Вдохновленный преданностью Мукхья-праны, Господь соглашается войти в тело дживы в форме Параматмы. Мадхвачарья объясняет это так (М.БхТ.Н., 5. 46 - 48): В тело, в которое вошел Павана (Ваю), входит также Господь Хари. Где есть Господь Хари, там будет и Ваю, ибо Они неразлучны! Подтверждение тому - слова Вед, где Господь говорит: Куда бы ни направился Ваю, покинув тело в момент смерти, Я повсюду следую за ним Примером этого является известная история из Рамаяны Господь Рама даровал защиту сыну Солнца Сугриве потому, что на его стороне был Марути (воплощенный Ваю - Хануман).
ПРИМЕЧАНИЕ Более подробно указанная здесь цитата из Вед будет, рассмотрена ниже, во Втором вопросе ШатПрашна-упанишад.
эвам са кршна-танур арджупам апй аракшад бхимартхам эва тад аримратЬжам нихатйа пурвам хи марутим авапаравех суто йам тенасйа валинам аханрагхупах пратипам. Подобным образом, Господь Кришна помог Арджуне убить сына Солнца Карну ради Бхимы. В предыдущем воплощении тот же самый сын Солнца в облике Сугривы принял прибежище у Марути и поэтому Господь Рама сразил его врага Вали, сына Индры. ПРИМЕЧАНИЕ В этом стихе Мадхвачарья разъясняет один тонкий вопрос из игр Господа История гласит, что сначала Господь в облике Рама-чандры помог сыну Солнца Сугриве, убив его враждебно настроенного брата Вали, который был сыном царя небес Индры Затем, наоборот, когда Вали родился как Арджуна, Господь нисшел в
облике Шри Кришны и, став близким другом Арджуны, помог Арджуне сразить Карну, перевоплощенного Сугриву, который сохранил свою вражду к сыну Индры, даже приняв новое рождение Мадхвачарья глубокомысленно разъясняет здесь что обе эти души были божественными, и истинная причина того, что Господь поддерживал одного или другого из них в конфликте, заключалась в том, что Господь всегда склонен принять ту сторону, на которой находиться Его чистый преданный - Мукхья-прана. Поскольку все другие полубоги находятся во власти Мукхья-праны, в первом случае, следуя за Хануманом, они встали на сторону Сугривы (бога Солнца), а в другой раз, следуя за Бхимой, они встали на сторону Арджуны (Индры). Пост Ваю получают только особые души. М.БХ.Т.Н. (32. 77).
С незапамятных времен только самые возвышенные души, свободные от каких-либо недостатков, достигали положения Ваю. Все они относятся к особому классу богов, называемых риджу-гана. Непоколебимо преданные Всевышнему, риджу являются богами для все остальных богов. Описание качеств Мукхья-праны.
1. Качества Бхимы.
Каждый герой в эпосе Махабхарате является олицетворением каких-либо качеств В личности Бхимы проявлены десять ниже приведенных достоинств (М.Бх.Т.Н , 2 142): Врикодара (Бхима) является олицетворением: 1) бхакти - преданности Кришне; 2) гьяны ~ духовного знания; 3) вайрагъи - отрешенности, 4) прагьи - прозорливости; 5) медхи - смекалки, 6) дхрити - терпения, 7) стхити - стабильности, 8) йоги -связи со Всевышним; 9) праны -жизненной энергии и 10) балы - физической силы.
Махабхарата, Удъйога-оарва, шестая глава. В этих стихах повествуется о том, как Бхима описал свою гигантскую силу, подчеркнув при этом, что он не склонен к хвастовству или преувеличениям. Кроме того, он явил присущее ему сострадание по отношению к живым существам, населяющим мир. Интересно отметить, что Господь Кришна признал эти слова благородного Бхимы в высшей степени скромными.
Однажды, перед началом битвы на Курукшетре, Господь Кришна пришел вдохновить Пандавов на сражение Он попросил Бхиму рассказать всем о его великой силе. Бхима ответил:
Никакие формы самовосхваления неприемлемы для истинного ария (последователя ведической культуры) Поэтому я расскажу вам о своей силе, как она есть, нисколько не преувеличивая.
О Кришна, взгляни на Землю и Небо, посреди которых нашли приют все живые существа, населяющие мир Земля незыблема, а Небо необъятно и беспредельно - это две матери всего сущего Если же случится так, что в порыве гнева Земля и Небо вдруг решат сомкнуться воедино, я смогу удержать их руками, словно два легковесных колоса, этим поддержав жизнь всех движущихся и неподвижных существ. пашйаитад антарам бахвор маха-паршхайор ива йа этат прапйа мучйета на там паЖйами пурушам химаваж ча самудраЖ ча ваджри ва балабхит свайам майабхинаннам трайеран сорван пандавешв ататайинах адхах пада-таленаитан адхиштхасйами бху-тале сарва-локад абхикруддхан на бхайам видйате майа Посмотри на мои сильные руки - они словно две гигантские палицы! Если какой-нибудь враг попадется промеж них, то ему несдобровать: ни царь Гималайских гор, ни царь морей Варуна, ни могучий царь небес Индра не смогут выручить его? Поэтому никто не сможет спасти гех, кто ненавидит Пандавов Я вдавлю их в землю ногой, и даже если весь мир придет в гнев, меня это нисколько не страшит.
Однако, о Мадхусудана (Кришна), из сострадания к невинным живым существам, я воздерживаюсь от таких разрушительных действий, и просто терплю страдания, выпавшие на мою долю. Господь Кришна сказал:
Я хорошо знаю твое величие и в особенности твою силу. Мне известны твои славные деяния, и мне незачем поучать тебя.
О Пандава Бхима, какие бы добродетели ты не видел в себе, Я вижу их большими в тысячи раз!.
Как твоя семья удостаивается высших почестей среди всех царей, мира и среди родственников и друзей, так и ты достоин высшего, почтения в человеческом обществе!.
О Бхимасена, основная тяжесть предстоящей битвы на Курукшетре. ляжет на твои плечи, а Арджуна станет той движущей силой, которая, будет вести вперед всех остальных воинов.
2. Качества Ханумана.
Вот достоинства Ханумана, первого воплощения Ваю: М.БХ.Т.Н., (2.151) .
джнане вираге хари-бхакти-бхаве дхрти-стхити-прана-балешу йоге.
буддхау ча нанйо ханумат-саманах пуман кдачит квачана кашчанаива.
Никто из людей никогда не сможет сравниться с доблестным Хануманом в знании и
отрешенности; в духе преданности Господу; в терпении, стойкости, энергичности и
в силе; а так же в глубине разума.
Повстречав Ханумана впервые, Господь Рама сказал Лакшману. Рамаяна (4. 3. 28-30).
Так искусно говорить, как он (Хануман), не способны знатоки ни Риг-веды, ни Яджур-веды, ни даже Сама-веды. Несомненно, он много раз проштудировал всю грамматику санскрита, ибо, хотя он сказал так много, в его речи не было ни одного неправильно построенного слова или фразы! Кроме того, в лице его, в глазах, бровях, на лбу и во всех других частях тела нет ни единого следа хоть какого-то несовершенства!. 3. Качества Мадхвачарьи.
Вадираджа-Тиртха описал выдающиеся качества Мадхвы так: Сараса-Бхарати-Внласа (2.27) .