И до сих пор у Лалита Прасада есть последователи, которые по-прежнему ведут войну против того, что сделал Бхактисидд-ханта Сарасвати Тхакур.
Пришёл Шрила Прабхупада, и он тоже начал свою ветвь этой великой парампары, и произошло точно то же самое. Некоторые из его учеников, ещё при жизни Шрилы Прабхупады, получили реинициацию у брата Бхактисиддханты Сарасвати. Брат Бхактисиддханты Сарасвати Лалита Прасада Тхакур прожил очень долгую жизнь, он ушёл из этого мира в 198 0 году. Некоторые ученики Шрилы Прабхупады уходили к нему и начинали со своей стороны, вторя своему гуру, кричать, что всё это неправильно, что они все еретики, что они все портят парампару. Это бурление происходит, и оно будет происходить. Более того, Лалита Прасада говорил: «Мой брат вообще никакой дикши не имел и никакой связи с парампарой. Он ни от кого никакой дикши не получал, он сам себе присвоил санньясу, - он самозванец, у него никакой дикши нет». Мы об этом поговорим позже, когда конкретно будем говорить о вкладе Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Это просто пример того, что происходит в парампаре, какие споры происходят; и поэтому нам нужно очень точно знать, какую сторону принять в этих спорах. Может быть, нам нужно всем побежать к последователям Лалита Прасада Тхакура, и там принять инициацию, пока не поздно. В какой-то момент мы можем столкнуться с ними в своей жизни, и они будут нам говорить что-то, и у нас могут возникнуть какие-то сомнения. Нам нужно очень чётко понимать, иметь очень чёткие критерии, где, собственно, правда, где истина, где действительно происходит это чудо чистой передачи духовного знания. Нужно видеть, в каком случае происходит отклонение от передачи чистого духовного знания и где оно передаётся в чистом и совершенно неискажённом виде. Это очень сложный предмет.
Но при этом есть один очень хороший и очень простой критерий, с помощью которого можно оценивать истинность религиозной традиции. Если это сформулировать с чисто внешней точки зрения, то мы увидим очень интересную, очень парадоксальную вещь -что, в сущности, критерием истинности религиозной традиции, как ни странно это прозвучит, является её успех. Чем более успешна религиозная традиция, тем более она истинна. Кто-то может усомниться в этом утверждении, потому что успех успеху рознь. Так ли это? И почему это так? На самом деле, в этом утверждении заложена очень глубокая истина. Когда мы говорим, что критерием истинности религиозной традиции является её успех, то есть её способность продолжаться во времени, её способность передавать это знание и развиваться, приобретать новых последователей, и притом не просто новых последователей, а чистых последователей, что мы имеем в виду под этим, какую силу? - Проповедническую силу. - Да. Но, что, собственно, определяет этот успех? - Духовность и чистота.
- В конечном счете, да. Но я жду другого ответа. Какая сила за всем этим стоит?
- Сила Бога. - Каким образом Бог проявляется в этом мире? - Время. - Да. По сути дела, когда мы говорим, что критерием истинности религиозной традиции является успех, мы имеем в виду время. Мы имеем в виду волю времени. Воля Бога в этом мире проявляется в виде времени. Время, в соответствии с
нашей философией, это не просто пассивная среда, в которой происходят события. Обычно в западных представлениях время - это что-то аморфное и пассивное, просто некая сцена, на которой разворачиваются события. Но в соответствии с ведической философией, время это активная сила, это агент Бога в этом мире, тот агент, через которого Бог осуществляет свою волю. И по сути дела, когда мы говорим, что критерием истинности религиозной традиции является её успех, мы имеем в виду волю Бога. Если Бог хочет, чтобы какая-то традиция сохранилась, то она сохранится. Если Бог этого не хочет, то она отпадёт, отомрёт.
Есть реальная история из деяний апостолов. После того, как Иисуса Христа распяли, апостолы, воодушевлённые тем откровением, которое на них низошло, духом, который спустился на них, стали проповедовать, как сумасшедшие. Как фанатики. Как кришнаиты они стали проповедовать. Может быть, даже лучше. Я думаю, что лучше, потому что эффект был больше. И соответственно, очень скоро наступила реакция на это. Очень скоро этих апостолов посадили в тюрьму, и представители официальной религии решили их сгноить, уничтожить. Они обратились за советом к главному первосвященнику израильскому. Он был старый мудрый человек. Они спросили у него, что с этими апостолами делать? Отпустить их на волю или казнить? И первосвященник сказал: «А что вы беспокоитесь? Если их новая религия - выдумка и дело рук человеческих, то она отомрёт сама собой. А если это дело рук Божьих, то вы всё равно ничего не сможете сделать. Вы их можете казнить, можете не казнить, - всё равно у вас ничего не получится, потому что Бог хочет, чтобы эта религия оставалась».
Точно так же тут, если мы будем смотреть различные религиозные традиции, то мы очень хорошо должны понимать, что, в конечном счете, останется то, что должно остаться.