В араньяках объясняется, зачем грихастха выполнял все эти ритуалы. Грихастха, когда становится ванапрастхой, уходит в лес, отрекается от всего, от всех благ, которые он получил, и начинает думать: «Зачем я всё это делал?» И ответ на этот вопрос содержится в араньяках, следующем разделе ведических писаний, и грихастхам лучше поздно, чем никогда, понять, зачем они делали то, что делали, - все эти сложные, изощренные обряды, которые они совершали. И, наконец, следующий раздел ведической литературы -упанишады. В упанишадах объясняется духовный смысл всех ритуалов. Тот же самый ритуал проходит четыре ступени. Человек сначала изучает мантру, это семя ритуала. Потом он совершает сам ритуал и получает непосредственно один уровень блага - материальное благо от этого ритуала. Потом на уровне ванапрастхи он получает следующий уровень блага - он понимает, какое благо приносит ритуал на более глубоком уровне. И затем на самом высоком уровне, на уровне санньясы, когда он отрекается от всего, он может понять духовный смысл всего того, что он делал, - духовный смысл Вед, духовный смысл ведической философии, духовный смысл ведических ритуалов и духовный смысл мантр, которые он изучил как брахмачари. И таким образом проходит жизнь. Жизнь человека разделена строго на эти порции, и, если человек правильно следует всем этим ступеням, он, в конце концов, сможет постичь полностью духовный смысл Вед. Это замечательный способ, потрясающий способ, но есть одна проблема у этого способа. В чём она заключается? - В том, что он не работает сейчас. Сам по себе он очень хорош. Но кто способен быть брахмачари, для начала? Мы знаем, чем занимаются нынешние брахмачари. Нынешние брахмачари ругаются матом, курят с семи лет, обо всём остальном мы уже и говорить не будем. Потом они приходят в ИСККОН, надевают оранжевые одежды, -обычно, после того как у них было уже две жены и трое детей - и, чтобы не платить алименты, становятся брахмачари. И так начинается варнашрама (смех в аудитории). Иногда хорошо бывает спуститься на грешную землю.
Но одна фундаментальная характеристика этого пути, которая не позволяет реально человеку реализовать его в этот век, заключается в том, что этот путь очень сильно зависим от общества. Этот путь невозможно практиковать индивидуально. Невозможно быть одному брахмачари, одному образцовым грихастхой, ванапрастхой или санньяси. Всё общество должно быть устроено соответствующим образом, и всё общество как бы коллективно помогает. Все классы общества, все варны и ашрамы в обществе служат одной цели - возвышению человека. И всё общество устроено таким образом, что всё общество работает для достижения этой цели. Когда хотя бы одно звено из этой цепи выпадает, то вся система разрушается. Систему нужно создать
целиком, а не делать попытки, как в прошлом году произошла революция в варнашраме, и было объявлено, что мы сейчас создадим варнашраму. И варнашраму решили создать, почему-то отказавшись от ашрама санньясы. Каким образом можно создать варнашраму без санньясы, не очень понятно. Варнашрама без санньясы не работает. Точно так же варнашрама не может быть без любого другого элемента варнашрамы. Это абсолютно целостная система. Она может возникнуть только целиком. И только в целостном виде она может работать. Основными элементами системы варнашрамы, главными элементами или, по крайней мере, существенными элементами, являются две вещи. В основе ведического пути, пути возвышения сознания человека с помощью постепенного пути варнашрамы, лежат две вещи. В основе ведического пути, который возвышает сознание человека, два основных элемента. Какие эти два элемента? Каким образом, с помощью чего сознание человека поддерживается на определенном уровне? Какие два практических элемента существенно необходимы, являются главными и лежат в основе всей системы? - В основе ведического пути лежит Брахма-Гаятри. Одна-единственная мантра, которая положена в основу всего ведического пути. Мы немного будем говорить о Брахма-Гаятри. Для тех, кто имеет второе посвящение, это первая Гаятри, которую дают в ИССКОН. И мы будем говорить об этом. И второй элемент этой системы, на котором она держится, - это самскары. Это различные очищающие обряды, которые поддерживают сознание человека на должном уровне. Самскары уничтожают дурную карму. Это очень важно. Для того, чтобы система работала, дурная карма должна быть сведена к минимуму. И самскары, обряды уничтожают дурную карму, усиливают положительные влияния материальной природы. Это то, каким образом действуют самскары. Самскары как бы привлекают положительные влияния материальной природы на человека. В сущности, самскары есть в любой религии. Самскары, или обряды, есть в любой религии, и чем более развита религиозная система, тем больше там обрядов. Мы можем видеть, что есть разные религиозные системы, но о развитии религиозной системы мы можем судить по количеству обрядов и по тому, насколько они возвышают сознание. Как, например, раньше был обряд венчания, когда человек заключал брак. И этот чисто плотской акт возвышался до священного акта во время обряда венчания, когда юноша и девушка приходили вместе, когда их венчали, и их сознание возвышалось. Любой обряд нужен для того, чтобы сознание человека возвысилось. У нас из всех обрядов остались поминки, когда люди там водку пьют, - это то, что сознание человека принижает.