Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Хридаянанда дас

Конспекты лекции Хридаянанды Госвами. Части речи

Конспекты лекции Хридаянанды Госвами, предоставлены Чандан-Ишварой прабху

 В первой говорилось об универсальности СК.

В 1970 году вернувшись во Вриндаван после успешного проповеднического тура Шрила Прабхупада дал очень мощную лекцию на которой присутствовали маханты и мэр Вриндавана. ШП "буквально кричал:

-не думайте что я приехал в Америку и сделал из христиан индуистов, если вы там предложите подобное вам дадут ногой по голове! Нет, я дал им духовную науку!"

Хридаянанда Махарадж продолжает: Согласитесь это было бы странно если бы мы вдруг стали индусами. Как бы мы объяснили это своим родственникам? Далее ХМ подробно объяснил на примере прилагательных как это часть речи позволяет отделять одни объекты от других. Как только мы говорим ЧЕРНОЕ море мы отделяем все остальные моря, как только говорим РУССКИЙ, мы исключаем всех остальных.

Т.е. любые материальные определения и отождествления имеют своей целью разделение и отделение объектов одних от других.

Подобно этому сектантские религии, пользуясь материальными обозначениями выступают в качестве "духовных прилогательных" отделяя одни религии от других и не давая трансцендентных определений.

Хотя каждый человек уникален и отличен от любого другого, трансцендентным определением для него будет то, что он вечен, и это - вечная, т.е. не материальная истина. Соответственно у человека есть вечные обязанности, наряду со временными.

Ссымаясь на наставления данные Бхишмадевой, возлежащим на ложе из стрел ХМ указал на обязанности (дхарму) царя, женщины и т.д...

Но если выполняя все эти временные обязанности мы упускаем из виду свою вечную обязанность, то выполнение всех этих многочисленные обязанности не имеет смысла.

ХМ приводит в пример "церемонию" посещения врача. Мы должны куда-то ехать, открывать и закрывать двери, здороваться с девушкой в регистратуре, общаться с доктором, и только после этого мы получим лекарство. Смысл всех этих многочисленных действий - получить лекарство. Если мы выполняем все эти процедуры, но не пользуемся лекарством - все действия бесполезны. Если мы посетили многих врачей и все еще продолжаем поиски, то хороший врач скажет: выбрось все, что тебе дали, и пей это лекарство! Как Кришна в БГ "сарва дхарма..." Кришна - самый лучший доктор.

Далее ХМ воздал хвалу всем преданным за то, что у них хватило разума понять, что что-то в этом мире не так. Он сказал, что есть тест для проверки интелекта ребенка. Ребенку дают рисунок на котором что-то не так, например дом вверх ногами, еще какие-то неправильные вещи и спрашивают, что не так? А ребенок говорит - все нормально!

Анологично этому не видеть проблем существования в этом мире - это поразительное безумие!

Но мы не всегда можем осознавать универсальность наставлений Криншны. Если моим мотивом присоединиться к СК были личные страдания, то я буду воспринимать его (СК) как средство избавления от страданий, и не буду делиться этим со всеми, если я искал материального благополучия, и обрел его в СК, то я тем более не буду привлекать в СК других, ведь я в них вижу конкурентов! Если я удовлетворил свое любопытство в СК то я поставлю дома маленький алтарик и буду заниматься своими делами.

"Если маленькая старушка из Небраско встречает на улице звезду Голивуда, ее просто подмывает позвонить всем своим подружкам и спросить - Ну-ка угадайте кого я встретила на улице сегодня?"

Нужно проверять себя: открываю ли я Кришну каждый день в своей жизни, или Он превратился для меня просто в официальную религиозную доктрину? Я буду делиться с другими, если получу общение с Кришной, я всем об этом раскажу! Только если я обрел Истину к которой стремился я захочу поделиться этим с другими.

Как только проблема, которая привела меня в СК перестает на меня давить я оказываюсь в полосе "штиля".

Корабль какое-то время плыл под парусами, но ветер стих. Нет ни причины ни возможности возвращаться назад, и нет силы двигающей вперед. остается свесить ноги и болтать ими в воде, и играть с дельфинами, поэтому некоторые преданные пробуют немного вернуться назад, чтобы ощутить тот "вкус" который подталкивал их ранее...

Т.о. если встретившись с СК мы не развиваем привязанности к Кришне (и соответственно Его атрибутам и наставлениям) - возможны осложнения. Если мы не привязываемся к Кришне, то где наш мотив для движения вперед? Это штиль! По настоящему рзумный человек принимает очень серьезно тот факт, что он неотъемлемая частица Кришны. Или другими словами принять очень серьезно тот пример, что полить дерево можно только поливая его корень.

Далее ХМ признается в грехе, совершенном им на лекции в Москве. Он сказал, что мы не являемся этими телами. И кто-то (очевидно не член ИСКОН задал вопрос: "Почему саньяси все время говорят об одном и том же?" ХМ шутит, что очевидно этот философский момент оказался слишком серьезным, им хотелось чего-то более жидкого вроде расы, или еще чего-то.

Закономерно спросить почему Шрила Прабхупада все время говорил об этом? Практика показывает, что те кто заявляет, что давно превзощел этот уровень и готов обсуждать более возвышенные темы, очень привязаны не только к Радхе и Кришне но и к мирским наслаждениям. Если мы заявляем, что нам нет необходимости в миллионный раз слушать а том что мы не являемся материальными телами, но при этом людям, которые твердо уверены, что они материальные тела не могут понять наших действий и не могут уважать нас, то похоже, что мы делаем что-то не так. На самом деле поподи мы в комнату с людьми, которые действительно осознали, что не являються материальными телами, это было бы самым удивительным опытом для нас, который мы испытали за много-много лет.

Это очень высокий уровень - осознать себя полностью отличным от своего тела. Далее ХМ предлагает представить себе ситуацию, когда мы получаем такую реализацию: Я - отличен от тела, меня боьше не беспокоят материальные проблемы, нет и тени беспокойств, всех видете как вечную частицу Кришны, даже в воскресенье во время пира можно не объедаться, полное умиротворение и счастье! Т.е в какой-то момент мы боджны очень ясно понять, что только предавшись Кришне мы сможем стать счастливыми!

Все это должно помочь нам исполниться решимости и энтузиазма достичь самоосознания, решимости предаться Кришне, и действительно обрести эту реализацию!

Мы должны научиться действовать с полной решимостью и энтузиазмом достичь совершенства подобно человеку у которого есть только один шанс спастись. Он просто сражается за одну-единственную возможность. Когда мы захотим обрести СК, мы его несомненно обретем, и это будет потрясающая жизнь!

И мы не сможем не говорить об этом своем опытке другим.

 

Далее ХМ сказал, чтобы говорить другим людям о СК как о универсальной духовной науке мы должны сами получить этот опыт, сами должны понимать, испытывать СК как универсальную духовную науку.Подобно тому как несмотря на то, что в мире существует медицинская наука, если нет врача в данном месте который бы владел этой медицинской наукой, то она  никому не поможет,  если бы ее и не существует.

Когда мы получаем что-то ценное мы не можем не поделиться этой радостью с другими, нам очень хочется рассказать всем об этом. Представте себе ситуацию, когда вам дают $ 1 000 000, и ставят одно условие - никому ни слова! Разве это будет радостью? Это будет невыносимым страданием! ШП дал нам эту духовную науку, но она имеет смысл только при наличии духовных ученых, если их нет, то нет и духовной науки.

Ученый это тот, кто может на практике доказать определенный результат, и помочь другим осознать этот результат на практике.

Т.о. СК универсальная ДН на мы должны понять это сами.

 

ВОПРОСЫ.

 

В: Иногда приходит понимание, что я не это тело, но тогда приходит желание оставить все свои обязанности.

О: Если вы исполняете свои подлинные обязанности, то понимание того, что вы не это тело должно давать вам еще больший энтузиазм исполнять свои обязанности.

 

В: Должны пи мы знать индуистскую культуру, или достаточно знать то, что дал ШП?

О: Часть этой культуры очень хороша и полезна, но не следует идеализировать. Помимо Ведической культуры есть еще и Индийские сказки. Иногда ШП обвиняют в том, что он был против науки, но он не был против науки, он был против "наукоодразности" - преувеличенной веры в науку. Истинную науку ШП ценил и уважал. Некотрые моменты индийской культуры очень хороши, но есть и просто Индийская культура. Мы не должны создавать дополнительные препятствия для людей в принятии Ведической культуры. Не следует говорить людям,что они должны принять Кришну и Индийскую культуру.

 

В: Универсальность означает, что каждый человек может получить благо от СК, но при этом обрести СК можно только повторяя Харе Кришна. Но повторяя Харе Кришна мы становимся последователями какой-то узкой религиозной традиции, а это уже не универсальность.

О: Участвуя в дискуссии мы должны не просто отвечать на вопрос, но рассматривать несформулированные предпосылки на которых основано какое-то утверждение. Несформулированная предпосылка данного вопроса звучит так: Универсальность входит в противоречие с определенностью или индивидуальностью. Т.е. имеет место некоторое нечеткое понимание что есть универсальность и что есть особенность.

Если бы некотрое универсальное утверждение не имело какого-то особенного содержания, то как бы мы могли его сформулировать? Любое утверждение состоит из слов, и любое слово - это отдельное, индивидуальное слово. И если вы употребляете одно слово, это означает, что вы отвергаете все остальные слова. Т. е. вопрос можно переформулировать:

"Как можно делать универсальное утверждение используя определенные слова?"

на самом деле мы д. проанализировать взаимоотношения между универсальностью и особенностью. В СК мы понимаем, что некоторая вещь может быть универсальной, но при этом может обладать индивидуальными характеристиками. Утверждение, что универсальность не должна обладать специфичностью, не должна иметь индивидуальных, особенных качеств - это имперсонализм. Вишеша - означает универсальная черта какого либо предмета, ВИШЕШАНАМ - прилогатьльное от вишеша, ШП прославляют словами НИРВИШЕША ШУЛЬЯВАДИ... т. е. он спасает западный мир от этой иллюзии, что Абсолютная Истина не имеет индивидуальных особенностей и черт, иначе говоря, что Абсолютной Истины нет. Мы можем прибегнуть к аргументу, который впервые выдвинул в Афинах много лет назад бхакта Аристотель. Он утверждал, что если мы видим какое-то качество проявленное в разной степени в разных предметах, то сама это способность указывает на существование абсолютного проявления этого качества. Т.е. если мы говорим, что один объект красивее другого должна существовать Абсолютная красота.

Простое утверждение "Москва находится савернее Черного моря" указывает на существование точки, которая представляет собой АБСОЛЮТНЫЙ СЕВЕР, что не мешает этой точке быть вполне определенной, индивидуальной и обособленной от всех остальных точек земли. иначе само это утверждение "СЕВЕРНЕЕ" не имело бы никакого смысла. Т.о. хотя Кришна Является особенной, уникальной формой и именем Бога это нисколько не мешает Ему быть Абсолютным эталоном, абсолютной точкой отсчета. Как и северный полюс остается всего лищь особенной точкой, но для абсолютного направления на север. Т.е. с логической точки зрения нет никаких оснований, что особенноть и абсолютность находятся в противоречии и несовместимы.

Вторая сутра Веданта-сутры утверждает, что источник всего особенного и относительного имеет свою особенную природу.

 

В: какими качествами должен обладать духовный ученый, и кто м. б. духовным ученым?

О: Первое качесто - понимать разницу между духом и материей, причем не на экзамене по Бхакти-шастри, а на улице, когда вы истытываете материальные желания. Кришна говорит: духовный ученый тот - кто видит истину "татва-даршана". если человек не является физиком он может ЗНАТЬ какие-то физ. истины, но физик ВИДИТ КАКИМ ОБРАЗОМ ЭТО ЯВЛЯЕТСЯ ИСТИНОЙ.

Т.о. если вы можете по настоящему видеть разницу между материей и духом - это главное качество. и приэтом вы должны обладать способностью проводить это различие в своей личной жизни, в своей психологии. И когда мы испытываем какие-то эмоции следует различать между духовными и материальными эмоциями. В общении с другими и на едине с собой, в реакции на события, если мы можем последовательно понимать, что есть проявление духа, а что материи, то мы подходящие кандидаты на звание духовного ученого.