Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: История вайшнавских сампрадай

[стр. 4]

Сейчас можно сколько угодно сражаться с иеговистами или сайентологами. Но, в сущности, сражаться с ними не нужно. Навряд ли Бог хочет, чтобы они оставались. По крайней мере, будем оптимистами. В конце концов, сохранится то, на что есть санкция Бога. И мы уже говорили, что, в сущности, этим успехом является даже не массовость. Если мы по этому критерию, по критерию массовости, будем судить об истинности религии, то самой истинной религией будет религия свидетелей Иеговы. В этом нет никаких сомнений. Абсолютный факт. Это сейчас самая быстро распространяющаяся религия. Абсолютный чемпион по числу присоединяющихся людей и последователей. Но, как правильно уже здесь говорили, на самом деле реальным успехом религиозной традиции является её очищающая сила, то, насколько она способна очищать сердца людей. Соответственно, что считать критерием этого?

Если судить не по поголовью присоединившихся людей, то каким еще количественным критерием можно определить вот эту характеристику: способность очищать. - Насколько счастливы. - Счастье людей очень трудно количественно измерить. Нет такого прибора - счастьемомет-ра. Совершенно верно, количество святых. В конечном счёте, чтобы мы могли определить высший успех, конечный успех религиозной традиции, нужно судить по тому, насколько она способна порождать святых в полном смысле этого слова - людей, которые могут говорить с Богом, людей, которым доступна непосредственная связь с Богом. Этим измеряется сила традиции, потому что могут быть тысячи и миллионы последователей, но если среди этих миллионов последователей не будет ни одного святого, то грош ей цена, этой традиции. И наоборот, если последователей немного, но, тем не менее, она способна порождать истинную святость, то тогда она выживет, она будет живучей. Эта та самая проблема, тот оселок, на котором испытывается истинность религии, и то, с чем сейчас сталкивается ИСККОН: насколько мы будем способны породить подлинных святых. Именно этим определится наша живучесть. У меня нет никаких сомнений в том, что у ИСККОН гигантский потенциал в этом отношении.

Будущее покажет или сможет показать. Но, в конечном счёте, мы знаем, что в любом случае та традиция, к которой мы присоединились, обладает этой очищающей силой. Кто из вас убедился в этом на собственном опыте? Хороший процент. Мы можем видеть реально, конкретно, на опыте собственного грязного сердца, каким образом сердце очищается. Пусть медленно, пусть не так быстро, как бы нам хотелось того, это понятно, но мы можем видеть, как эта традиция очищает сердце человека. Тут, пожалуй, стоит привести ещё одно определение святого, которое даёт Шрила Прабхупада, вторя Бхактивино-ду Тхакуру, потому что это достаточное размытое понятие - кто такой святой? Очень много людей объявляют себя святыми, очень много людей корчат из себя святых, очень многим людям нравится играть роль святых, и у них всегда находится множество последователей. Например, знаменитая пурна аватара из Южной Индии имеет массу последователей, и они все уверены, что он не просто святой, он сам Бог. Так каким образом определить святого, что значит настоящий святой? Как, по-вашему, каким критерием можно определить святого? - Он может изменить сердце человека. Пожалуй, это самый важный критерий в данном случае, это то, что говорит Бхактивинода Тхакур. Бхактивинода Тхакур говорит, что настоящий святой, маха-бхагавата, это тот, кто способен поднимать падшие обусловленные души из трясины обусловленного существования, тот, кто своими словами способен изменять, трансформировать, преображать сердце человека. Шрила Прабхупада дал этому определению свой оттенок, он сделал небольшой поворот

в этом определении, он определяет его несколько по-другому. Как, по-вашему, Шрила Прабхупада определяет святого? - Терпение и сострадание. - Это факт. Терпение и сострадание - это внешние качества, по которым его можно определить, в каком-то смысле это таташта лакшин, внешние признаки, которые иногда могут проявляться, иногда могут не проявляться, их можно видеть, можно не видеть. Но Шрила Прабхупада даёт очень сильное и далеко не бесспорное определение. Определение, с которым многие - даже сейчас - спорят. Он говорит, что святой -это тот, кто постоянно, 24 часа в сутки, думает о том, как спасти падшие обусловленные души, как распространить славу святого имени. Это человек, который отдал всю свою жизнь, всё своё время, всю свою энергию, всё, что у него есть, на то, чтобы думать, как помочь падшим обусловленным душам. Если Бхактивинода Тхакур просто говорит, что святой - это тот, кто может вытащить падшие обусловленные души, то Шрила Прабхупада даёт более функциональный оттенок этому определению. Он говорит, что нужно делать для того, чтобы эту способность обрести. Для этого нужно 24 часа в сутки думать, как помочь людям, как распространить славу святого имени. История Брахма-мадхва-гаудийа-вайшнава-сампрадаи.

Я хотел бы вкратце ещё раз перечислить цели того, о чём мы будем говорить. Мы будем говорить об истории Брахма-мадхва-гаудия-сампрадая. Это очень интересная тема. Мы будем рассказывать о многих великих ачариях.

Далее: