Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Хридаянанда дас

ШБ 10.14.8

 

Здесь говориться, что преданный, который очень ясно видит, что это милость Господа...

ШП говорил, что каждая буква ШБ исполнена глубокого смысла. Слово "икшамана" - причастие от слова "видящий". "Су" значит - "хорошо", т.е. этот человек хорошо видит, а "сан" означает полностью, как в слове "санкиртана" - "все вместе" собрались, или "полностью". В данном случае "су самикшо манам" означает - "человек видящий полностью, и очень ясно, отчетливо".

Что страдания которые он претерпевает - это милость Бога. Слова "милость" которое употреблено в этом стихе, оно также интересно - "анукампам". "Камп" - значит дрожать, иначе говоря очень сильно переживать что-то, "ану" - значит "следовать". И слово "анукампа" означает, что Госпдь очень сильно переживает все то, что переживаем мы. Как в английском слове [кампешен] - сострадание. (Тоже самое "кам" - значит "вместе"). Это значит, что когда мы страдаем сами - Кришна не страдает вместе с нами, но Он ощущает эти страдания. На самом деле Кришна очень глубоко ощущает все наши страдания. Хотя Сам Господь никогда не страдает подобно нам. Иначе говоря преданный видит это сострадание Господа  когда он испытывает "випакам" - последствия, которые являются "атма крипам" созданные им самим.  Эта способность понять, что мы являемся причиной своих собственных страданий - качество, которое отличает человека верящего в Бога от атеиста.

В некоторых частях мира вошло в моду чувствовать себя невинной жертвой. Но нам нужно все время помнить историю Парикшита Махараджа, описанную в ШБ. Когда Парикшит отправился в турне по своему царству он встретил Кали, калечащего быка - Дхарму. и Парикшит задал вопрос Дхарме:

-Кто является причиной твоих страданий? Но Дхарма сказал, что я не могу указать ни на кого, кто являлся бы причиной моих страданий. "Я не могу обвинить никого другого". И сразу же Парикшит поздравил его, сказав: - "Ты Дхарма. Только потому, что ты не обвиняешь никого другого в своих страданиях, ты - олицетворение религии!"

Затем Парикшит сказал: Если ты обвиняешь кого-то в своих собственных страданиях, то ты сам виноват в том же самом, ты сам навлекаешь на себя те же самые последствия.

Может возникнуть вопрос -  каким образом это философски оправдано? Идея которая выражена здесь заключается в том, что последствия, которые мы испытываем соответствуют нашим прегрешениям. И если я на самом деле понимаю "Ишварах парамах Кришнах" и "Сарва карана кранам" - это означает, что в конечном счете Кришна дал санкцию на мои страдания, и если я не принимаю ответственность за свои собственные страдания, то я не принимаю власть и право Бога наказать меня. И т. к. я не принимаю ответственность за последствия своих собственных поступков - это значит, что я еще не избавился от своего греха, я не очистился, я до сих пор не выучил урок, и поэтому те же самые страдания будут продолжаться.

Точно так же как в школе - если человек не сдает экзамен, ему приходится сдавать его снова.

Человек, который причинил мне эти страдания также получит какие-то последствия, но мне придется получать точно такие же последствия, которые получает он, потому, что и он и я в равной степени виноваты в том же самом грехе. Человек, который причинил мне эти страдания виноват, потому, что он причинил мне эти страдания, но я виноват, потому, что я не принял на себя ответственность за собственный грех, который является в конечно счете причиной того, что я сейчас страдаю. Т.о. эта мода считать себя "невинной жертвой", на самом деле не избавляет нас от страданий, а просто продляет эти страдания.

Т.о. это наставление, содержащиеся в этом стихе очень существенно. И слово "эва" обладает особым смыслом - оно подчеркивает, или усиливает слово, которое следует за ним. "Пунджана эва" значит, что он на самом деле чувствует это, понимает это, испытывает это. Мы на самом деле должны глубоко осознать, понять на собственном опыте этот факт, эту истину - что мы страдаем в результате наших собственных поступков. Поэтому нет никакого смысла обижаться на кого-то или разочаровываться, расстраиваться. На самом деле мы должны радоваться -  какое-то препятствие содержащееся во мне было устранено. Потому что когда я страдаю - я избавляюсь от каких-то последствий своих собственных грехов. Поэтому настоящий преданный продолжает кланяться Господу. И почему здесь сказано, что преданный кланяется сердцем, голосом и телом? Потому, что иногда преданный который чувствует зло, раздражение, тем не менее может сказать: "Харе Кришна!" Но при этом не поклониться на самом деле. Это также вошло в моду среди определенной части индусов - "Намаскар"! "Намас" - значит "кланяться", поэтому если вы просто говорите, но при этом не кланяетесь, то это никакой не намаскар. Т. о. человек должен кланяться не только словами, но и телом. кто-то  может кланяться словами, кто-то может кланяться телом, но при этом в сердце думать что-то другое. Сердце при этом может переполняться гневом и гордостью. Поэтому здесь говориться, что человек должен кланяться Господу также и сердцем.

Т.о. здесь говориться, что если преданный, человек ясно видит, что он или она сами повинны в собственных страданиях, и что все эти страдания всего лишь милость или сострадание Господа. И что этот преданный тем не менее продолжает кланяться Господу словами, телом и сердцем, если преданный живет таким образом. Это не то что раз в году на Джанмаштами мы кланяемся Кришне. "Дживета е" - мы живем всю свою жизнь таким образом, это наша жизнь, такой преданный получил законное право обрести освобождение.

Как объясняется в комментарии "дая" означает наследство, а "бхак" - тот, кто получает наследство. В Дхарма шастрах объясняется, что есть законные дети и не законные. Законных детей называют "дая бхак"  иначе говоря у них есть законное право получить наследство своего отца. И здесь говориться "мукти паде садая бхак" - такой человек имеет полное право обрести освобождение в СК.

Вы может быть помните в Шри Чайтанья Чаритамрите, когда Сарвабаума Бхатачарья, превратившись в преданного под влиянием Господа Чайтаньи, очень воодушевился и захотел изменить в этом стихе слово "муктипаде". Потому, что он сам всю свою жизнь пытался обрести освобождение, а не СК. И его прошлые заблуждения стали противны ему. Он захотел изменить "муктипаде" на "бхактипаде" - "Такой человек получает право на бхакти". Господь Чайтанья ответил - Я конечно ценю твои эмоции, но ты не имеешь права менять слова в Шримад Бхагаватам.

Это очень интересный момент, и те из вас, кто спит могут подумать над тем, чтобы проснуться, послушав этот момент. но если кто-то рядом с вами не хочет тем не менее просыпаться, пожалуйста не нарушайте его покой.

Суть в том, чтобы мы задали себе вопрос, - почему Господь Чайтанья создал эту лилу? В конечном счете Сам Господь Чайтанья является творцом всех шастр. Без всяких сомнений сам Господь Чайтанья вдохновил Сарвабауму из сердца предложить это изменение, чтобы в шастрах было записано, что Сам Господь Чайтанья хотел оставить это слово "муктипаде". Господь Чайтанья - Сам Кришна, поэтому Он отец каждого живого существа. И хотя ГЧ лично учил, что мы не должны желать освобождения: "...мама джанмани джанманишваре бхаватад бхактир ахаитуки твои", тем не менее Он хочет убедить преданных, что вам не нужно желать освобождения, но вы освобождение обязательно получите. Преданный не хочет ничего кроме служения Кришне, но Кришна хочет только одного - помочь Своим преданным. ГЧ этой лилой хочет показать, что нет никакой необходимости беспокоиться о своих собственных интересах. Нужно думать только об интересах Кришны, об удовольствии Кришны. И Сам Кришна вполне обладает всем необходимым, чтобы позаботиться о нас и о нашем счастье. Но из-за своего невежества мы иногда думаем: "я сам должен позаботиться о своем счастье, Кришна не позаботится обо мне". Это наша идея совершенно бессмысленна и никчемна. Если по глупости своей мы думаем что я способен на большее, чем Сам Кришна.

Отец может сказать ребенку - прыгай в мои руки, в мои объятия, когда ребенок сидит где-то на шкафу. И ребенок может испугаться: "отец меня не поймает!". Но Кришна не уронит вас, не бойтесь. Если Кришна говорит вам - "Прыгайте!", то вы должны прыгнуть! Иногда отец тянет маленького ребенка в бассейн, чтобы поплавать, и ребенок может испугаться, что там опасно. Но отец там - в воде. Кришна говорит:  вы можете просто прыгнуть в Мои объятья, Я позабочусь о вас! Но мы по глупости своей думаем: Нет! Я сам о себе позабочусь! Чистое преданное служение это очень рискованная вещь, что если в результате я одни страдания получу! Это наша глупость и беда. Поэтому ГЧ хотел, чтобы это слово "мукти" осталось в этом стихе. Потому, что Он хочет объявить всем своим преданным: "Вам не нужно беспокоиться о своем освобождении, Я позабочусь об этом"!

В этом заключается вера в СК. Верить в Бога не просто означает верить в то, что Бог есть. Что вы думаете такое "БОГ"? Мы думаем, что БОГ - это "БХОГа", что Он предназначен для нашего наслаждения.

Есть определение трансцендентной веры, которое дается в

Чайтанья-Чаритамрите: "Слово "вера" означает непоколебимая, очень твердая уверенность в том, что просто служа Кришне, все остальное будет сделано". Мы думаем, что нам нужно очень много всего делать: позаботиться о своем экономическом благополучии, о социальном благополучии, о психологическом благополучии, интеллектуальном благополучии, политическом благополучии и т.д. Но если мы просто серьезно, как следует занимаемся СК, то все остальное придет само. В этом заключается вера. Если вы просто верите, что есть кто-то кого зовут Кришна, это еще не вера. Вера означает знать, что Кришна есть все. Не то, что Кришна - "что-то". Если кто-то думает, что Кришна - это "что-то", то у него нет трансцендентной веры. но если вы знаете, что Кришна есть все, то тогда только вы поняли. Как Арджуна говорит в БГ: "Ты охватываешь собой все, поэтому ты есть все". И поэтому, если бессовестный маявади говорит "Бог есть все", Арджуна в противовес этому объясняет, что это значит, что Кришна есть все". "Сарвам савопноши" - "Ты охватываешь собой все, поэтому Ты есть все!" И если мы на самом деле понимаем, что Кришна есть все, то наши страдания - это также милость Кришны. В противном случае нам придется думать, Что Кришна управляет всем, кроме моей судьбы. То тогда какой смысл мне заниматься преданным служением, если Кришна не управляет моей судьбой и жизнью?

Чем чище мы сами становимся, тем в большей степени мы сможем проповедовать СК.

 ВОПРОС:

Не слышен.

ОТВЕТ:

Я очень счастлив объявить вам, что все должны кланяться саньяси. Я шучу! Пока вы кланяетесь саньяси может вытащить у вас что-нибудь из кармана! ШП говорит, что если кто-то видит саньси он должен поклониться ему. Один из учеников ШП жаловался, что это не очень

практично, потому, что мы постоянно этих саньяси видим! Но ШП стал настаивать: "Нет, это ведическая система, обычай". И ШП учил этому тогда, когда все были учениками.

Признак маленького ума, в том, что он мечется от одной

крайности в другую. Поэтому если мы будем метаться от

преувеличенного поклонения и почтения к увеличенному

пренебрежению и непочтению, мы никогда не сможем найти золотую

середину. Люди, чей ум окрашен гуной страсти начинают скучать, когда приходит гуна благости. Потому, что в гуне благости нам некого ненавидеть, в гуне благости нет духа своих и чужих, поэтому гуна

благости совершенно бессмысленна и бесполезна! Так или иначе мы

также должны уважать и не саньяси. И когда у вас появиться вкус,

уважать других вам это очень понравиться.

Интересно, что иногда люди начинают спорить нужно проводить

гуру-пуджу, или не нужно? Но на самом деле в ШБ говориться, что

слово "пуджа" также означает "почитать". В соответствии с

ведическими традициями человек должен проводит пуджу, даже

уважаемому гостю, который пришел к вам в дом. Мы должны проводить пуджу своим родителям и любому уважаемому человеку, любому брахману.           Я думаю, что одна проблема, которая заключена в нашей библейской культуре - поклоняться можно только одному ревнивому Богу. Но к

счастью Кришна не ревнивый, Он - хороший парень! Если мы понимаем, что слова "пуджа" также означает оказывать почтение, то мы можем вспомнить 10 заповедей, где говориться почитай отца и мать свою.

Точно в такой же степени человек имеет право почитать своего гуру, точно также как он должен почитать своих родителей или любого другого уважаемого человека. На самом деле это ведическая культура. Раньше или позже ведическая культура восторжествует.

 

ВОПРОС:

Каким образом примерить христианство и крещение в христианстве и

веру в Кришну. Будет ли это предательством, можно ли инициироваться и так долее.

ОТВЕТ:

Хридаянанда Махарадж говорит, что так как я (Вйадинатх прабху) думаю, что никаких противоречий нет, то он со мной согласен. Мы не сектанты, и хотя на самом деле исторически в мире есть очень много различных культур, мы обнаружим, что все великие религиозные традиции происходят только из двух частей мира. Называя их великими религиозными традициями я имею в виду, религиозные традиции  которые внесли очень большой вклад в историю человечества. три религии пришли с ближнего востока и две - Буддизм и Индуизм пришли из Индии. Мы обнаруживаем, что в одной части мира люди убивали животных, а в другой части мира люди уважали все живые твари и всех животных, считая, что все они наделены душой и священны. И мы можем обнаружить, что традиции, возникшие в той части мира, где люди убивали животных достаточно сектантские. А традиции, которые произошли из той части мира, где люди не убивали животных, в целом - менее сектантские. В Истории Индии мы не можем обнаружить ничего, что напоминало бы инквизицию, или крестовые походы, ничего такого же масштаба, по крайней мере. Эта философия о том, что мой бог, лучше твоего бога и может поспорить с ним - с философской точки зрения не очень высокая идейно. Даже в Риг-веде, которая является самым древним Ведическим писанием сказано, что существует только одна единая Абсолютная Истина, которую описывают различными способами, которой поклоняются по-разному.

 ВОПРОС:

Что делать преданным, которые не имеет подобной твердой веры, но

все таки вдохновлены действовать так, что оставляют все на волю

Кришны, при этом их духовный уровень желает оставлять лучшего.

 ОТВЕТ:

Именно поэтому Кришна говорит, что мы должны действовать телом,

словами и сердцем. Если мы хотим развить сильную веру, мы должны

общаться с теми у кого есть сильная вера.

 ВОПРОС:

Живое существо, которое доставляет страдания другому живому

существу, является исполнителем воли Кришны, тоже получает

кармические реакции. Почему Господь позволяет этому исполнителю

доставлять страдания другому? Ему положено это по карме?

 ОТВЕТ:

Кришна не хочет, чтобы кто бы то ни было совершал грех. Например, если кого-то посадили в тюрьму и правительство собирается его казнить, то если за одну минуту до казни вы проникните в камеру и убьете его сами, вы будете повинны в его убийстве. Кто-то получает последствия за свои грехи, но кто-то хочет совершить этот грех, и поэтому Кришна сводит этих двух людей. Если бы не было никого, кто хотел бы совершить грех, то Кришна вполне мог бы причинить нам те же самые страдания по-другому, без помощи кого-то другого. Если бы мы руководствовались логикой, изложенной в письме, то ни одно наше действие не было бы греховным. Мы могли бы отправиться на улицу и начать стрелять в людей, приговаривая: Пф! - "Твоя карма!", Пф! - "Это твоя карма!"

 ВОПРОС:

Что мы можем сказать материалисту, который убежден, что СК - это

секта?

 ОТВЕТ:

Кришна говорит в ШБ, что есть так называемые преданные, которые

являются сепаратистами, или индивидуалистами. И ШБ утверждает, что они могут быть в каком-то смысле преданными, но на самом деле они находятся на материальном уровне. Я думаю, что у любого вайшнава, оказавшегося здесь, на это фестивале, этот фестиваль не мог не оставить у него сильного впечатления. Первые несколько дней я был немного болен, когда я оказался здесь. И Джаяпатака Махарадж сказал:             "Ты должен придти на Маха-киртан. И он стал показывать как преданные танцуют. И то же самое показывал Лакшми-Нрисимха. Несколько дней я был здесь в России и у меня удивительные впечатления. Так что если это секта, то это по-настоящему хорошая секта!

 

ВОПРОС:

Расскажите как вы пришли в СК?

 

 ОТВЕТ:

В семи словах, или меньше?

Я был типичным студентом в университете, сумасшедший и очень гордый собой. ШП приехал в этот университет, дал лекцию, и я понял, что этот человек действительно является духовным лидером. И тогда я зашел в храм Харе Кришна в Лос Анджелесе, и т. к. с самого своего детства я хотел присоединиться к какой-нибудь секте...

Еще меня также привлекло, что стрижка там бесплатная. Если бы у меня    было больше времени, я мог бы привести несколько других деталей касающихся философии и практики СК.

 

СПАСИБО! ШРИЛА ПРАБХУПАДА КИ-ДЖАЙ!