Например, все знают, что есть замечательное озеро Манаси-Ганга. Но на самом деле это река. На самом деле во Вриндаване есть две реки: Ямуна и Манаси-Ганга, одна на востоке Вриндавана, а другая на западе. И в этой части Говардхана Манаси-Ганга разливается как большое озеро. И все эти водоемы служат местами замечательных игр Кришны. Как, например, на Манаси-Ганге Кришна играет роль лодочника. Иногда гопи нужно пересечь это озеро, чтобы перевезти свои молочные продукты на другой берег. И есть такое место на Манаси-Ганге, которое называется Чакра-тиртха. Чакра-тиртха - это место на Манаси-Ганге, где жил Санатана Госвами, и где он покинул тело. Там же обитает и Господь Шива, и его зовут Чакрешвара-Махадев.
У Санатаны Госвами очень тесные, сокровенные отношения с Господом Шивой. Во времена Чайтаньи Махапрабху там было очень много комаров, и они мешали Санатане Госвами заниматься бхаджаной. И Санатана Госвами все время думал: Наверное, мне нужно покинуть это место и перебраться куда-нибудь, где не будет этих комаров. И тогда там появился Господь Шива и сказал: Пожалуйста, оставайся здесь. Я позабочусь о том, чтобы здесь не было комаров. И с того дня там нет комаров. Господь Шива так ценил общество Санатаны Госвами. У Санатаны Госвами есть как бы две личности. Как, например, иногда в Чайтанья-чаритамрите можно прочитать, что в одном человеке было две личности. И Санатана Госвами, он являлся одной из служанок Шримати Радхарани, но он также и Санат Кумар. Эти две личности приняли облик Санатаны Госвами. Санат-кумар является сыном Господа Брахмы, и Господь Шива также сын Господа Брахмы. Поэтому они братья. Поэтому они очень тесно связаны друг с другом, Господь Шива и Санатана Госвами. И, кроме того, Санатана Госвами вечный спутник Шримати Радхарани, и Господь Шива поклоняется всем вечным спутникам Шримати Радхарани.
Так или иначе, к этому месту приходили все гопи на Манаси-Ганге. Конечно, сейчас уже не осталось никаких следов, но на самом деле, на этом же месте был дворец Махараджы Мандатты. В Шримад-Бхагаватам описывается, как пал Саубхари риши из-за своего оскорбления великого вайшнава, Гарудаджи. И потом он женился на пятидесяти дочерях Махараджи Мандатты. И дворец этого Махараджа был также рядом с Чакра-тиртхом. И гопи приходили туда, неся на голове золотые кувшины с ги. Вы можете себе представить, насколько ценным было ги, если его носили в золотых сосудах. Они были одеты очень красиво. Можно задать вопрос, зачем они носили ги на голове? Например, Шримати Радхарани царевна. И царевны не должны вообще работать. И уж тем более они не должны пешком куда-то ходить, неся на голове золотой горшок с ги. Но на самом деле пастухи и коровы занимают такое возвышенное положение, что просто эта деятельность, как нести ги на рынок или куда-то для жертвоприношения достойна того, чтобы нею занимались царевны. На самом деле она несет ги куда-то для того, чтобы получить возможность встретиться с Кришной.
Они приходят на берег Манаси-Ганги. Они подходят туда, они выходят не на самый берег, а останавливаются на некотором расстоянии от берега, и она обращается к своим служанкам. Она говорит им: Идите посмотрите, нет ли там лодки? Они говорят: Тебе нужна какая-то особая лодка? Она говорит: Ну, лучше, если будет лодка с таким черным лодочником. И служанка уходит посмотреть, нет ли там этой лодки. Может быть, там есть эта лодка, может быть, ее там нет. Но, конечно, по воле йога-майи эта лила устраивается всегда таким образом, что там есть эта лодка. Знаете, у нас есть такое место, принадлежащее ИСККОН, Вринда-кунда, недалеко от Говардхана. Это место очень необычно, потому что туда каждый день приходят Вринда-деви, Пурнамаси и другие организаторы игр Кришны, и они собираются там, чтобы организовать игры на сегодняшний день. И именно они решают, что произойдет сегодня.
Есть разные личности, которые этим занимаются. Например, Вринда-деви принадлежит к числу гопи, Пурнамаси - это йога-майя. И также Баладева Видьябхушана говорит, что среди пастушков Удждвала представляет собой судьбу, он определяет судьбу Кришны. И иногда Кришна также приходит туда рано утром.