Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Мадхвачарья - учитель мира

[72 стр.]

1. Гимн шанти-мантра из Таитирья-Упанишад.

В Ведах есть особые гимны - шанти-мантры, которые предназначены для успокоения ума и умиротворения сердца перед любой ответственной деятельностью Па основе отрывка из ниже приведенной шанти-мантры , относящейся к Таитирья-Упанишад, Вадираджа-Тиртха приводит еще одно важное объяснение божественного положения Мукхья-праны.

Пусть нам дарует умиротворение Господь Вишну Его называют Урукрама или Тривикрама, поскольку Он является Верховным Господом, и все сущее находится в Его власти.

намо брахмане - означает поклоны Господу, высшему проявлению нетленного Брахмана, описанного в гимнах Вед. Господь есть Парам-Брахман, пронизывающий своей энергией все сущее. Его облик совершенно духовен и потому недоступен для материальных глаз.

Далее, в следующей части этой шанти-мантры говорится - намаете вайох твам эва пратйакишм брахмаси Поклоны Ваю (Мукхья-пране), который является пратъякша-брахмой Это означает, что Мукхья-прана признан определенной формой Брахмана, той формой, которая доступна для нашего непосредственного чувственного восприятия Мукхья-прана сам не является воплощением Бога, но он Его представитель и в значительной степени отражает божественные качества Господа Поэтому его здесь называют пратъякша-брахмапом, Брахманом, воспринимаемым с помощью материальных чувств, что, несомненно, указывает на чрезвычайно возвышенное положение Мукхья-праны.

2. Концепция бимба-пратибимба.

Мукхья-прана самым совершенным образом отражает в себе божественные качества Господа, и вот еще одно свидетельство этого В ведической философии есть особая концепция, называемая битва-пратибимба (объект и его зеркальное отражение). С помощью этой концепции Мадхвачарья объясняет иерархию полубогов, возникшую в процессе сотворения мира (М.Бх Т.Н , 1.14):

Павана (Мукхья-прана) является прати-бимбой, прямым отражением Параматмы. Гаруда и Шива (имеющий прямую связь со змеем Шешей) являются отражениями Мукхья-праны. Далее, царь небес Индра и Кама являются отражениями Гаруды и Шивы. Бхута-Ваю, повелевающий воздухом - продуктом ложного эго, Анируддха, бог Солнца и бог Луны, в свою очередь, являются отражениями Индры и Камы Следующими отражениями являются мудрецы -риши и прочие живые существа Каждое последующее отражение уступает по божественным качествам своему предшественнику в сто раз или более.