Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Мадхвачарья - учитель мира

[59 стр.]

50 Господь имеет знания и желания, Он совершает действия и усилия. Однако Он никогда не бывает вынужден терпеть что-либо неблагоприятное, то, что противоречило бы Его верховной и независимой воле. Всемогущий Господь наделяет и освобожденную душу подобными качествами совершенства, только в меньшей степени.

51. Вайшеишки говорят: в этом мире за счастьем неизбежно приходит горе. Они опасаются, что если концепция счастья не будет полностью изжита душою, то, после достижения освобождения, душа будет вынуждена вновь страдать Значит, чтобы полностью освободиться от каких-либо страданий, вайшешики готовы отказаться даже о г совершенного духовного счастья?!

Ответ таков: душа обладает личностными качествами в обусловленном состоянии и, следуя логике ваишеишков, можно заключить, что именно личностные качества являются причиной всех страданий. В таком случае, по достижении освобождения нам придется отказаться от личностного бытия, что равносильно принятию философии пустоты, буддийской шунъя-вады.

52. Вайшешики возражают, что если освобожденная душа будет иметь тело, то она не сможет освободиться от шести телесных недостатков обусловленных душ. Этот аргумент ошибочен, потому что недостатки несовершенных материальных тел нельзя переносить на духовные тела освобожденных душ, имеющие совершенно иную природу. ПРИМЕЧАНИЕ Шесть недостатков обусловленных душ таковы голод, жажда, желание, ненависть, печаль и слепые страсти Кроме того, все материальные тела претерпевают шесть изменений рождение, рост, воспроизведение, подержание, увядание и смерть. Духовные тела освобожденных душ не имеют этих недостатков, как будет доказано в следующих стихах.

53. Вайшешики признают, что Бог не страдает от шести физических изменений тела, однако тело у Него все-таки есть Это доказывает, что их аргумент, что любое тело исполнено страданий и недостатков, не может быть признан верным. 54-55. Итак, у Господа есть тело, но это тело апракрита - не материальное Подобным же образом, освобожденная душа также имеет тело апракрита. Это духовное тело является не внешнем покрытием души, а напротив, проявлением внутренней ее сути, сварупы - ее вечной индивидуальной формы.

56 Можно заявить, что освобожденная душа (мукта), не должна иметь частей тела, иначе она будет подвержена разрушению, подобно тому, как полотно, состоящее из нитей, разрушается, если нити испепелить. Мы тогда спросим Что, по-вашему, относится к частям тела мукты.

57. Если эти части тела отличны от четаны (внутренней сути или сознания души), то, конечно, они будут подвержены разрушению. Однако части вечного духовного тела души неотъемлемы от нее самой, это неопровержимый факт.

58. Философия вайшешика утверждает, что как Бог пронизывает все сущее, атомарная душа может также пронизывать собой некое пространство (от размера мельчайшего атома параману до размера предплечья) Эта концепция является основой для доказательства того, что душа может иметь некоторые органы в пространстве, которые неотличны от нее самой.

59. Вайшешика признаёт, что Бог есть всезнающий. Это подразумевает, что Он обладает совершенными чувствами, дающими Ему возможность получать знания обо всех объектах творения.

Мукта, освобожденная душа так же, как и Господь, обладает сознанием четана, следовательно, она тоже должна иметь чувства для восприятия внешней реальности Разница заключается в том, что у освобожденной души чувства духовные, а не материальные, как у обусловленных душ.

60. Вайшешика утверждает, что, хотя Бог обладает знанием обо всех объектах мира, Он не испытывает блаженства, ведь по их понятию, счастье неотделимо от неизбежно следующего за ним горя. Этот аргумент мы уже обсуждали ранее: блаженство Господа имеет вечную и нематериальную природу и, следовательно, никогда не сменяется горем.

61. В материальном мире неживая материя ачит (например, камень) лишена чувств, сознания и знания Обусловленная же душа (относящаяся к категории чит) имеет и сознание, и чувства, следовательно, в освобожденном состоянии она также должна будет иметь трансцендентные тело, чувства и объекты наслаждений.

62. Почему же другие философы не приемлют освобождение как состояние, исполненное трансцендентного блаженства?! - в сердцах воскликнул Мадхва. - Так описывают освобождение Веды, и мы доказали с помощью логики достоверность этого описания. Почему же эти ученые мужи бездумно принимают Бога за безличный и бесформенный Брахман?.

Далее: