Настоящий Харидас - это тот, кто постоянно воспевает Кришну. Тот, в чьем уме нет ничего, кроме Кришны. Нет ничего, кроме желания прославлять Кришну и воспевать славу Кришны. Только это желание делает человека преданным. Это желание живет в сердце каждого, живет в сердце Ханумана. И только такому преданному Господь открывает смысл ведических писаний. Только такой преданный понимает смысл всех Вед». Канака
Другой знаменитый ученик Вьяса Тиртхи - Канака. Канака это тоже удивительный преданный, удивительный вайшнав, который сам был из племени пастухов, он был простым пастухом и, более того, он получил посвящение в Рамануджа-сампрадае. Его
гуру происходил из Рамануджа-сампрадаи. Но, так или иначе, под влиянием Пуранда-ры, а он был другом Пурандары, он привлёкся Вьяса Тиртхой. Он слушал Вьяса Тиртху, он принял его как шикша-гуру. Но при этом он не оставлял своего дикша-гуру и во всех своих песнях и произведениях он сначала приносит поклоны Рамануджачарии и своему дикша-гуру, а потом всем остальным. Он не реинициировался в отличие от многих преданных нынешних. Этот Канака обладал очень вздорным характером. Он происходил из другой сампрадаи. Он всё время общался с преданными из Мадхвачарии-сампрадаи, но сам был из другой сампрадаи. И они постоянно спорили, постоянно ругались друг с другом. И преданные постоянно жаловались Вьяса Тиртхе: «Зачем ты держишь его, нам надоели все эти заморочки из Рамануджа-сампрадаи, выгони его в другую организацию». Не правда ли, довольно-таки знакомая ситуация? Мы можем видеть, что ничего не меняется. Проходят годы, но все те же самые перипетии повторяются в разных условиях и в разных сценах. Но Вьяса Тиртха говорил: «Посмотрите, как он любит Кришну. Не надо его никуда выгонять. Пусть он с вами спорит, ничего страшного, но посмотрите, как он любит Кришну!» И этот Канака доказал, насколько он любит Кришну. После того, как он познакомился с Вьяса Тиртхой как следует, он услышал, как тот прославляет Удипи Кришну. Он отправился в Удипи, он отправился в этот центральный храм Мадхва-сампрадаи. И так как он сам происходил из очень низкой касты, его не пустили в этот храм. Ему сказали, что ему нет доступа, в то время входить в этот храм могли только брахманы. Это храм с очень высоким стандартом. Сейчас нас туда пускают. Но тогда никого постороннего туда не пускали. Канака пришёл в Удипи, и когда он понял, что его не пустят, сел напротив задней стороны храма. Просто сел перед этим храмом и стал петь. Стал петь на тампуре, прославляя Кришну. И когда он пел, прославляя Кришну, Кришна являлся перед ним - он видел Кришну. Для него звук имени Кришны, пение о Кришне были неотличны от Самого Кришны. Но, тем не менее, он хотел увидеть Кришну из Удипи. Несколько дней он сидел, не ел, не пил и только в упоении прославлял Кришну, сидя за стенами храма. А Кришна, который находился в самом храме, думал: «Что за безобразие, почему Я не могу увидеть Своего преданного?» Преданный хотел получить даршан Кришны, но Кришна в еще большей степени хотел получить даршан Своего преданного. И поэтому однажды ночью, когда этот Канака сидел, вдруг началось страшное землетрясение. Земля начала ходить ходуном. Все повыскакивали из своих домов. Обычно никогда там землетрясений не было. Но в этот момент земля заходила ходуном. И утром, когда первые лучи восходящего солнца взошли над горизонтом и осветили всё, все увидели эту картину. Сидит Канака и прямо перед ним в результате этого землетрясения в храме появилась огромная трещина. И сквозь эту трещину Кришна выглядывает и смотрит на Канаку, а Канака смотрит на Кришну. Именно в том месте, где сидел Канака, Кришна сделал трещину в храме. Кто-то может сказать, что это случайность. Землетрясение случилось в тот момент, и просто треснул храм, ничего особенного. Но самое удивительное, что, когда брахманы вошли, они увидели, что Кришна повернулся на алтаре, чтобы смотреть в эту трещину, и взгляд его был направлен на эту трещину.
Этот Канака был очень смиренным. Обычно он питался отбросами. Он подходил к какой-нибудь кухне и, когда выбрасывали кичри из этой кухни, он брал кокосовых орех и зачерпывал кичри этим кокосовым орехом. Затем он подходил к этой самой трещине и с огромной любовью предлагал это кичри Кришне, потом сам ел. Так он обычно питался. И Видьяраджачария, другой великий ачария Мадхва-сампрадаи, настоятель этого храма, когда заметил это, отдал приказ, что отныне Кришну здесь должны кормить кичри, потому что Он привык получать кичри из рук Канаки. Остаток своей жизни Канака прожил в Удипи, и, когда он оставил тело, на том месте, где он сидел, установили его мурти, установили мурти Канаки. И это мурти до сих пор смотрит в ту трещину,
которую не заделывают в память о нём. И до сих пор Кришне предлагают кичри, и потом приносят Канаке, но теперь не в кокосовом орехе, а на серебряном подносе. Традиция санкиртаны пошла от этих двух преданных. Они были учениками Вьяса Тиртхи. Пурандара и Канака начали традицию санкиртаны. От них пошла эта традиция санкиртаны в Мадхва-сампрадае. В самой Мадхва-сампрадае есть много различных домыслов, от кого она изначально пошла.