Первые капли нектара
В предыдущей главе были описаны шесть стадий аниш-тхита-бхаджана-крийи. Затем, минуя стадию ништхита-бхаджана-крийи, мы перешли к обсуждению анартха-ниврити. Причина такой последовательности объясняется в «Шримад Бхагаватам», где говорится:
шринватам сва-Катхах кришнах
пунйа-шравана-киртанах
хридй антах стхо хй абхадрани
видхуноти сухрит сатам
нашта прайешв абхадрешу
нитйам бхагавата-севайа
бхагаватй уттама-шлоке
бхактир бхавати наиштики
Господь Кришна, благодетель Своих преданных, находясь в их сердцах, очищает их от всех неблагоприятных качеств, когда в преданном просыпается сильное желание слушать послание Господа, которое при должном изложении и правильном слушании, является самой благодетелью. Благодаря регулярному слушанию лекций по «Бхагаватам» и служению чистым преданым, преданный почти полностью очищает свое сердце от всей материальной скверны и раз и навсегда достигает любовного служения Личности Бога, воспетого в изысканных стихах. (Бхаг. 1.2.17-18)
Первый стих, начинающийся со слов шринватам сва-Катхах описывает неустойчивое преданное служение, аништхита-бхакти. Что же касается наиштики бхакти, постоянства в преданном служении, то его появление описано во 2-м стихе. Процесс очищения сердца от неблагоприятных качеств (абхадрани видхуноти), предшествующий появлению наиштики бхакти, относится к стадии анартха-нивритти. Слова нашта-прайешв абхадрешу, (почти полностью освобождается от неблагоприятных качеств) указывают на то, что единичные анартхи все еще продолжают существовать в сердце такого преданного. Таким образом «Шримад Бхагаватам» определяет правильную последовательность развития бхакти как: бхаджана-крийа, анартха-нивритти, ништха. Согласно такой последовательности, следующей темой для обсуждения должна стать ништхита-бхакти.
Слово ништха указывает на то, что обладает качеством устойчивости или постоянства. Несмотря на ежедневные попытки преданного достичь постоянства в преданном служении, он не сможет сделать этого до тех пор, пока у него сохраняются анартхи. Припятствием для стабильного преданного служения являются лайа (сон), викшепа (склонность к беспокойству), апратипатти (безразличие или отсутствие вкуса ко всему духовному), кашайа (греховные привычки) и расасвада (вкус к материальным наслаждениям). Пройдя стадию анартха-нивритти и почти полностью преодолев эти припятствия, преданный достигает уровня ништхита-бхакти. Иначе говоря, признаком устойчивого преданного служения является отсутствие вышеупомянутых пяти недостатков.
Лайей называется тенденция засыпать во время киртанам, шраванам и смаранам (джапа), викшепой — склонность переключаться на мирские темы во время совершения преданного служения (например, легкомысленные разговоры во время джапы и т.д.). Апратипатти означает возникающее время от времени нежелание совершать киртанам и другое служение, даже несмотря на отсутствие лайи и викшепы. Кашайа относится к внутренней тенденции впадать в гнев, испытывать жадность и гордость. А расасвада означает неспособность сосредоточить внимание на киртане или любом другом виде служения при появлении возможности материальных чувственных удовольствий. Ништхита-бхакти достигается после освобождения от этих пяти пороков.
тада раджас-тамо-бхавах
кама-лобхадайаш ча йе
чета етаир анавиддхам
стхитам саттве прасидати
Как только бесскорыстное любовное служение пробуждается в сердце преданного, он тотчас выходит из-под влияния гун страсти и невежества, проявляющихся в таких качествах, как похоть и жадность. Тогда преданный достигает уровня саттва-гуны и становится счастлив. (Бхаг. 1.2.19)
Слово ча в этом стихе употреблено в собирательном значении и относится к присутствующим в сердце страсти и невежеству. Однако слова этаир анавидхам (не затрагивает его) указывают на то, что материальное осквернение, хотя его следы все еще могут сохраняться в сердце преданного вплоть до достижения им уровня бхавы, не является принятствием на пути его преданного служения.
Ништха имеет две разновидности: первая относится непосредственно к процессу преданного служения (сакшат-бхактир-вартини), а вторая — к качествам, благоприятным для развития бхакти (бхактй-анувартини). Сакшат-бхакти имеет бесконечное множество форм, но в основном делится на три вида, в соответствии с тремя уровнями: уровнем тела, речи и ума. Некоторые мудрецы считают, что вначале преданный достигает постоянства в преданном служении на уровне физической деятельности, затем на уровне речи (киртанам), и наконец, на уровне ума (постоянное памятование, медитация). Другие, однако, не согласны с такой последовательностью и утверждают, что сильное желание служить Господу в той или иной роли развивается прежде всего благодаря индивидуальной природе преданных, чьи физические, речевые и умственные способности могут различаться.
К качествам, благоприятным для преданного служения, относятся смирение, почтительное отношение к другим, доброжелательность и сострадание. Иногда, эти качества можно наблюдать в преданном, который обрел власть над своими чувствами, но еще не достиг постоянства в преданном служении. С другой стороны, иногда можно заметить отсутствие смирения и сострадания у того, кто достиг постоянства в преданном служении. Несмотря на это, ученые мудрецы считают критерием развития или отсутствия ништхи не постоянство в совершении преданного служения (сакшат-бхакти), а постоянство качеств преданного. Не имеющие опыта духовной жизни не способны понять истину. Подтверждением этому служит приведенный выше стих, где говорится бхактир бхавати наиштики: с появлением наиштпики-бхакти преданный выходит из-под власти раджа и тама-гуны, даже если следы качеств, порожденных этими гунами, до сих пор присутствуют в нем.
Обобщая все вышесказанное, можно прийти к выводу, что слабое или сильное стремление и вкус к выполнению преданного служения (слушанию и повторению святого имени и т.д.) являются критериями соответственно двух типов преданного служения — неустойчивого и устойчивого.
Так закапчивается четвертая глава книги
«Мадхуръя Кадамбини» Шрилы Вишваиатхи Чакраварти Тхакура,
озаглавленная «Нектар начинает течь».