Когда вчера мы говорили о том, что самбандха-гьяна превращается в стхаи-бхаву, мы говорили как раз об этом. Чтобы самбандха-гьяна, чтобы знание об отношениях Бога и живого существа, превратилось в действительности в наши вечные взаимоотношения с Богом, мы должны очень правильно проставить вот эти акценты.
Итак, что произойдет, если я слишком буду напирать на вот эту часть уравнения -на абхеду, если я буду говорить, что нет никакой разницы между мной и Богом: Я Бог, вы Бог, мы все Боги. К чему это приведет, в конечном счёте? - К безразличию. - Да. К безразличию с одной стороны, или ещё к чему это может привести? - К майаваде. - Да. Майавада характеризуется безразличием. Но есть ещё один аспект того же самого: оскорбление или панибратство. По сути дела, что мы имеем? Если мы возьмём эту схему, и будем подчёркивать аспект не отличия Бога от его творения, то вместо этой схемы получим что-то такое туманное и неясное. И вот это туманное и неясное помешает дживе восстановить или действительно обрести свои взаимоотношения с Ишварой. Или наоборот, если мы слишком будем подчёркивать эту границу, которая отличает Ишвару от Его творения, то эта граница тоже помешает дживе, в конечном счете, восстановить свои отношения с Богом. В этом суть. Это простая, но, с другой стороны, очень сложная вещь, которую очень хорошо нужно понять. Каким образом самбандха-гьяна превращается в бхакти? Самбандха-гьяна в процессе трансцендентной практики, в процессе повторения имён Бога и т. д., должна превратиться в бхакти - трансцендентные эмоции дживы по отношению к Богу, и может это произойти только в том случае, если мы правильно расставим акценты.
Сегодня мы будем говорить как раз об этом. Сегодня мы будем говорить о том, как различные сампрадаи проставляют различные акценты между бхедой и абхедой, как другие философии говорят о различии и тождестве Бога и Его творения. И мы будем говорить также о том, что происходит, когда в изначальной, идеальной, полновесной концепции ачинтйа бхедабхеда таттвы происходят различные перекосы, и какие отклонения возникают при этом. Это основная тема сегодняшнего нашего занятия. Я думаю, что оно будет достаточно интересным. По крайней мере, для меня это всегда одно из самых интересных занятий - понять, как же это всё происходит. Ёще раз. Если мы делаем слишком большой акцент на трансцендентности Бога, на отличии Бога от творения, то мы получаем религии или философии, которые в основном подчёркивают что? Превосходство Бога. Как называется? - Айшварйа. В основном, они подчёркивают этот аспект благоговения перед Богом. И к чему это ещё приводит? К какому отношению с Богом это приводит? С одной стороны, я служу Богу, я благоговею перед Ним, я считаю Его великим. Но с другой стороны, на что я надеюсь при этом? - На себя. - На себя я всегда надеюсь. На вознаграждение. В конечном счете, вот такие отношения и слишком большие подчёркивания аспекта отличия будут означать кармическое отношение к Богу: Ты мне - я Тебе. Я буду Тебе служить, но Ты тоже не забудь обо мне. И вот этот дух почтения, благоговения к какой форме религиозности, в конечном счете, приведёт? Как можно определить такую вот религиозность, которая слишком будет подчёркивать вот этот аспект отличия? - Фанатизм - Нет, не фанатизм. Такая форма отношений будет приводить к ритуальным религиям. Все такого рода религии, которые настаивают на бхеде, на трансцендентном аспекте, будут очень ритуа-лизованы. Все эти поклонения Богу будут сопровождаться большой помпой. И эта помпа будет, с одной стороны, подчёркивать отличие живого существа от Бога, с другой же стороны, будет косвенно напоминать Богу: «Не забудь обо мне, и не забудь вознаградить меня за то, что я служу Тебе. Я твой слуга, но Ты не забудь меня вознаградить за моё служение». Таким образом, если мы подчёркиваем этот аспект, то получаем кармические религии. А если мы подчёркиваем противоположный аспект, то что мы получаем в результате? С одной стороны, мы получаем майаваду, имперсонализм, а с другой стороны, - панибратские отношения с Богом, сахаджию. Итак, тут получаются кармические религии, а тут получаются имперсонализм и сахаджийа. К какой форме относятся иудео-христианские религии? К какому классу они относятся? - К первому. Иудео-христианские религии это христианство, иудаизм и мусульманство. Они, в основном, подчёркивают отличие Бога от Его творения. Они говорят, что Бог бесконечно велик, Бог очень далёк. Что мы в результате получаем? Какую форму религиозности мы получаем? Мы видим, что возникают очень ритуальные отношения к Богу. И, в сущности, в конце концов, обязанность живого существа или человека перед Богом начинает сводиться к ритуалу.
Когда я был в Израиле, мне рассказали про одного виднейшего теолога современного иудаизма. Этот виднейший теолог иудаизма доказывает, что иудаизм - это самая лучшая религия. Все доказывают это. Мы доказываем, что наша религия самая лучшая, христиане доказывают, что их религия самая лучшая. И у каждого есть свои аргументы для этого. У этого теолога очень интересный аргумент, с помощью которого он доказывает, что иудаизм - самая лучшая религия.