Шестой вопрос.
й) анус - им управляет Митра и Яма - бог религии к) половой орган - им управляет прародитель Дакша.
9) манах - ум, под умом здесь подразумевается антах-карана, расположенный внутри сердца, он представляет собой совокупность ложного эго, ума и разума В целом им управляют высшие полубоги, такие как Шива, Шеша, Гаруда и Кама Собственно умом управляет также бог луны Сома.
10) анна - пища, ее божество - бог луны Сома Пиша произрастает под благотворным влиянием луны и дает питание материальным телам воплощенных душ Души, достигшие освобождения, не нуждаются в пище для поддержания жизни Тем не менее, они вкушают яства, по вкусу сравнимые с нектаром бессмертия.
11) вирйа - жизненная сила, ее божество - бог воды Варуна Сила в теле зависит от съеденной пищи Вирйа проявляется в чрезвычайных способностях людей склонных к героизму, слово вирйа также обозначает семя мужчины, пригодное для зачатия.
В писаниях говорится, что каждый из освобожденных мужей - по достоинствам своим несравненный герой, каких не знает свет.
12) тапас - сила аскезы, ее божество - огонь Вахни В обыденном приложении тапас означает алочанам, сосредоточенное размышление о предстоящих деяниях Человек целеустремленно думает - мне следует поступить так и сделать то, что необходимо, в этом проявляется его энергия тапаса.
В высшем смысле тапас - это аскетизм или концентрация на духовном вишуддха-садханам йшрира-шошанади-лакшапам тапас - аскетический подвиг высушивает плоть, но является средством духовного очищения. Если такой подвиг совершается в знании, то он несет радость и просветление - тапасах джнанади-хетуташ сукха-садханатвена.
13) мантра - способность говорить и чтение ведических гимнов, ее божество -Сваха, супруга Агни Определившись в мыслях с планами своей деятельности, человек начинает говорить об этом - ахам идам чикиршами - я преследую следующие цели Так проявляется способность к речи в повседневной жизни В писаниях говорится, что совершенство речи человека проявляется в чтении мантр, священных гимнов Вед При правильном их произнесении, эти гимны способны немедленно пробуждать истинное знание, а также могут приносить многие другие желанные плоды.
14) карма - способность к деятельности и деятельность, предписанная в Ведах, ее божество - Пушкара сын Варуны Выразив свои намерения в речи, человек начинает действовать Среди всех видов деятельности рекомендованная в писаниях благочестивая карма занимает особое положение Она является предварительной ступенью, предшествующей духовной деятельности Она приносит счастье и прочие желанные плоды.
Достигнув освобождения, душа продолжает деятельность - чистое преданное служение Верховному Господу.
15) лока - места расположения, ими повелевает полубог Парджанья, один из двенадцати Адитьев В соответствии с плодами своей прошлой деятельности, человек получает рождение на разных доках - планетах, земных, райских или адских Тут следует отметить, что Парджанья отвечает за обретение душой рождения на одной из планет, но он не является божеством самих планет Парджанья также отвечает за выпадение дождей Благодаря дождям, пища в изобилии произрастает и становится средством для поддержания физических тел Таким образом, Парджанья является божеством, поддерживающим тела живых существ.