Он говорит: «Иудаизм - самая лучшая религия, самая приспособленная религия для века Кали, потому что можно быть идеальным иудеем и абсолютно не верить в Бога. Почему? - Потому что, в конечном счёте, иудаизм сводится к исполнению определённых обрядов. Делай определённый обряд, и ты будешь совершенным иудеем. И у тебя будут пайсы расти, и ты будешь носить свою шляпу - и при этом ты можешь не верить в Бога. Тут неважно: веришь ли ты или не веришь». Это пример кармического аспекта отношений с Богом.
И мы видим, что христианство в этом смысле составляет приятное исключение. Почему? Почему христианство выделяется на фоне мусульманства или иудаизма в этом смысле? - Из-за Христа.- Почему из-за Христа? Потому что Христос, обожествлённый ими, Христос, пришедший как Спаситель и обожествлённый ими, снизил вот этот аспект бхеды. Он как бы приблизил человека к Богу.
Изначальный Бог иудейской традиции очень далёк. Впрочем, на самом деле, всё это произошло в развитии со временем, а вначале Бог был достаточно близок. Мы помним, что Он боролся с одним из пророков ночью и поломал даже ему ребро. Были личностные отношения. Царь Давид в своих псалмах воспевал Его. Но потом по мере оформления теологии произошло вот это различие и возникло то, что противостоит, или то, что отделяет Бога от Его творения. Эта линия, которая возникла там, и мешает развитию бхакти.
Христианство ввело личность Христа, и личность Христа оживила религию. Это дало больший простор для развития бхакти в сердце человека.
Мы будем ещё несколько раз возвращаться к этому. Это к тому, что разные религии, разные доктрины, разные философии дают разные возможности или разную почву для возникновения бхакти в сердце человека. Собственно, в этом суть этого положения. Это может показаться сухой философией, и если мы возьмём комментарий ачарий на «Веданта-сутру», то нам сведёт скулы от этой сухой философии. Они рассуждают о чем-то таком, они копаются в каких-то санскритских корнях, они пытаются найти подтверждение в каких-то «Упанишадах». Но на самом деле, это очень и очень важно. Утвердить доктрину таким образом, чтобы два эти аспекта были гармонично связаны друг с другом, очень важно для того, чтобы создать почву, правильную почву для развития бхакти в сердце человека. В этом, собственно, суть того, что я хочу донести. Можно посмотреть различные религии, можно посмотреть протестантизм. Протестантизм взял изначальную, очень хорошую, свежую христианскую религию. И в какую сторону он ее оттянул? Он перенёс её в сторону бхеды, в сторону кармичности. Он устранил в значительной степени этот личностный аспект и выхолостил христианство. Протестантизм сделал саму религиозность достаточно поверхностной. И в результате что получилось? Мы можем видеть это огромное явление протестантизма. Это очень широкое явление. Огромные массы людей затронуты этим. Но при этом нет ни одного святого. Это огромная, очень расширяющаяся религия, распространяющаяся религия, но она не даёт возможности обрести истинную святость. А истинная святость заключается именно в бхакти. Мы можем взять святого любой традиции. Мы можем взять святого суфийской традиции. Мы можем увидеть, что это за святой. У него живёт бхакти в сердце. Он любит Бога, и он любит соответственно Его творение.
И точно так же аспект абхеды обирает человека, отбирает у человека бхакти. Либо он превращает все эти отношения в некое аморфное непонятно что, и поэтому лишает этих отношений; либо он слишком сближает Бога и дживу и опять же сводит это непонятно к чему и приводит к какой-то пародии, как это делается в сахаджийских сектах.
Сейчас мы вернёмся к четырём сампрадаям. По сути дела, четыре сампрадаи являются очень точным, идеально сбалансированным, верным описанием самбандха-гьяны. И только четыре вайшнавских сампрадаи дают возможность для развития настоящего бхакти. Развития бхакти до высочайшей степени. Они создают для этого хорошие возможности и хорошую почву.
Мы знаем, что существуют четыре сампрадаи, и мы вчера определили критерий истинности их. И сегодня давайте поговорим о том, что они собой представляют. Я не хочу мучить какими-то теологическими деталями и сложностями, я пропущу это, но, тем
не менее, давайте попробуем понять, каким образом философия этих сампрадай порождает бхакти в сердце человека. Давайте вспомним, как называются эти четыре сампрадаи. Рудра-сампрадая. Кто был ачарией в Рудра-самрадае? - Вишнусвами. Шри Лакшми-сампрадая. Кто был ачарией в этой сампрадае? - Рамануджачария. Кумара-сампрадая. Кто был ачарией в этой сампрадае? - Нимбарка. И, наконец, последняя сампрадая: Брахма-Мадхва-сампрадая.
Теперь давайте поймём, что делают эти сампрадаи. На чём основана философия каждой сампрадаи? На Ведах. На Ведах ли основана философия сампрадай? На чём строят свою философию все ачарии сампрадай? Из чего они исходят? На каком одном писании основываются все четыре сампрадаи? - «Веданта-сутра». - Совершенно верно. Что такое «Веданта-сутра»? - Заключение всех Вед. - Можно так сказать. Философия «Упанишад» в логической форме сведена в «Веданта-сутре».