Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Хридаянанда дас

Б.Г. сентябрь 1996

Б.Г. сентябрь 1996

   Представленный материал является копией части курса по Бхагават Гите, прочитанной   Его Святейшеством Хридайанандой Махараджем в GTU в сентябре 1996 года. Вполне возможны местами ошибки, связанные с качеством записи, а также опечатки и орфографические ошибки. Просим вашего снисхождения:

       Как я упоминал раньше, когда индийцы сражались за вселенское влияние, что является обычным для каждого индийца, они, все таки, согласились  на том, что если вы приняли авторитетность Вед и ведической  литературы, то после этого вы индиец. А эта литература очень сложна. Слово «веда» на санскрите означает просто «знание». Оно произошло от санскритского корня «знать» или «вид». И так Веда просто означает знание. Изучение ведической литературы осуществляется в нескольких аспектах: историческом,  хронологическом и, естественно, содержательном.

       Традиционно принято, что самый древний уровень ведической литературы и что иногда называется Ведами, (состоящими из 4 Вед, технически называемых Самхитами, или коллекцией,) - это Риг Веда. Слово «рг (риг)» на санскрите (а точнее в оригинале «рк (рик)») просто означает гимн. Поэтому Риг Веда есть коллекция гимнов, в которых представлен весь индийский пантеон (боги). Обычно это называется политеизмом или хинотеизмом. Макс Мюллер использует слово хинотеизм, что по сути является понятием один Бог, но представленный  множеством форм, в противоположность обычному пониманию  «множество богов». Поэтому даже Риг Веда говорит, что Истина одна, но мудрецы называют ее разными именами. Также в Риг Веде присутствуют гимны, посвященные Вишну, и есть указание на то, что это Высшее Место, где находится Вишну, и все поклоняющиеся Господу люди всегда смотрят на Риг Веду, как на местонахождение Господа. Вот почему индийская традиция  всегда настаивает на том, что Веда не просто политеистична, а она вмещает различные описания Господа, т.е., в конечном счете Истина одна – упоминается ли Она непосредственно или косвенно. Риг Веда считается самым древним писанием.

       Следующее древнейшее писание, не в исторической хронологии, а другого содержательного уровня –Яджур Веда. В санскрите «Ядж» означает «жертва», а «Яджур» означает жертвенные процедуры. Если вы сравните древнегреческие традиции или традиции среднего Востока с традициями, представленными в Ведах, то последние содержат наибольшее количество  жертвенных процедур. Жертвоприношения являлись наукой и предполагали различные технологии, которые преследовали свершения либо духовных,  либо материальных целей, обязательно выполнялись с жертвенным огнем, который поддерживался мудрецом, и с чтением определенных мантр. Признавалось, что мантры или звуковые вибрации обладали энергией, способной свершать все возможное в мире, если вы правильно их произносили. Конечно, европейцы считали это примитивизмом, но вы можете рассматривать эти звуки, как типы икон, когда смотрите на экран дисплея, точно также, в те времена считалось, что различные звуки реально связывались с различными объектами вселенной – планетами, людьми или чем-либо еще. И через понимание и владение этой очень тонкой наукой жрецы могли эффективно воздействовать на все происходящее в мире.

       И так, реальные мантры, которые произносились во время жертвоприношений, содержались в Риг Веде. Вы знаете, что значит Риг Веда, это значит мантры или гимны. А вот процедуры выполнения жертвоприношений, время их выполнения, какой конкретно  священник вам необходим или какое время года для каждой конкретной цели и т.д.,- все это содержалось в Яджур Веде.

     Была и третья Веда - Сама Веда. Сама означает тип мелодии или гимна , иными словами, музыкальный аспект мантры. В ней не содержалось партитуры для оркестра или чего-то подобного, но все мантры произносились мелодично. И, по сути, Сама Веда в основном повторяла гимны в Риг Веде, но объясняла при этом, как произносить их на прекрасный манер.

     И, наконец, была четвертая Веда, которая была что-то наподобие шага ребенка, - Атхарва Веда, она содержала лишь часть гимнов Риг Веды, но и все необходимые мантры, которые вы должны были произносить для того, чтобы  причинить вред другим людям, или ,наоборот, сделать что-либо благоприятное: получить , в частности, мужа или жену, или ребенка, лошадь или соседа и т.д. Но, поскольку, Атхарва Веда была очень небольшой частью Вед и содержащей что-то темное или мистическое, то вы часто встретите, что Веды описываются в литературе как «трай» , что означает «три». И так Вед было четыре , но часто говорилось о трех: Риг-, Яджур- и Сама- Ведах, имеющих определенно высокие религиозные цели, и Атхарва Веда , которая была меньше по объему и имела пограничное содержание : духовное и материальное. Поэтому иногда вы можете встретить высказывание о трех Ведах.

     А сейчас о том, как согласно традиции Веды были поделены величайшим мудрецом Вйасой, который, как я полагаю, так же упоминается в Бхагавад Гите. Говорится , что как только начался этот век, современный век Кали, в который люди являются менее разумными  и падшими, Веды были разделены Вйасой на уже известные формы,  т.е. сделаны более простыми; каждая часть была отдана конкретному мудрецу, и все эти мудрецы , конечно, имели своих собственных учеников. Таким образом, мы имеем, что Веды были сообщены и сохранены с помощью Вед- шака. «Шака» на санскрите означает ветвь. Ветви или «шаки» Вед, по сути, являлись реальными сообществами людей, которые распространились по всей Индии (на севере, юге, востоке и западе), и каждое отдельное сообщество хранило свою конкретную Веду, пересказывало и развивало ее различными способами, о которых я еще расскажу. Что случилось дальше, каждая из 4 Вед была поделена на разделы и поэтому сейчас у нас есть тысячи разделов каждой Веды, которые хранились сообществами-семьями. В свою очередь они также развивали Веды, но особым образом, который назывался Брахман литературой. Эти интерпретаторы Вед были, конечно, брахманами, или классом священнослужителей, и они писали книги , называемые Брахманами. И эти книги действительно объясняли очень подробно, как необходимо проводить жертвоприношение, зачем их нужно проводить, они давали очень пространные интерпретации, что означают жертвоприношения и какие типы вознаграждений они приносят. В целом это представляло собой «говорильню», вот такая это литература Брахман.

   По мимо этого, в Индии, в частности в Бенгалии, были люди, которые не  удовлетворялись осуществлением жертвенных ритуалов для достижения материальных целей - богатства, прекрасной семьи, власти и славы - всех обычных вещей. Кроме традиции проведения жертвоприношений ради материальных благ в то же время , параллельно, существовала и другая традиция - поклонения богам для получения знаний, эти знания были в конечном итоге о душе и об Абсолютной истине. И если кто-то осуществлял такого плана ритуалы, то эти ритуалы были направлены на развитие сознания. Эти люди  понимали, что цель жертвоприношений- знание, они имели свою собственную ведическую литературу, которая называлась Упанишады. И если к настоящему времени утеряна историческая хронология, то мы рассматриваем Упанишады не как продолжение или составную часть Брахман литературы, а как литературу более высокого порядка по простой причине - индуизм практически все понимают, как многослойную религиозную жизнь. Слово «категория» на санскрите значит «канда». Те люди, которые понимают религиозную жизнь, как вид «священной коммерции» , где вы молитесь богам или Господу и где получаете материальные выигрышы - то это называется карма- канда, поскольку слово «карма» традиционно в индуизме означает по существу мирскую деятельность - это основной смысл этого слова. И так карма - канда означает категорию людей , которые изучают Веды, поклоняются богам, проводят жертвоприношения, получают материальные блага - это все карма - канда. А также есть гьяна-канда, или категория людей, которые хотят знать об Абсолютной Истине и в конечном счете об освобождении. Их цель не создание материального рая, а духовное развитие.

     Вы можете спросить: «Какой возраст этих текстов?  Когда это все происходило?»  Я приведу цитату из книги « История индийского буддизма» ,автор Х. Акира, - это стандартный учебник по индийскому буддизму, распространенный в университетах. Он говорит, что «...не существует точных дат по истории древней Индии». Это принимается. Возьмем  другую книгу - «Вселенская Гита», автор Шарп, опять же стандартный учебник. Он говорит, что « Для всех древних индийских текстов, по крайней мере в настоящее время, абсолютная историческая хронология не может быть получена...» Но, правда, читая другие книги по индуизму, вы определенно встретите множество дат: это произошло тогда, а это тогда.

     Как же тогда быть? Остается возможность для этих текстов установить только условную хронологию. Вот что делают ученые, когда изучают санскрит по различным книгам. Например, вы определенно заметите , что  Риг Веда записана одним вариантом санскрита, который относят к очень древнему, а когда вы возьмете Брахман литературу, то обнаружите более упрощенный санскрит. Я пропущу грамматические детали, но если кратко, то в Риг Веде система глаголов очень сложна, или другими словами, имеет очень много склонений для каждого  времени, также в ней представлены различные склонения, которые вы редко встретите позднее, а некоторые глагольные склонения - вообще позже не применяются. Вот почему этот очень сложный язык позже был упрощен в Брахман литературе, а также некоторым образом в Упанишадах.

     Из-за пренебрежения ученых не оказано должного внимания такому аспекту Вед, как сила звуковых вибраций. На их взгляд последовательность звуковых вибраций есть нечто механистическое. Это не является вопросом преданности или вопросом вашей любви к Господу. Если вы читаете мантры соответствующим образом и следуете всем правилам жертвоприношения, то Господь в ответ вам даст все, что вы просите. В Индии это постепенно приобрело широкое понимание благодаря достижениям mimamsa школы. Это похоже на продуктовый автомат, т.е., вы платите деньги, затем нажимаете на кнопку и ждете, что это должно получиться. Если это не происходит, то вы не сможете получить деньги назад или требовать, чтобы вам выдали ваш продукт.

     Далее, ученые считают это величайшей способностью к запоминанию наизусть по сути  многотомных книг, Вед, написанных очень сложным вариантом санскрита, который действительно был недоступен для индийцев даже тысячи лет назад. Кроме того,  Веды произносились, когда не существовало письменности, но зато существовала целостная и одновременно очень сложная система трех различных акцентов декламированная вслух, точно, как требовали Веды, которая обеспечивала сохранность гимнов через тысячи и тысячи лет до последнего слога, а точнее до последнего ударения  в слоге. Ученые представляют эту систему вроде магнитофонной записи. И если вы слышите Риг Веду, то это в действительности магнитофонная запись, которая пришла к нам через много тысяч лет.

     Следовательно, в случае Вед, акцент или точнее произношение было всем. Приведу пример на этот счет, одну историю, в которой брахман был очень рассержен на Индру и поэтому проводил жертвоприношение, для того чтобы создать чудовище, которое было способно убить Индру. Вот почему во время проведения жертвоприношения он сказал, чтобы явился индра-сатру, «сатру» означает на санскрите «враг». Т.е., он хотел создать врага Индры. Но к несчастью брахмана существуют различные варианты словообразований. Индра-сатру может означать враг Индры, но если вы поставите акцент на другое слово, то получите в результате личность, для которой Индра является врагом. Иными словами, личность, которая будет убита Индрой. И поскольку он произнес мантру с неправильным произношением, то получил противоположный результат - он создал монстра, которого убьет Индра. Вот что значит правильно расставлять акценты.

     Эта история демонстрирует вам наглядный пример ритуальной стороны очень древней культуры, а точнее, что значит просто звуковая вибрация. Таким образом, существовавшая в то время система очень бережно сохраняла тексты, а вернее, знания... В свое время я проходил курс философии в ? , и первое, что они нам сказали было: « Когда вы пишите свои работы, мы не обращаем на язык и стиль. Вы просто изложите свои аргументы». Знание передавалось посредством знания. Кто есть Господь, что такое Абсолют, что есть душа? Никогда не было сомнений в том, как в этом случае правильно произносить. Таким образом, вы имеете традицию передачи знания со временем потерянную и записанную только в историях несколько тысяч лет назад, тогда как в случае Вед она пришла ? с самого начала творения, потому что произношение это все. Следовательно, создается впечатление, что это уже было известно раньше. В действительности в соответствии с самой традицией и, я думаю, что это общее представление и мое лично, что действительно были люди, которые считали, что, в жизни есть что-то более высокое, чем проведение ритуалов для получения большого количества коров и известности в деревне.

     И так, в любом случае, это пришло в Упанишады, затем в другую литературу; я не буду подробно перечислять техническую сторону. Существует и другая литература. Но, как правило, все это называется ведической литературой по существу, потому что есть Веды, есть также Брахманы, которые интерпретируют Веды, существуют и Упанишады, оперирующие терминологией  Вед.. Все это называется ведической литературой.

     Несомненно вы можете встретить другой тип литературы, имеющие свои правила и каноны. Литературный прием, используемый в этом случае называется Итихаша, или история. Слово Итихаша по сути составное: «ити» означает «так», «ха» означает  «в прошлом»; «ити хаша» - « это было», или « так это было в прошлом», или « действительно  это было в прошлом». К этой категории относятся известнейшие эпосы Индии Махабхарата и Рамаяна.

     Непременно вы имеете такую литературу Рамаяна и Махабхарата, и если вы возьмете другой литературный стиль, то эта литература называется Пураны. Пураны на санскрите означает «древние» и это также слова Господа, которые повествуют о других историях.

     Сейчас основной спор , это как один из вариантов холодной войны, ведется между западными учеными и учеными индийской традиции. Согласно индийской традиции это одно непрерывное откровение и , следовательно, Пураны такие же ведические тексты, как и все остальные, о которых рассказывалось выше. Это все ведическая литература, это все ведическая культура, это одно откровение, это одна культура. В то время, как западные ученые приходят со своими эволюционными моделями, желая при этом показать, что это было не только в Индии, просто все трансформировалось. На сегодня позиция традиционной индийской школы побеждает. Например, вы можете найти упоминания в старых Упанишадах о Пуранах и упоминания о Итихашах. Несомненно этот жанр повествования был очень древним. И также существует также очень много подобных высказываний, в которых ученые признают что, да, это единая культура, которая адаптировалась и изменилась под обстоятельствами, но которая сохранила главное содержание.

     Возвращаясь к заданному ранее вопросу, каким образом составить условную хронологию между текстами? Какие выводы можно извлечь из сказанного выше?

     Что является бесспорным, это то, что существует несколько уровней языка, и мы можем понаблюдать подобное в литературе. Исследуя литературу можно точно установить, что определенные тексты были написаны первыми и определенно, что другие были написаны позднее или восстановлены позднее. Далее, что санскрит является очень архаическим языком, который даже через тысячи лет люди не могут понять - требуются особые комментарии. Присутствует также постепенное историческое упрощение или «облегчение» языка, что можно наблюдать в Махабхарате и Пуранах. Что касается исторической  условной хронологии, как я сказал выше с некоторыми оговорками, то этот вопрос считается практически неразрешимым. На основе достигнутого в наши дни уровня понимания истории древней Индии мы не можем даже представить общий ход условной  хронологии... Даже в  условной хронологии события , связанные одно с другим определенной последовательностью, утеряны.

     Теперь давайте остановимся на историографической части условной хронологии и постараемся наполнить ее, провести параллели с мировыми выдающимися датами. Конечно, когда вы исследуете определенный период в прошлом, то он прежде всего наполняется историческим содержанием, поскольку мы начинаем рассматривать различного рода ссылки на конкретных царей или события , о которых известно практически всем. Да, и это не сложно. Так вот, ученые так и поступили - они ухватились за то, что они считали вполне устойчивым: островком  абсолютной хронологии в океане неопределенности. Это связано с Буддой и буддизмом. Сто или двести лет после Будды был великий царь по имени Ашока, который либо стал буддистом либо принял решение, что было бы неплохо, если все узнают об этом учении. Поскольку Ашока был очень известным императором, то он решил, что «мы должны действительно записать эти тексты, мы должны изваять их в камне». Таким образом он установил столбы повсюду, т.е., в это же время, согласно расчетам западных ученых, по воле императора  столбы, сделанные из камня, стали появляются повсюду. Письменность стала доступной, как и различные виды писаний. И так, мы имеем эти надписи на столбах, которые представляли Будда-дхарму или принципы буддизма и, поэтому, они  стали совершенно очевидной вещью. Датируется это 300 д.н.э.

     Сейчас это признано ошибочным. И мы это докажем... Только с помощью филологии и ничего другого; усвоив филологию, вы читаете другие книги и вы решаете, что «Хорошо, это происходило до буддизма, а может и после буддизма». Но это все очень обманчиво потому, что например, (неясно) в его книге история об индийском буддизме, которая (неясно) стандартный учебник по индийскому буддизму, он говорит, что одна из причин, по которой буддизм не прижился в Индии, как это можно наблюдать в других местах, является то, что он стал быстро ассимилироваться , поскольку его основы содержали практически те же культурные атрибуты , большинство тех же базовых идей, подобно карме, реинкарнации и т.д., что и местное культурное и религиозное окружение.

     Далее, они говорят, что Упанишады имеют более раннее происхождение, Никто не знает. Следовательно они рассуждают: »Хорошо, пусть на 100 или 200 лет раньше». Почему именно так? Приемлемых объяснений нет. Правда они говорят: «Так принято считать». В действительности Макс Мюллер , великий индолог, это он принес эти идеи около столетия назад и потом  лично признал их несостоятельными, и он подтверждал, что «Я никогда не говорил, что это верно. Я всегда полностью соглашался с критикой этих идей». Что же говорят индологи? Если допустимо так говорить, то они не имеют даже слабой идеи о том, когда эти тексты были написаны. Но вы что-то должны говорить общественности. Поэтому шоу продолжается.

     Если мы примем, что Упанишады появились на несколько сотен лет раньше Будды, хотя нет какого-нибудь основания для этого, но попробуем продолжить эти построения, и если Брахман литература написана более ранним вариантом санскрита, то давайте появление  Брахман литературы отнесем еще на несколько сотен лет раньше. Почему, да потому что нет другой подходящей причины. Они используют такое понятие, как глоттохронология. Глотто, несомненно, относится к языку. Глоттохронология просто означает - как долго происходят изменения в языке. Языки без сомнения представляют универсальное достижение человеческой культуры.  Опять же, вы не найдете ни прямых, ни косвенных доказательств ни в любой книге по истории, ни в археологии - нуль, и все таки мы добавим несколько сотен лет. Так это и происходит. Смешная вещь - санскрит очень консервативный язык.. Но как установить хронологию...

     ...И основываясь на том, что тысячи и миллионы людей должны принять, что все их сокровенные веры оказались ошибочными, лишь потому, что кто-то имеет другое представление...

Далее: