31. Через несколько дней мудрый Бхатта преподнес своего сына Господу в храме Анантешвары в Удупи Глаза не тревожимого страхом ребенка цвели, как лотосы. От его тельца исходило сияние, более нежное, чем свет восходящей луны В этом обряде, Мадхья-геха как будто бы подносил Господу бесценный, непревзойденный по своей красоте самоцвет.
ПРИМЕЧАНИЕ И сегодня в некоторых семьях в Индии практикуется обряд предложения Господу своих новорожденных детей В этом ритуале выражается принцип безраздельной преданности Богу.
32. Склонившись перед Господом Хари, Господином Раджата-питха-пура (Удупи), Мадхья-геха молил Его о благоденствии для своего сына 1а 1ем, ближе к полуночи, окруженный родственниками, он отправился пешком в свою деревню.
33. Это было неподходящее время для путешествия, ибо путникам нужно было пересечь страшный глухой лес. И действительно, произошло нечто ужасное развлекавшийся в ночи призрак напал и жесгоко ударил одного из шедших, так что тот начал изрыгать кровь. Видя это, кто-то из путников удивленно воскликнул: "О Боже, это просто чудо, что злой дух не напал на ребенка!".
34. Тогда могучий дух демона вошел в избитого им человека и тговорил через него. Дух сказал: "Вы пришли сюда во время моих полуночных утех В это время моя сила возрастает, и я бы погубил вас всех, если бы не этот божественный ребенок, защитивший вас сегодня. ), до чего же он непостижимо могуч! Он - властелин мира (Мукхья-II рана)!".
35. Однажды мама, покормив Васудеву грудью, была вынуждена уйти и'| дома по делам, хотя ей было трудно терпеть разлуку с сыном. Мама оставила его на свою юную прилежную дочь, не осознавая, что в действительности именно ее сын заботится о благоденствии целой вселенной.
36 Вдруг младенец Васудева начал плакать, и сестра стала успокаивать его нежным голоском "О милый братец, не плачь, скоро придет мама и даст тебе все, что захочешь".
37. Несмотря на уговоры, мальчик не успокаивался. Тогда сестра в шла его на руки и вышла посмотреть, не идет ли мама. При этом маленький Васудева ревел все громче и громче.
38. Не зная что делать, девочка накормила малыша недавно сваренными конскими бобами, которые нашла в горшке. Она не понимала, что мальчик был еще грудным. (Мама действительно иногда кормила сына из того же горшка, но только остуженным после кипячения молоком).
39. Супруга Бхатты в то же время начала укорять себя в мыслях -"О, наверное мой сынок голоден и сейчас громко плачет, позор мне, увлекшейся делами, и проявившей бесчувственность к нему'" Она быстро вернулась домой и с удивлением увидела там сытого сына, лежавшего в колыбели с полным животом.
40 - 41. Мама спросила у дочери что он ел и, узнав, чту та по глупости натворила, гневно начала ее отчитывать Съеденные Васудевой бобы были бы слишком тяжелой пищей даже для подросшего ребенка, поэтому мать серьезно обеспокоилась о здоровье своего малыша. Однако, к ее великому удивлению, Васудева с легкостью переварил все съеденное и как прежде сиял здоровьем.
В отличие от земной мамы Васудевы, мать всей вселенной Шри Лакшми не удивилась, даже когда Мукхья-прана выпил огненный яд калакуту, ибо она хорошо знала его могущество.
ПРИМЕЧАНИЕ В своей книге "Махабхарата-татпарья-нирная", в десятой главе, Мадхвачарья с большими подробностями описывает историю о том, как полубоги и демоны совместными усилиями пахтали молочный океан, чтобы добыть из него амриту - нектар бессмертия Согласно Мадхвачарье, господь Шнва в этой игре не смог полностью нейтрализовать действие появившегося в начале пахтания яда Калакуты Из-за этого шея Шивы посинела, и он лишился чувств Господствующим божеством яда Калакуты является не кто иной, как Кали - властелин материализма и раздоров И потому Шива впоследствии в отдельных случаях бывал подвержен влиянию Кали. Согласно Мадхвачарье, по указанию Господа, Мукхья-прана выпил весь оставшийся яд и с легкостью его переварил Этим он доказал свою удивительную способность побеждать Кали Среди полубогов-небожителей особым могуществом наделены только три главных божества - Шри Лакшми, Брахма и Мукхья-прана.
Шри Лакшми сама явилась во время пахтанья молочного океана и стала прямой свидетельницей подвига Мукхья-праны, упомянутого Нараяной Пандитом в данном стихе.
42. Беря на руки Васудеву, его мать снова и снова кормила его грудью, а отец заботливо читал разные защитные лшят/ш-молитвы Каждый при случае старался приласкать Васудеву, ибо его сладостная улыбка дарила всем невероятную радость.
43. Боги на небесах с нетерпением ждали того момента, когда подрастающий Васудева заговорит. Ведь именно с помощью речи он в скором будущем станет передавать духовное знание, и богиня учености - Сарасвати будет танцевать на его устах. Поначалу Васудева невнятно лепетал, как обычный ребенок, но вскоре его речь очистилась, став ясной и сладостной. Так Сарасвати постепенно проявлялась на его устах, подобно тому, как она застенчиво вступает в собрание мудрецов на планете Господа Брахмы.
44. Вначале Васудева начал ползать на четвереньках, а затем с помощью старших, научился вставать и ходить по знакомым ему комна-I ам. Хотя он был самим Мукхья-праной, который, управляя воздушными потоками жизненной силы, приводит в
движение все другие живые существа во вселенной, в своих детских играх он вел себя как обычный ребенок.
45. Однажды утром Васудева ухватился за хвост своего любимого домашнего быка и, следуя за ним, покинул двор дома Это произошло очень быстро, и никто из родственников не заметил случившегося Весь день бык бродил по окрестным лесам в поисках свежей травы, а Васудева, крепко держась за его хвост, неотступно следовал за ним.
46 У этого громадного быка были большие красивые рога Каждый е! о шаг оставлял на земле глубокий отпечаток Бык походил на восточный горный хребет, над которым появилось восходящее солнце -очаровательный мальчик Васудева.
47. Потеряв из виду игривого Васудеву, старшие вскоре спохватились и бросились на поиски "Ну, где же, где же этот сорванец? Прячется ли он где-то в доме или уже упал в колодец?" - в сердцах говорили они. Псе сбились с ног, обыскивая всё вокруг, и вскоре их сердца наполнились Полью потери и отчаяния.
48. Хотя домочадцы Васудевы слышали от местных пастухов, что те якобы видели маленького Васудеву, идущего по полям за быком, они не могли в это поверить, пока вечером сами не увидели своего годовалого малыша, возвращающегося домой вслед за быком.
49 Обретя вновь потерянного ребенка, родители испытали такую иеликую радость, какую может испытать лишь бедняк, нашедший вдруг бесценный камень Чинтамани, исполняющий любые желания Их счастье было сравнимо с экстазом стремящейся к освобождению души, которая вдруг обрела необходимое для этого трансцендентное знание. Родные Васудевы, однако, сочли, что он остался невредим только благодаря беспричинной милости Верховного Господа.
50 Однажды, вдоволь наигравшись, Васудева подбежал к отцу, желая с ним вместе пообедать. Глядя в невинное, светлое как луна личико сына, Бхатта сказал: "Сегодня я не могу с тобой принять пищу, ибо к нам пришел ростовщик Каккра Шетти, у которого я купил быка. Он не позволяет мне есть, пока я не выплачу ему долг, а я не способен сделать это сейчас".
51. Тогда Васудева, игриво улыбаясь, подошел к ростовщику и, отведя его в сторону, своими нежными ручками дал ему горстку тамариндовых семян (столько, сколько было одолжено его отцу монет нитка) Шетти был очарован божественной красотой этого мальчика-брахмана. Он с великим почтением принял у него семена и тут же освободил Мадхья-геху от бремени долга.
ПРИМЕЧАНИЕ Согласно устной традиции передаваемой в Паджака-кшетре, семена тамаринда, отданные Васудевой Каккре Шетти, чудесным образом вскоре обратились в золотые монеты.
52. Позже Мадхья-геха хотел отдать ростовщику причитавшийся долг, но Шетти отказался принять деньги, сказав, что он уже получил все сполна от Васудевы. Так под видом тамариндовых семян благочестивый Шетти получил от Васудевы особый дар, который составляет высшую цель человеческой жизни - освобождение из самсары.
53. Как Господь Кришна (Васудева), явившись в миру сыном Васудевы, принес великую радость всем людям, так Мукхья-прана в облике божественного мальчика Васудевы наполнил радостью сердца всех вокруг.
54. Даже если взошедшее солнце скрыто грозовыми тучами, прекрасные лотосы распускаются и цветут. И, хотя великий преданный Господа Вишну, Мукхья-прана, вел себя как обычный ребенок, лотосоокие лики святых людей расцвели в улыбке от полноты переживаемого ими чувства духовного счастья.