10.1 Все владыки вселенной получают свое могущество от вечного Господа, называемого в Ведах словом брахман Это Господь Нараяна, проявленный в солнце, Он есть парайана - нетленное прибежище освобожденных душ, по достижении которого рассеиваются все страхи. Достигнув Его, освобожденная душа уже никогда не возвращается в этот временный, исполненный скорби мир. Солнце называют ниродхой, потому, что оно предотвращает возвращение назад душ, идущих по пути освобождения. В гимнах Вед Солнце описано так .
11. Отец всех живых существ Адитья (Солнце), имеет пять стоп (пять времен года: весна, лето, сезон дождей, осень и зима) У него двенадцать проявлений -двенадцать месяцев Он восседает на колеснице с семью колесами или запряженной семью лошадьми (семью чхандасами, основными стихотворными размерами Вед). У колес на его колеснице по шесть спиц (шесть сезонов индийского календаря). Некоторые мудрецы считают своим путем южную половину его орбиты - Темный путь, тогда как другие следуют Светлым путем, пролегающим через северную часть его орбиты.
ПРИМЕЧАНИЕ Этот стих несет в себе тройной смысл Помимо самого. Солнца, он описывает главное божество Солнца, Господа Нараяну, а также. Мукхья-прану, управляющего солнечной энергией по велению Господа.
Джаятиртха Свами объясняет в своем комментарии, что, хотя в ведическом календаре шесть сезонов, но два из них Шишира и Хеманта относятся к зиме и поэтому они вместе посчитаны здесь за один сезон. Нараяна в Солнце.
Как говорилось выше, Господь Нараяна пребывает в годовом цикле солнца -самватсаре В пяти временах года Господь проявлен в пяти Своих обликах как Нараяна, Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Ани-руддха Двенадцать месяцев обозначены двенадцатью именами Господа, такими как Кешава, Нараяна, Говинда и т д Господь назван здесь именем Пуришина потому, что Он желает, чтобы Его преданные достигли Его вечной обители - Вайкунтха-пури.
Тело человека состоит из семи дхату, таких как кожа, мышцы, кости и др Таковы семь колес колесницы тела, а исполненный блаженства Господь пребывает в теле в образе Высшей Души Шесть спиц колесницы это шесть главных частей тела человека две руки, две ноги, туловище и голова. Мукхья-прана в Солнце.
Образно говоря, пять стоп Мукхья-праны расположены в пяти воздушных потоках жизнедеятельности (прана, апана, самана, вьяна, удана) Мукхья-прана управляет полубогами, повелевающими десятью чувствами (пятью познающими органами и пятью деятельными органами), умом и разумом, поэтому его двенадцать проявлений (акрити) - в этих двенадцати полубогах Он отец полубогов, таких как Джива-Шеша и др Он присутствует в теле каждого, управляя воздушными потоками праны в нем Он отвечает за переселение души в новое тело после смерти, поэтому его называют Пуришина.
12. Господь Праджапати является Божеством всего месяца, он повелевает месячным временным циклом. Темной половиной месяца, когда луна убывает, повелевает Райи, а его светлой половиной, когда луна пребывает, повелевает Прана. Мудрецы, желающие идти Светлым путем, совершают жертвоприношения во время светлой половины месяца. Другие же поступают наоборот.
13. Господь Праджапати повелевает суточным временным циклом, который делится на две половины - день и ночь Внутри этого цикла, Прана повелевает днем, а Райи - ночью.
Господь Праджапати является божеством достойной семейной пары Мужчина получает свою энергию от Праны, а женщина от Райи. Дневное время должно быть использовано
для созидательной (духовной) деятельности. Однако, те мужчины, кто имеют половые взаимоотношения с женами в течение дня, безрассудно растрачивают свою жизненную энергию Те же, кто соединяется с женами (для зачатия потомства) ночью, остаются верны принципам целибата -брахмачарье.
ПРИМЕЧАНИЕ Половая жизнь неизбежно ведет к потере жизненной энергии человека, но в дневное время она особенно предосудительна Днем в теле мужчины присутствует большое количество энергии праны, которую следует правильно использовать для достижения успехов, как духовных, так и материальных Женщина наделяется большей энергией ночью, в ней в это время в большей степени проявляется Бхарати, и поэтому ночь -более благоприятное время для зачатия детей В ночное время этот процесс находится под покровительством божественных сил В писаниях говорится, что Мукхья-прана и Бхарати соединяются во время половой связи благочестивой семейной пары.
14-15. Праджапати проявляется в анне, пище (в особенности в зерновых) Пища становится семенем в теле мужчины, пригодным для зачатия потомства, так появляются на свет все живые существа. Те, кто знает о миссии Праджапати и участвуют в ней, производят на свет пару хороших детей.
ПРИМЕЧАНИЕ Господь Праджапати проявляется в пище Благодаря достатку пищи, тела мужчины и женщины получают необходимую энергию и, как следствие, все их органы чувств функционируют правильно Прана проявляется в форме ретаса - семени мужчины, а Бхарати проявляется в формеракты - половой секреции, образующейся из крови в теле женщины При их взаимодействии происходит зарождение плода в чреве женщины, я таким образом, по воле Господа Праджапати, появляются на свет все живые существа Это последнее звено цепочки, объясняющей исполнительную причину творения нимитта-карана В Чхандогья-упанишад (5 106) описан процесс нисхождения на Землю тех душ, которые израсходовали свой запас благочестия, пребывая в раю Там говорится, что душа, заключенная в тонкое тело, вначале падает на Землю с дождем Затем она входит в однолетние растения, такие как рис, пшеница, ячмень, кукуруза, фасоль, кунжут, или в травы Мужчина съедает зерно или растение, и душа попадает в семя мужчины, чтобы затем обрести физическое тело в утробе матери.
В писаниях говорится, что достойными детьми становятся те из них, кто развивает преданность Господу Для обретения такого потомства в Ведах предписаны специальные ритуалы, такие как пост и бдение на Экадаши, подношение Господу на Двадаши сладкого риса, приготовленного на молоке и топленом масле, чтение молитв и гимнов во славу Господа.
16. Те, кто соблюдает целибат, кто творит аскетический подвиг ради постижения высшей истины, кто свободен от лживости и двуличия, достигают высочайшей обители Господа Брахмы в этом мире или же входят в вечный духовный мир Господа -Ваикунтху.
ПРИМЕЧАНИЕ В предыдущих стихах духовные принципы, указанные в этом завершающем стихе связываются со Светлым путем Идущей по этому пути совершенства душе не нужно будет возвращаться вновь в повторяющийся цикл рождений и смертей Суть всех наставлений заключается в том, что человек, трудясь в этом мире по мере своих возможностей, должен участвовать в миссии творения Господа Праджапати (Вишну) Он так же должен стремиться двигаться по восходящему пути света, ведущему в царство Господа.
Как указано выше, Светлый путь связан с деятельностью Мукхъя-праны на вселенском уровне Чтобы дать нам непосредственное духовное руководство, Мукхья-прана воплотился на Земле в облике Мадхвачарьи и представил миру свое удивительное учение о преданности Господу Кришне.