Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: История вайшнавских сампрадай

[стр. 52]

Но жизнь человека в ведическом обществе с самого рождения, даже еще до рождения, с самого зачатия, и до последнего ритуала, ритуала похорон, сопровождалось различными самскарами. Во всех этих самскарах или обрядах он сжигал свою плохую карму и увеличивал положительное влияние материальной природы на себя. Есть много сам-скар, но одна является самой главной. Какая? - Самой главной самскарой является дикша, упанаяна. Самскара, которая в максимальной степени возвышает сознание человека. Это упанаяна. Упанаяна, при которой человек как раз получает Брахма-Гаятри. Мы говорили, что два этих элемента являются основой или опорой, на которой держится вся ведическая система. Упанаяна значит приближение к духовному учителю. Человек как бы получает дополнительное зрение. Он начинает смотреть на мир глазами своего духовного учителя. И в момент упанаяны, в десять, двенадцать или четырнадцать лет, в зависимости от своей варны, человек получает от своего духовного учителя Брахма-Гаятри. Откуда взята Брахма-Гаятри? В конечном счете, из флейты Кришны. Но из флейты Кришны она залетела в Ригведу. Ее называют шабда-брахман или дивья-гьян. Брахма-Гаятри содержит в себе концентрированно все знание Вед. Все знание Вед находится в звуках Брахма-Гаятри. И весь «Шримад-Бхагаватам» является подробным объяснением Брахма-Гаятри. Сначала Брахма-Гаятри в концентрированном виде, ви-дья-гьян, находится в звуке ом. Потом звук ом, расширяясь, приобретает форму Брахма-Гаятри, потом Брахма-Гаятри превращается в Веды, Веды в «Веданта-сутры», «Веданта-сутры» в «Шримад-Бхагаватам». Что значит Гаятри? Что значит слово Гаятри? Само слово - ганат траяте. Ганат значит то, что поется. Траят это то, что освобождает. Песнь, которая приносит освобождение или спасение. И в «Агни -Пуране» говорится, что Брахма-Гаятри называется так потому, что она открывает смысл шрути и смрити. Это ключ, с помощью которого человек может понять смысл шрути и смрити. Она называется Гаятри, другое значение Гаятри - это дочь солнца. И она способна освещать, она способна просветлять сознание человека. Она является дочерью солнца, она является сутью речи, которой управляет огонь, и поэтому ее называют Сарасвати. Когда человек получает Гаятри, то Гаятри должна его привести к

полному просветлению, к полному просветлению его сознания. Есть люди, которые по- прежнему повторяют по много-много лакхов, сотни тысяч раз повторяют Гаятри каждый день. Гаятри называется вторым рождением. Когда ученик получает Гаятри от своего духовного учителя, то это считается вторым рождением, и в этом тоже есть скрытый сокровенный смысл. Почему упанаяна, обряд дикши, называется вторым рождением. Какой символический смысл у этой дикши? - Она даёт бхиджу, семя. Смысл вот в чём: первое рождение, материальное рождение заключается в том, что семя отца течёт вниз. Духовный учитель силой своих аскез поднимает семя вверх, и это поднятое вверх семя зачинает человека в духе. Именно семя духовного учителя, которое поднимает вверх, которое течёт вверх, вкладывается в человека и поэтому Гаятри нужно получить от духовного учителя. Гаятри нужно услышать из уст своего духовного учителя. Мало просто прочитать её в книге. Гаятри во многих книгах приведена. Мало просто услышать её от кого-то. Нужно получить её от духовного учителя в процессе этого обряда. Этот обряд является вторым рождением, когда человек зачинается снова. Зачинается в духе. Ачария как бы вкладывает жизненную силу чистоты в своего ученика и таким образом возвышает его сознание до духовного уровня.

Но до Бхактисиддханты Сарасвати наша дикша состояла только из Панчаратрики-дикши и из Харе Кришна-мантры. Однако Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур ввёл брахма-дикшу или Брахма-Гаятри в обряд нашей дикши. И для этого были определённые причины. До сих пор его критикуют. Одни говорят, что он низвёл нашу традицию до непонятно чего. Что он принёс варнашраму сюда. Многие люди из нашей же Гау-дийа-сампрадаи критикуют Бхактисиддханту Сарасвати, что он просто мирской человек. Он принёс какую-то варнашраму, какую-то Брахма-Гаятри. Зачем нам Брахма-Гаятри? Но если мы вспомним, что суть Брахма-Гаятри объясняется в «Шримад-Бхагаватам», и что весь «Шримад-Бхагаватам» заложен в Брахма-Гаятри, что смысл Брахма-Гаятри -это служение Шримати Радхарани и Кришне, то можно понять, зачем Бхактисиддханта Сарасвати делал это. И он объясняет, почему он делал это. Он говорил, что раньше все получали Брахма-Гаятри. Раньше не нужно было дополнительно человека посвящать в Брахма-Гаятри. В ведической системе все мальчики, за исключением шудр, по достижении определённого возраста получали Брахма-Гаятри. Но Бхактисиддханта Сарасвати принёс и дал это нам. Шрила Прабхупада сделал ещё один шаг. Он сделал ещё один шаг навстречу всем нам. И он дал Брахма-Гаятри женщинам. До Шрилы Прабхупады Брахма-Гаятри никогда не повторяли женщины. Брахма-Гаятри повторяли только мужчины.

Тут тоже есть объяснение, но я не знаю, насколько оно авторитетно. Мне сделали замечание, когда я давал этот семинар в Санкт-Петербурге, и меня спросили, насколько это авторитетно. Я прочитал это в книге Маханитхи Свами, я надеюсь, что это авторитетное объяснение, но, может быть, оно не очень авторитетное.

Далее: