Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Мадхвачарья - учитель мира

[52 стр.]

13 После совершенного Мадхвой ритуального омовения Божеств - абхишеки, все увидели, как с гирлянды падают капли божественного нектара амриты Такова была сила служения Мадхвы. Молодые ученики приняли сначала этот нектар за гхи, топленое масло. Однако позже, получив разъяснения от старших преданных, они убедились, что это действительно был неземной нектар Этот ниспосланный Господом нек-I ар Мадхва принимал в пищу каждый день.

ПРИМЕЧАНИЕ Здесь поэт приоткрывает один из секретов ежедневной духовной практики Мадхвы Это действительный факт, гхи использованное в абхишеке, быстро загустевает и уже не каплет, особенно когда поверх него на украшенное гирляндой божество льют другие жидкости, такие как молоко и йогурт Поэтому в данном стихе речь идет о подлинном нектаре бессмертия, по милости Господа проявлявшемся во время служб Мадхвы.

В своей изначальной форме, как Мукхья-прана, Мадхва также известен под именем Амрита, ибо его, подобное нектару бессмертия, духовное знание, никогда не увядает.

14. Под звуки сокровенных ведических матр гаятри, восходящее Солнце появилось в небе, подобно вселенскому императору. Восход Солнца делится на три благоприятных периода, арунодая - появление на небе первых розовых лучей утренней зари; ушас -озарение мира солнечным светом, савитри ~ восход солнечного диска. Как царь, Солнце есть анумататма, именно оно позволяет человеку достигать успеха во всех практических делах. Брахманы, знатоки Вед, читают мантры для достижения различных совершенств, как духовных, так и материальных. Перед началом важных деяний или ритуалов, они совершают Панчанга-нъясу, освящают пять частей своего тела: хридая - сердце; ширас - голову; шикху - ритуальный пучок волос на макушке головы, кавачу - защитную мантру, защищающую шикху, астру -оружие в форме слога пхат, защищающее тонкое тело или свечение ауры человека.

Как властелин мира, Солнце несет в себе три важнейшие жизненные энергии падартха-пракашана - освещает мироздание, талана - несет тепло; ахладана -дарует радость жизни. В солнечном диске проявлено сияние Верховного Господа Вишну, во всей полноте наделенного шестью достояниями: силой, знанием, богатством, красотой, славой и отрешенностью.

15 Еще несколько минут назад весь мир был покрыт непроглядной тьмой, подобной темному полчищу диких слонов, заполонивших все пространство и не дающих прохода мирным животным Восходящее солнце, подобно царю львов, явилось и когтями своих лучей начало уничтожать слонов тьмы, очищая мир от нечисти.

16. Руками лучей восходящее Солнце обняло своих дорогих жен -стороны света Дик Жены ответили сладкозвучным пением птиц и оставили слезы разлуки, упавшие наземь

в форме капелек росы. Одна (восточная) сторона тут же явила обильные эмоции любви, вспыхнув красной зарей и вслед за тем, оставив гнев, порожденный разлукой с супругом, облачилась в светлые легкие одежды прозрачного утреннего неба. Так с появлением Солнца, лики его жен Дик расцвели улыбками мповь распустившихся в чистейших озерах лотосов.

17. Когда ученики распростерлись в утреннем поклоне пред учителем, поднявшаяся в воздух пыль чарующе заискрилась в тысячах лучей уже взошедшего солнца Лучи солнца по-дружески напомнили ученикам, что настало время слушать утреннюю лекцию учителя (по Шримад-Бхагаватам).

ПРИМЕЧАНИЕ Наличие описанной здесь пыли не является показателем нечистоты используемых помещений Эта сцена происходила в естественных климатических условиях Южной Индии под открытым небом, где от пыли невозможно избавиться полностью.

18 Для читавшего лекцию Мадхвы было сооружено особое сиденье-возвышение, йога-питха Исполненные благости ученики уселись вокруг и приготовились со вниманием слушать В передних рядах сели старшие, отрешенные санньяси, которые к тому времени успешно закончили свои утренние обязанности, связанные с поклонением Господу. Так все собрались ради важнейшего занятия - духовного слушания.

19. Манускрипт Веданты, страницы которого были сделаны из пальмовых листьев, покоился перед учителем на возвышении Для сохранности он был бережно завернут в красивую ткань В нем было много внутренних вставных страниц, и с его помощью опытные мыслители могли, под руководством Мадхвы, необычайно расширить и углубить свое понимание духовной философии. Это священное писание есть обитель Самого Господа Мурари (Кришны).

20. Это была рукописная книга. Буквы в ней, расположенные на равном расстоянии друг от друга, блистали красотой и изяществом линий Все стихи были искусно записаны самым четким каллиграфическим почерком.

21. Некоторые старшие ученики были уже искушены в духовной науке. Они могли сразу же определить источники цитат, приводимых Мадхвой, ибо слышали их объяснения уже много раз. Другие были не так быстры в понимании, и пока заучивали лишь вступительные молитвы учителю и Господу Хари. Как бы то ни было, искренние усилия рано или поздно неизменно приводят человека к желанным плодам.

22. Предложив Мадхве поклоны, ученики сели слушать его в благоговейном молчании. Сияя в ученом собрании, как солнце тысячами лучей в небе, Мадхва сбросил с плеч красное покрывало цвета утренней зари, которое он носил в ранние утренние часы Так, словно восходящее солнце, он сменил красный цвет на золотистое сияние, исходящее от его тела Святость Мадхвы такова, что даже бог Солнца поклоняется его стопам.

23. Перед началом лекции мудрый Мадхвы пел вибрирующий священный слог ом, три звука которого (А; У; М) заключают в себе суть трех Вед. Они также содержат в себе сияющий теджас, который является источником творческой энергии в трех сферах мироздания вселенной.

ПРИМЕЧАНИЕ В Айтарея-брахмане процесс развития творения описан следующим образом Господь вначале сотворил три сферы мироздания землю - притхиви небо -антарикшу и рай - дивам Затем Он ожег их своим тапасом, созидательной огненной энергией В результате появились три вида теджаса, лучезарных энергетических объекта, из земли - огонь Агни; из неба - ветер Ваю, из рая - Солнце Господь тогда ожег эти три теджаса, и из них появились три Веды из Агни - Риг-веда, из Ваю - Яджур-веда, из Солнца - Сама-веда Господь далее ожег три Веды Из них появились три вйахрити - священные слова бхур, бхувах, свах, которые обычно читаются перед гаятри-мантрой Господь далее ожег эти три вйахрити и из них появились три буквы, составляющие священный слог ом - А, У, М Таким образом в этом единственном слоге, в сжатой форме, заключены все энергии мироздания.

24. В начале лекции кто-то из учеников мелодичным голосом внятно пел обсуждаемый текст из Упанишад. Затем Мадхва подробно разъяснял глубокий смысл этого стиха Для почтительных слушателей его слова лились подобно непрерывному потоку нектара бессмертия.

25. Неутомимый Мадхва давал исчерпывающие ответы на все вопросы слушателей Он раздавал духовное знание ищущим людям, подобно тому, как щедрый Карна некогда раздавал богатство всем нуждающимся Если кто-то вступал с Мадхвой в дебаты, он быстро побеждал оппонента множеством неопровержимых аргументов, подобно, тому, как Арджуна в былые времена разбивал врагов сотнями острых.

26. Когда в полдень лучезарное солнце пересекало зенит, Мадхва {аканчивал лекцию и шел к храмовому озеру, чтобы совершить ритуальное омовение В это время

Божества всех других священных нодоемов собирались в этом озере, чтобы соприкоснуться с великой святой личностью.

ПРИМЕЧАНИЕ Лекция Мадхвы длилась с утра до полудня, то есть, около четырех часов Это показывает, насколько серьезно он относился к передаче духовного знания.

27. Водоем с кристально чистой водой был подобен мудрецу с ясным, как зеркало, сознанием Вначале он с любовью принял своей поверхностью отражение всезнающего Мадхвы, чей совершенный облик дорог сердцам святых людей. Затем удачливый водоем обрел самого Мадхву, когда тот окунулся в воду. Подобным же образом медитирующий мудрец сначала видит лишь отражение облика Господа в своем очищенном уме, а затем, достигнув просветления (апарокшаджа-гьяны), воистину видит Самого Господа духовным зрением.

Далее: