С великим почтением, охваченный экстазом Мадхва понес оставшийся кусок глины в городок Удупи По пути он составил еще семь замечательных стотр, молитв, прославляющих Господа (Всего Мадхва сочинил в этот день двенадцать стотр, известных ныне под названием Двадаша-стотры.) В шестой из них он описал сокровенную славу божества Шри Кришны, которое долгое время было скрыто в куске гопи-чанданы. Это божество было изготовлено зодчим полубогов Вишвакармой для Деваки, матери Господа Кришны. Главная из жен Шри Кришны - Рукмини-деви поклонялась этому божеству в саду из священных деревьев Туласи на острове Дварака. Это произошло более чем за три тысячи лет до нашей эры. Вторая версия истории:
Один из предыдущих ачарьев, чье имя до наших дней не дошло, лписал историю явления божества Удупи Шри Кришны в стихах. Эта история соответствует версии, представленной Рагхуварья-Тиртхой в С1 о комментарии С представленной выше историей она несколько расходится, утверждая, что Мадхва взял божество Шри Кришны не со спасенного им корабля, а с корабля, затонувшего в море вблизи от берега. Вот это повествование.
Однажды, пребывая в Двараке, мать Господа Кришны, Деваки-деви погрузилась в мечтания о сладостных детских играх Кришны во Вринда-нане. Обращаясь к Господу Хари (Кришне) она произнесла такие слова:
2. Мама Яшода видела Твои разнообразные детские утехи и испытала величайшее счастье О Кришна, яви же мне хотя бы одну из тех удивительных игр!.
3 Отвечая на эту просьбу матери, Кришна в один из дней принял форму очаровательного мальчика В тот момент Деваки усердно взбивала в горшке масло мутовкой. Кришна подошел к ней и привлек ее внимание Своим игривым поведением.
4 Он забрался к Деваки на колени и, невинно гладя ей в лицо, начал пить молоко, само струившееся из ее груди от обилия материнских чувств. Очарованная сладостным взглядом маленького Кришны, Деваки позабыла обо всем на свете и погрузилась в океан несказанного блаженства.
5 Кришна же разбил горшок со свежевзбитым маслом и начал его есть Малыш весь вымазался маслом, взял в руки мутовку и веревку и начал с ними играть. Через некоторое время Кришна вновь принял взрослый вид и в память об этой сокровенной игре подарил Деваки Свое скульптурное изображение в облике ребенка.
6 Дочь царя Бхишмаки, Рукмини-деви увидела этот детский облик своего мужа Мадхавы (Кришны) и была очарована им Хотя она видела множество других образов Господа, но именно этот новый пленительный образ особенно запал ей в душу Снова и снова она просила Кришну сделать такую статую-божество для нее. ПРИМЕЧАНИЕ Отвечая на просьбы Рукмини-деви, Господь Кришна призвал небесного архитектора Вишвакарму и попросил его изваять божество для Рукмини из цельного священного камня Шалаграма-шилы, который был взят из реки Калигандхаки в Северном Непале.
7 Приводя в удивление всех вокруг, Рукмини, проявляя экстатические эмоции, начала ежедневно поклоняться этому Божеству Кришны-ребенка, в котором Господь был всегда воочию проявлен. Она делала это, даже имея возможность непосредственно поклоняться и служить Шри Кришне, как собственному мужу.
8 Когда Господь Кришна покинул эту Землю, Пандава Арджуна взял )го Божество Кришны из Двараки и поместил в саду Рукмини-деви. Через некоторое время Божество погрузилось в глину гопи-чандану и пролежало в ней несколько тысячелетий.
9. Наконец в эту эпоху, в Кали-югу, волею провидения некие путешественники погрузили большой кусок гопи-чанданы, в котором находилось Божество Кришны, на свой парусный корабль. Они отправились в плавание на юг, вдоль западного побережья Индии. У деревни, находившейся на побережье океана, вблизи от Рупья-питхи (Удупи), их корабль потерпел крушение. Современное название этой деревни ука-{ывает, что божество Кришны прибыло на корабле именно в это место.
10 Океан милосердия, всезнающий мудрец Мадхва желал принести людям истинное вечное благо. Поэтому он пришел на берег и достал из океана затонувшее вместе с кораблем божество Кришны. Затем он принес это Божество в Удупи, и сочинил по дороге двенадцать молитв, прославляющих Господа Кришну (Двадаша-стотру). Мадхва установил Божество в Удупи и начал пышное поклонение Ему.
ПРИМЕЧАНИЕ Разъясняя этот эпизод в своем комментарии, Рагхуварья-. Тиртха приводит следующую цитату из Скацда-Пураны.
В то время, по указанию Нарады-муни, сам бог морей Варуна сел на. крокодила и лично доставил Ананда-Тиртхе Божество Кришны с. затонувшего корабля. Шри Мадхва Виджая.
11 Итак, образ Господа Кришны с мутовкой и веревкой в руках, который был изначально явлен Яшоде-деви во Вриндаване и который позже был показан Шри Кришной матери Деваки в Двараке, этот самый образ был изваян Вишвакармой по указанию Господа Кришны. В этом-то облике Сам Господь Кришна и проявился в Удупи.
Таким образом, отвечая на чистую преданность Шри Мадхвы, Господь Кришна сделал Своей обителью город Удупи, который с тех пор считается неотличным от священной Двараки.
44-47. В те времена жил один человек с демоническими наклонностями по имени Марадиттая из брахманского рода Джарагхатита-готры Он обрел благословение Господа Шивы, благодаря которому мог влиять на умы людей и делать их своими последователями. Так он добился поддержки правителя селения Балаканья-пура и двух его придворных ученых Пуравалаи и Пашчималаи. Марадиттая представлялся выдающимся и непревзойденным знатоком ритуальных жертвоприношений. Сын школьного учителя Мадхвы, Васудева, задумал однажды совершить большое жертвоприношение, но завистливый Марадиттая С1. Ал чинить ему всяческие препятствия Тогда Шри Мадхва
в большом философском диспуте победил Марадиттаю и его приспешников, а затем иозглавил жертвоприношение, устроенное благочестивым Васудевой. Эго напомнило всем историю, как в Двапара-югу Бхима убил царя-демона Джарасандху, предоставив, тем самым, возможность махарадже Юдхиштхире совершить жертвоприношение Раджасую. 48. Младший брат Ачарьи Мадхвы стал жрецом хотру на этом жертвоприношении Он совершенным образом пропел гимны Вед, такие как Яджья, Анувакья, Абхиштава и Праваргья-вибхава. Этим он удовлетворил сонмы богов, призываемых в жертвоприношении.
ПРИМЕЧАНИЕ Младший брат Мадхвы также в последствии принял, санньясу и стал известен как Вишну-Тиртха.
49 Затем искусный брат Ачарьи пропел разные защитные мантры, обращенные к богу огня Агни и к богам ветров Марутам. Этим он добился ] ого, что хавих (подношение из топленого масла и зерна) было получено уполномоченными божествами и не было похищено по пути демонами и ракшасами В этом умелый жрец походил на опытного воина, который с помощью острых стрел убивает злодеев и дарует защиту праведникам.
50 Господь Ваю (Мукхья-прана) победил всех небожителей в состязаниях и удостоился трижды испить божественного нектара Сома-расы, прежде чем его начали пить другие боги. Если такая личность (в облике Мадхвачарьи) решила провести жертвоприношение, то неликолепие этого ритуала трудно себе даже представить! ПРИМЕЧАНИЕ История о том, как Ваю победил всех богов, и первый трижды испил Сома-расу, описана в Айтарея-Брахмане.
51. Хотя основной миссией Мадхвы была проповедь духовного знания, гем не менее, он хотел показать, что совершение жертвоприношений для удовлетворения Господа также способствует духовному развитию. Эти ритуалы имеют то же предназначение, что и прямые практики преданного служения, такие как слушание и воспевание славы Господа.
52. Все описанные здесь необычайные деяния Мадхвы приводят в восторг жителей всей вселенной. О, как это удивительно.
53. Через какое-то время, мудрый Мадхва вновь отправился в путешествие на север Он пересек много таких священных рек, как Кришна и Нармада; он прошел через горные хребты, такие как Виндья, и снова легко достиг Бадарикашрама, любимой обители Господа Вьясадевы.
Альтернативный перевод:
В своем учении Мадхва превзошел много ведических писаний, побуждающих к достижению лишь райских планет (сварги) В своей духовной практике он сразу поднялся над кармическими ритуалами, предназначенными для различных укладов жизни, таких как брахмачаръя, гирихастха и ванапрастха и сразу принял высший уклад жизни -санньясу, который дорог Верховному Господу, как никакой другой ПРИМЕЧАНИЕ Мадхва учил, что вечные гимны Вед, описывающие методы достижения рая, будучи прочитаны по-другому, несут в себе также знание, освобождающее из круговорота рождений и смертей.
54. Господь Вьяса был чрезвычайно доволен Мадхвой, который в совершенстве исполнил Его волю Ранее в облике Господа Рамачандры Он наградил Своего дорогого преданного Ханумана величайшим благословением - саха-бхогой, положением Господа Брахмы, в котором заметна исключительная близость с Верховным Господом. Не найдя ничего высшего, Вьясадева даровал то же благословение Мадхвачарье. ПРИМЕЧАНИЕ Во время второй встречи с Вьясадевой, Мадхва представил Ему свой комментарий на Веданту За этот литературный труд и просветительскую деятельность Господь наградил Мадхву возвышенным положением, достигаемым лишь редкими душами. 55 Слава деяний всезнающего Мадхвы беспредельна, как великий океан С подлинным смирением он склонился перед Учителем (Вьясадевой) и принял от Него дальнейшие наставления, направленные на благо всего мира Далее, неся стопы Господа Вьясы в своем сердце, Мадхва отправился в Уду пи. Вдохновленные его примером ученики радостно следовали за ним. Достигнув Удупи, Мадхва вошел в храм Анантешвары и склонился перед Господом Хари.
ПРИМЕЧАНИЕ Повторный визит Мадхвы в Бадарикашрам описан в этой главе очень кратко, лишь в трех стихах Нарушая последовательность повествования, некоторые из деяний, совершенных Мадхвой во время этого паломничества, описываются в последующих Десятой и Шестнадцатой главах Возможно, эти повествования уже существовали до написания основного текста Мадхва-виджаи в форме кратких историй о чудесных деяниях Мадхвачарьи, записанных его непосредственными учениками.