Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Мадхвачарья - учитель мира

[78 стр.]

Махат-таттва это вселенское сознание, управляемое Брахмой, которое проявлено во вселенском яйце - брахманде. Вигьяш-тапгтва это проявление махат-таттвы в теле человека в форме чистого сознания и памяти, им управляет Сутра-Ваю. Из выше приведенного описания видно, что Брахма и Сутра-Ваю выполняют одну и ту же функцию на разных уровнях мироздания, поэтому они занимают равное положение в иерархии полубогов.

Следующий стих из Щримад-Бхагаватам (7.3.29) является подтверждением представленной здесь концепции Явно примечательным является то, что в нем речь идет одновременно о Брахме и Мукхья-пране, а так же об управляемыми ими махат-таттве и читте. В этом стихе Хираньякашипу возносит молитвы Брахме, при этом интересно видеть, как этот же стих одновременно является прославлением Верховного Господа Вишну Как будет описано в приведенных ниже текстах ШатПрашна-упанишад, изначальным прародителем является Господь Вишну, а Мукхья-прана, также как и Брахма рождаются от Него. В этом смысле этот стих является прославлением Верховного Господа.

Мукхья-прана в этом стихе прямо упоминается, как представитель или посредник Брахмы, что очевидно из использования слов пранена мукхйена в творительном падеже Брахма описан в стихе прилагательным махин (великий), относящимся к его личности, и поэтому использованным в мужском роде То же самое прилагательное в среднем роде принимает форму - махат В этой форме оно используется для описания неодушевленного аспекта материального сознания махат-таттвы, управляемого Брахмой. Махат-таттва это вселенское сознание читта, а индивидуальным сознанием чшптой управляет Мукхья-прана, также упомянутый в стихе.

Расширенный перевод: В Твоей (Брахмы и Вишну) власти находятся все движимые и неподвижные живые существа. Ты даруешь им жизнь. Шри Мадхва - сын и посланик Господа 304.

через божество дыхания - Мукхья-прану (Сутра-Ваю), поэтому тебя называют прародителем - Праджапати. Ты Махан Пати - великий отец, властелин вселенского сознания читты, которое иначе называют махат-таттвой. Мукхья-прана же повелевает индивидуальным сознанием, читтой, в теле каждого. Эти два аспекта составляют единый принцип, из которого зарождаются все последующие проявления творения -ложное эго, ум, чувства и элементы материи.

Мукхья-прана здесь прямо упоминается в связи с описанием Брахмы Поэтому этот стих является подтверждением того, что оба Брахма и Мукхья-прана относятся к одной божественной ипостаси (таттве).

2. Сотворение ложного эго, проявленного в трех гунах.

1) Эго в благости.

Пуруша-Брахма через свою жену Сараевати и гуну благости рождает из махат-таттвы Вайкарика-Рудру, экспансию Шивы, повелевающую ложным эго аханкарой в гуне благости.

Вайкарика-Рудра через свою жену рождает божество материального ума - Сому (бога луны) и десять полубогов, повелевающих десятью чувствами (индриями) человека. Десять индрий и управляющие ими полубоги таковы слух - божества сторон света Дик-палы; осязание -Бхута-Ваю, зрение - Сурья (солнце); вкусоощущение - бог воды Варуна, обоняние (две ноздри) - двое Ашвинов, речь - бог огня Вахни, руки -прародитель Дакша, ноги - полубог Джаянта, анус - полубог Митра; половые органы - прародитель Ману.

2) Эго в страсти.

Сутра-Ваю через свою супругу Бхарати и гуну страсти в махат-таттве рождает Тайджаса-Рудру, экспансию Щивы, повелевающую ложным эго в страсти. Тайджаса-Рудра через свою супругу рождает десять грубых чувств человека, сотканных из неживой материи. Пять гьянендрий - познающих органов чувств: органы слуха, осязания, зрения, вкуса, обоняния Пять кармендрий - органов, совершающих внешние действия: речь, руки, ноги, анус, половые органы.

Также от Сутра-Ваю и Бхарати получает грубое тело Гаруда, называемый - Кала Он становится вспомогательным управляющим божеством времени - кала, под действием которого, обусловленные дживы претерпевают самсару, цикл рождений и смертей.

3) Эго в невежестве.

От Пуруша-Брахмы и Сарасвати в махат-таттве рождается в грубом теле божественный змей Шеша по имени Джива. Он - властелин всех обусловленных душ джив.

Джива-Шеша через свою жену и гуну невежества рождает из махат-таттвы Тамаса-Рудру, экспансию Шивы, управляющую ложным эго в гуне невежества. Тамаса-Рудра через свою жену Уму рождает пять элементов грубой материи - эфир, воздух, огонь, воду и землю, а также пять танматр - тонких прототипов объектов чувств (звук, прикосновение, свет, вкус и запах). 3. Сутра-Ваю в текстах Шримад-Бхагаватам Бхаг., 11.9. 20.

там ахус три-гуна-вйактим срджантйм вишвато-мукхам йасмин протам идам вишвам йена самсарате пуман Великие мудрецы утверждают, что основой творения, произошедшего в трех гунах природы, стал принцип (элемент) махат-таттва или Сутра Несомненно, вся вселенная берет основу из этого великого принципа Живое существо, будучи облаченным в тонкую оболочку состоящую из махат-таттвы, претерпевает цикл перерождений в материальном мире. (Махат-таттва - это оболочка памяти и сознания читты.).

В комментарии к этому стиху Шридхара Свами пишет: Сутра творит многообразие мира из трех гун через сотворение ложного эго. Далее Щридхара Свами приводит цитату из Вед-вайур.

О Гаутама, именно Ваю является Сутрой С помощью Сутры, живое существо и живет в настоящем, и обретает новую жизнь после смерти Ибо Сутра поддерживает все (как нить поддерживает бусы, нанизанные на нее).

Как это происходит9 Ваю повелевает ?граной, воздухом жизни всех воплощенных душ. Заключенные в тонкое тело, состоящее из праны, дживы живут в материальных телах, или же переселяются в новые тела после смерти. Бхаг., 11.3.39.

Индивидуальная душа переселяется в разные формы жизни. Некоторые формы жизни получают рождение из яиц, другие из зародыша в утробе, третьи рождаются в форме растений, а некоторые - из пота или плесени Во все эти тела душу переносит Прана (Мукхья-прана).

Шрила Прабхупада объясняет в комментарии Во всех формах жизни прана или воздух жизни дживы сохраняется тем же самым. Т.е он не меняется в процессе переселения души из одного тела в другое.

Главный источник воздуха жизни - Мукхья-прана, словно делится на пять подчиненных ему воздушных потоков в теле каждого и так обеспечивает жизнедеятельность всех чувств В должное время Мукхья-прана переносит душу из умершего тела в новое тело. Более подробно эта тема обсуждается в ниже приведенном тексте ШатПрашна-упанишад. Вайраджа-сришти, сотворение Вират-Пуруши.

1. Создание вселенского яйца - брахманды.

Господь Васудева соединяется с тремя своими супругами (экспансиями Лакшми), Он соединяется со Шри-деви, повелевающей гуной благости, с Бху-деви, повелевающей гуной страсти; и с Дургой-деви, повелевающей гуной невежества В результате Господь производит три Своих экспансии:

1) От Шри-деви Он является в форме Вишну, который входит внутрь вселенной и поддерживает все сущее.

Далее: