И сейчас, сегодня, мы попытаемся понять, что это значит и как это происходит. Что значит, что самбандха-гьяна превращается в стхаи-бхаву, в отношения дживы с Богом. Каким образом всё это случается, каким образом это происходит и почему? Что даёт основание это утверждать? В сущности, любая философия имеет дело с тремя этими категориями. С тремя основными категориями: чит, ачит и Ишвара. Ишва-ра - это Бог. Чит - это осознающее живое существо. Ачит - это бессознательная материя. И любая философия, если в действительности это реальная философия, нечто претендующее на название философии, должна определить, в каких отношениях эти три категории находятся между собой. И как мы знаем, у этих отношений есть два
аспекта. Бог, Его творение в виде пракрити - материальной природы - и джива -живое существо - находятся в двух отношениях. Как называются две формы отношения, в которых они находятся, которыми они связаны между собой? Это Бог. И любая философия должна решить этот вопрос, каким образом Бог связан со своим творением? Это то, что является основным вопросом индийских философий. Индийские философии - это не исключение, это, наоборот, очень яркий пример того, как последовательно и логически этот вопрос разрешается.
Теперь давайте посмотрим, какие есть два аспекта отношений Бога и творения и как они соотносятся друг с другом. Как называется наша философия? - Ачинтйа бхедабхе-да таттва. Итак, есть эти два аспекта: бхеда и абхеда. Кто знает, как называются эти два аспекта на языке европейской философии? Что такое бхеда? -Различие. Что такое аб-хеда? - Единство. Как это назвать, чтобы заложить язык возвышенной философии в наше с вами рассуждение, чтобы на нас не смотрели сверху вниз последователи Иммануила Канта? Как называется аспект бхеды? Любая философия говорит, что у Бога есть тоже два аспекта. И философы признают, что есть эти два аспекта и на языке европейской философии они называются: имманентный аспект, то есть аспект не отличия - аспект тождества, и трансцендентный аспект. Это язык Канта, язык классической немецкой философии: имманентный и трансцендентный аспекты Бога. Философии должны решить этот вопрос: одновременно отличен и не отличен от Своего творения. И каждая философия по-своему решает этот вопрос. Одни делают акцент на бхеде - на трансцендентном аспекте Господа, на отличии Бога от творения. Кто может привести пример таких философий, философий, которые подчёркивают отличие Бога от творения?
Мы не будем пытаться читать начальный курс философии, но, так или иначе, есть такие философии, как деизм. О философии деизма мы говорили несколько раз на лекциях - эта философия утверждает, что Бог далеко. Бог сотворил некогда мир и махнул на него рукой. Богу нет никакого дела до мира, мир вертится сам по себе. Он запустил его, Он сотворил законы, по которым мир развивается, и больше Ему нет никакого дела. Он сказал: «Я умываю руки, делайте что хотите». Это один из примеров философии, которая делает акцент на отличии Бога от творения: Бог велик, творение исполнено зла, исполнено непонятно чего, и поэтому Бог не хочет иметь ничего общего с ним.
Другой аспект - это аспект неотличия, аспект тождества. Какие известные нам философии делают акцент или подчёркивают не отличие Бога и Его творения? -Имперсо-нализм. Майавада - это один из самых ярких представителей философии абхеды.
Суть-то в том, что, если мы правильно проставим эти акценты, если мы правильно поймём эти отношения Бога и Его творения, если мы гармонично сможем понять, каким образом эти два аспекта взаимоотношений Бога с миром - аспект тождества и аспект отличия Бога от мира - соединяются вместе, то только в этом случае у нас возникает возможность для вот этой третьей стороны треугольника. Только в том случае, если мы правильно расставим акценты в своей философии, в своем понимании, как Бог соотносится с миром, появляется возможность вступить в какие-то взаимоотношения с Богом.
Давайте с вами решим простую вещь: что случится, если мы будем делать слишком большой упор на трансцендентном аспекте Бога, на отличии Бога от творения. Какое отношение к Богу это будет вкладывать в наше сердце? Предположим, я сижу здесь на вьясасане и по какой-то странной прихоти начинаю проповедовать философию, что Богу нет до нас никакого дела, Бог очень велик, Бог бесконечно велик, а мы очень маленькие, крошечные, и Ему нет никакого дела до нас. Он совершенство, мы несовершенные и сидим тут, несчастные, и не знаем, что делать. К какому чувству, к какой расе, к какому отношению к Богу это приведёт? - Нам тоже не будет никакого дела до Него. - Примерно так. Или ещё, к какому чувству приведёт, если я буду здесь сидеть и говорить: «Бог велик, Бог велик, мы маленькие». - Страх. -Совершенно верно. Все философии, которые, так или иначе, подчёркивают этот аспект, не дадут возможности человеку развить близкие, личностные или «человеческие», так сказать, условно говоря, отношения с Богом. В конечном счете, они помешают возникновению или раскрытию в сердце человека этих отношений с Богом, которые изначально вложены в него.