Иногда люди думают, что духовная жизнь подобна пути гьяны, пути спекулятивного размышления и философского познания. Простого накопления знаний недостаточно для того, чтобы очиститься. Знание - это прекрасно, оно необходимо, но одного знания недостаточно. Знание без любви к Богу - лишь умствование. Оно не совершенно и не является высшим трансцендентальным уровнем.
Имперсоналисты хотят избавиться от своего "я" и раствориться л Абсолюте. Для них знание Брахмана - это все, для них нет проблемы любви, особенно, если подразумевается любовь к личности. Такую любовь не могут принять те, кто считает, что "все едино".
Нельзя достичь истинного совершенства до тех пор, пока человек не пришел к осознанию Высшего Брахмана, Кришны, Верховной Личности Бога. Такое осознание гораздо выше уровня трансцендентального знания, и оно требует преданности и любви.
Но с другой стороны, любовь и преданность без трансцендентального знания являются просто сентиментальность и поэтому бесполезны. Для достижения успеха необходимо одновременно и то, и другое. Прабхупада писал, что религиозность
без научного знания (Веда) - просто сентиментальность, а научное знание без преданности - попросту умствование. Очевидно, что для достижения успеха необходимо и знание, и любовь.
Любовь иногда связывают с "сердцем", но в этом смысле сердце означает четах, сознание. Это сознание является трансцендентным источником жизни. Если человек понимает это сознание в свете своих отношений со Всевышним, у него автоматически проявится любовь, ибо она, это любовь, является естественным изначальным отношением живого существа и Всевышнего. Такая любовь является естественным стремлением духовной души, и поэтому ее нельзя считать мирским чувством наподобие сентиментальной привязанности юноши к девушке. Духовная любовь находится далеко за пределами нечистых желаний.
Пока человек имеет связь с Верховным Господом через поучения духовного учителя, у него всегда будет пылкое и чистое сердце, исполненное истинной любовью. Но если человек не следует правилам и предписаниям, касающимся духовной жизни, тогда в него закрадывается скверна. Когда человек загрязняется, его сердце темнеет, и он может даже сделаться жестоким. Это не значит, что все люди, которые принимают сознание Кришны, будут равно совершенными, некоторые будут более совершенны, чем другие, и у некоторых будет больше любви, чем у других. Это зависит от самого человека и его искренности. Может быть так, что некоторые, нечистые в начале служения, благодаря слушанию и пению, очищают свои сердца и становятся прекрасными преданными. Это бывает довольно-таки часто. Подобные превращения хорошо объясняются в книге "Учение Шри Чайтаньи", которую вы должны читать очень внимательно.
Хотя христиане говорят о любви к другим, они очень искусны в причинении беспокойств преданным, и не только у нас в стране, но и по всему миру. Несомненно, их идея - любить ближнего и любить других как самого себя - замечательна ...