Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: История вайшнавских сампрадай

[стр. 64]

И в процессе Панчасамскары тело человека преобразуется, сердце человека преобразуется, но при условии, что мы проходим самскару. Что такое самскара? Что значит слово самскара? -Впечатление. Это очень важно понять. Вот эти пять ступеней самскары, эти пять ступеней посвящения должны оставить впечатление или отпечаток в нашем сознании. Тогда только они будут действовать. Каждые пять ступеней должны оставлять определённый отпечаток, самскара должна формировать определённым образом наше сознание. Сейчас наше сознание сформировано в соответствии с нашей прошлой кармой. Сатурн влияет на него, Юпитер влияет на него. В еще большей степени Венера на него влияет. Все эти различные влияния есть там. Но когда мы проходим через самскару, самскара формирует, она формообразует, она влияет на наше сознание и меняет его форму. И в этом, собственно, суть, в этом, собственно, смысл самскары. И мы должны это сделать сами. В конце концов, это очень важный момент, который нужно понять. Никто этого за нас не сделает. Некоторые люди думают, что дикша - это некий волшебный процесс, когда до нас должны дотронуться волшебной палочкой. Подойдёт духовный учитель, стукнет нас своей дандой и сразу же мы упадём в обморок, и, когда выйдем из обморока, в нашем сердце Радха и Кришна будут танцевать фокстрот.

Человек должен прилагать усилия для того, чтобы сознание его менялось. И самскара подразумевает определённые усилия, она регулирует эти усилия, регламентирует эти усилия, даёт человеку возможность для этого, создаёт человеку условия, но человек должен сделать это сам. Шрила Прабхупада часто смеялся именно над таким мистическим пониманием процесса передачи духовного знания. Как он говорил, был один великий майавади, великий имперсоналист, который прошёл всеми путями духовного развития, какими только можно, которые можно упоминать и которые нельзя упоминать, и у него был ещё более великий ученик, ещё более знаменитый. Если вы будете ездить по Бен-галии, то в каждой деревне вы увидите ему памятник, он там в чалме стоит. И ученик вспоминает, каким образом он получил духовное знание от своего учителя. Духовный учитель дотронулся до него, его пронизал ток, он задрожал, и, когда он очнулся от этого шока, то всё знание раскрылось в нём. Шрила Прабхупада говорит: «Не бывает так». Так не бывает, не рассчитывайте на чудо, не думайте, что этот процесс произойдёт каким-то таинственным образом. В сущности, мы уповаем на чудо только благодаря лени. Мы сидим себе на печи в течение 30 лет и думаем, когда же духовное знание низойдёт на нас, когда же появится мой великий спаситель, который обнимет меня, и, обняв меня, вложит мне в сердце трансцендентное знание. Мы можем получить трансцендентное знание, для этого есть путь, для этого есть процесс. Но этот процесс подразумевает труд с нашей стороны, усилия с нашей стороны. Что даёт нам духовный учитель? Духовный учитель показывает нам, что это знание существует. Духовный учитель подаёт нам пример. И духовный учитель объясняет нам на своём примере то самое настроение, в котором нужно нести служение Кришне. Мы можем от него постоянно получать напоминание о цели. Духовный учитель приходит и говорит: «Пожалуйста, не забывайте о цели. Цель -обрести любовь к Кришне. Не разменивайте её ни на что другое, ни на какие другие мелочи». Это одна функция духовного учителя, очень важная. И другая функция духовного учителя: он помогает нам понять, в каком настроении нужно нести служение.

Настроение это очень трудная вещь. Это вещь, которую трудно понять, но очень легко почувствовать. И без нее мы не сможем правильно заниматься преданным служением. Как, по-вашему, чем имитация отличается от следования? Что значит следовать и что значит подражать? Иногда у преданных возникает в уме этот вопрос: «А не подражаю ли я? Может быть, я просто обезьянничаю? Может быть, я просто изображаю из себя что-то? Может быть, я неискренен? Может быть, лучше быть искренним?» Некоторые сейчас считают, что может быть, лучше быть искренним грешником, чем неискренним преданным. Может быть, лучше перестать притворяться? Может быть, отбросить от себя все эти предрассудки, эти правила какие-то? Как было такое движение в России - «Долой стыд». Что притворяться-то? Может быть, не надо притворяться вообще? Чем следование отличается от подражания? Как по-вашему? -Знание. - Это очень туманная вещь. - Цель. - Это очень верная вещь. И в том и в другом случае человек делает что-то, что может быть несвойственно его природе. Он начинает делать что-то, что не полностью отвечает его обусловленной природе. Но при этом важно, какие цели этот человек преследует. Если при этом человек имитирующий, просто подражающий, он делает это, либо не понимая почему, либо для достижения каких-то посторонних целей: почета, славы, последователей, денег. Он просто делает что-то по форме, он воспроизводит форму, но при этом упускает из вида цель и упускает из вида то настроение, в котором он должен это делать, тогда как человек следующий принимает форму и при этом помнит о цели. Он еще не может воспроизвести настроение. Когда он сможет воспроизвести правильное настроение, правильный дух, тогда это будет уже совершенство. Это уровень совершенства.

Далее: