Но что интересно, «Веданта-сутра» на самом деле, если её называть русским словом, это просто загадка. На самом деле, это нечто зашифрованное. Текст «Веданта-сутры» тщательно зашифрован. Сутра означает - шифр, код. Есть одна санскритская поговорка: «Муни, мудрец, радуется, когда ему удаётся убрать одно слово из сутры, точно так же, как когда у него рождается сын». И эти мудрецы древности брали какую-нибудь философскую истину и пытались максимально её закодировать. Максимально зашифровать. И когда им удавалось убрать одно слово, они радовались, как будто у них сын рождался. Они ехидно радовались. В сущности, вся философия закодирована. Что делают ачарии сампрадай, когда пишут комментарии на них? Расшифровывают. Каким образом они это делают? Как называется философия Мадхвачарии? Шуддха двайта. Как называется философия Ни-баркачарии? Свабавики бхедабхеда. Как называется философия Рамануджачарии? Ви-шиштвадвайта. Как называется философия Вишнусвами? Шуддхадвайта. Названия этих философий являются теми самыми ключами для расшифровки «Веданта-сутр». Ачария берёт текст «Веданта-сутры», зашифрованный Бхадараяной Вьясой, Шрилой Вьясадевой. Вьясадева зашифровал всю философию, и ачарийа берёт одну фразу. И точно так же, как для того, чтобы расшифровать закодированный текст, нужно знать код, ачарийа берёт эту фразу и называет: двайта или адвайта, или шуддха и так далее, и пытается с помощью этого ключа расшифровать все сутры «Веданта-сутры». Это то, что делает ачария, и что мы видим во всех этих философиях. Что определяет название этих философий? О чём они говорят? - Об отношениях между дживой и Богом, между Богом и Его творениями, если строго говорить. Опять то же самое. Ачария определяет этой одной фразой, каким образом Бог соотносится со Своим творением. Он берёт определение этих отношений в качестве кода для расшифровки, ключа для расшифровки всех «Веданта-сутр». И потом применяет этот ключ к каждой из «Веданта-сутр», и составляет, таким образом, свою последовательную философию. Делает последовательную, чёткую, законченную философскую систему на основании вот этого кода расшифровки.
И давайте в двух словах вспомним, каким образом определяют эти отношения между Богом и творением различные ачарии в этих сампрадаих. Мы сделаем очень быстрый и краткий обзор этих четырёх философий или четырёх сампрадай.
Каким образом в Шри-сампрадае Рамануджачария, самый знаменитый из всех ача-рий, каким образом он определяет отношения Бога и мира - Его творения? Вишиштад-вайта, или условное отличие. Кто знает аналогию или метафору, с помощью которой Рамануджачария определяет отношения между Богом и Его творением? - Тело - это мир, а Бог - это душа. Тело является вселенной Бога, а Бог - это душа в этой вселенной. Точно так же, как тело является атрибутом души, как тело является неотъемлемым свойством души, точно так же мир является атрибутом Бога, пракрити является атрибутом Бога. Рамануджачария настаивает на атрибутивности мира. Он говорит, что мир -
всего лишь атрибут Бога, что на самом деле отличия между миром и Богом нет, что они ложные в основном, и приводит такой пример: если мы возьмём голубой лотос и возьмём отдельно голубизну, можно ли отделить голубизну от голубого лотоса? Нельзя. Точно так же, как нельзя отделить голубизну от голубого лотоса, точно так же нельзя разделить мир и дживу, живое существо и Бога. Они, в общем-то, едины, но условно отличны. Это в двух словах философия Рамануджа-сампрадаи. После этого пришёл Мадхвачария и сказал: «Ерунда. Это всё неправда», - примерно в таких выражениях он и сказал.- «Каким образом, Бог, исполненный блаженства, может иметь такие близкие отношения с этим миром? Мир исполнен зла, мир исполнен несовершенства. Как мы можем говорить, что мир - атрибут Бога, если Бог блаженен, а мир несовершенен?» Он подчеркнул именно этот аспект бхеды. Он сказал, что Бог отличен от мира - Своего творения, Бог независим, Бог сватантра, а мир зависим. И он привёл другую аналогию. Какую аналогию приводит Мадхвачария для сравнения Бога, мира и творения? Бимба протибимба. Это отношения тени и объекта, который эту тень отбрасывает. Точно так же, как если человек стоит и отбрасывает тень, то человек независим, а тень зависима, - точно так же Бог: Бог независим, а мир полностью зависим от Бога, и между ними существует резкое
отличие. Бог движется и тень движется. Но тень движется потому, что движется Бог. Бог независим, а мир зависит от Него полностью.
Давайте теперь перейдём к следующей сампрадае. Это Рудра-сампрадая Вишнусва-ми. Кто знает, каким образом Вишнусвами определяет отношения между Богом и Его творением? Как называется философия Вишнусвами? - Шуддхадвайта, чистая недвойственность. Вишнусвами подчеркивает таким образом какой аспект? Абхеды. Чистая недвойственность, и он говорит, что точно так же, как причина неотлична от следствия, как причина находится в самом следствии, точно так же Бог является причиной, мир является следствием, и, по сути дела, между ними нет никакой разницы. И он говорит об этом очищенном неотличии Бога от Его творения.