Мы будем рассказывать многие замечательные истории, связанные с их жизнью. Я недавно спросил одного преданного, который прослушал этот семинар в Санкт-Петербурге, чтобы он сказал, понравилось ему или не понравилось. Он сказал, что это замечательный семинар -«такие истории!» Так что, даже если ничего другого не останется, то, по крайней мере, эти истории останутся в голове. Истории - не суть, истории как бы приправа, в каком- то смысле иллюстрация, доказательство могущества этой сампрадаи тем, какие чудеса происходили в сампрадае. Это то доказательство, в котором мы все нуждаемся. Люди, которые приходят в религию, ожидают чуда, они настраиваются на чудо. Им нужно это доказательство чудом. Им нужно показать, что если сейчас и нет чудес, то, по крайней мере, раньше они были. Если я сейчас не могу тут какое-нибудь чудо показать, то, по крайней мере, раньше чудеса случались. Это факт и это будет неотъемлемой частью нашего семинара. Но главное, мы поймём, каким образом сампрадая развивалась. Это очень интересные момент и аспект, потому что, с одной стороны, мы говорим, что знание не меняется, что смысл сампрадаи в том, чтобы передавать знание в неизменном виде, а с другой стороны, мы говорим, что сампрадая развивается. Каким образом совместить два этих понятия? С одной стороны, она не должна развиваться, она должна быть догматичной, застывшей, а с другой стороны, она развивается. И мы будем с вами очень много говорить об этом. Кроме того, мы будем говорить об основных этапах развития сампрадаи, исторических этапах. И когда мы поймём эту историю, динамику развития сампрадаи, нам гораздо яснее будет понять, что сделал Шрила Прабхупада. Оценить Шрилу Прабхупаду сейчас мы можем только до какой-то степени, но, если мы увидим то, что сделал Шрила Прабхупада, на этом историческом фоне, очень выпукло, то по-настоящему поймём его величие. Только в этом случае мы сможем по-настоящему понять его величие, сможем понять истинное положение Шрилы Прабхупады в нашей сампрадае. Удивительное, уникальное положение Шрилы Прабхупады и Шрилы Бхак-тисиддханты Прабхупады - на этом мы сосредоточим своё внимание. И ещё я хотел бы сказать в иллюстрацию того, что значит святой, каким образом Шрила Прабхупада подходит под это определение, а в этом нет никаких сомнений. Мне бы хотелось рассказать маленькую историю, связанную с этим.
Однажды, когда Шрила Прабхупада ещё жил во Вриндаване, он очень сильно заболел. Он простудился, у него была страшная простуда и при этом она сопровождалась другими неприятными явлениями. И его санньяса-гуру Бхактипрагьян Кешава Махараджа пришёл навестить его в маленькую, крошечную комнату в Радха-Дамодаре. Те, кто были в Радха-Дамодаре и заходили в эту комнату, знают что это. Комната где-то метр шириной и три метра длиной, ну, может быть, четыре метра. Крошечная комната, и в ней Шрила Прабхупада лежит на полу. На холодном каменном полу, практически без подстилки. Больной с огромной температурой. И Бхактипрагьян Кешава Махараджа спросил: «Почему ты не можешь купить себе кровать?» - «Я экономлю каждую пайсу, чтобы напечатать свои книги. Каждую пайсу, которая ко мне попадает, я пускаю на книги, чтобы они были изданы. Пусть я буду лежать здесь на этом холодном полу». Это та аскеза, та жертва, которая положена в основу нашей сампрадаи. То, что Шрила Прабхупада заложил, - сила этих аскез - по-прежнему действует. Если бы не всё это,
если бы не эта изначальная аскеза, изначальный толчок, если бы не было этой изначальной жертвы, изначальной чистоты, нас бы с вами здесь не было. Сострадание Шрилы Прабхупады, роль Шрилы Прабхупады, я надеюсь, станет яснее. Естественным результатом этого будет большая верность нашей сампрадае. И мы также сможем яснее понять, каким образом духовное знание действует на человека, каким образом духовное знание преображает человека. У нас будет отдельная лекция, где мы будем говорить о механизме этого алхимического процесса, который происходит в сердце человека. Какие механизмы существуют в нашей парампаре для того, чтобы сердце человека преображалось.
Кроме того, я надеюсь, что в результате этого семинара нам яснее может стать смысл отношений духовного учителя и ученика. Что значит ученик, что значит духовный учитель. Чего можно ожидать от учителя и чего нельзя ожидать от учителя. Чего мы должны хотеть в отношениях с ним, и чего не должны хотеть в отношениях с ним. На самом деле это далеко не простая вещь. Часто мы принимаем инициацию по инерции. Как-то ко мне в Одессе подошёл человек и сказал: «Я давно практикую, я уже шесть лет практикую, я повторяю мантру, я следую четырём регулирующим принципам, я предлагаю прасад, но я до сих пор не понял, зачем мне нужен духовный учитель. Не понимаю - и всё тут». Иногда мы как бы чисто по инерции это делаем, не отдавая себе до конца отчёта, зачем мы это делаем, зачем он нужен. По крайней мере, этот человек очень искренне признался, что он не понимает, зачем учитель ему нужен. Вроде бы, он и так всё делает, что нужно. И ещё один момент, очень дорогой моему сердцу, на который я потратил много сил и размышлений, времени, - это объяснение того, каким образом происходят отклонения от сампрадаи.