302
(судьба непреданных)
(В конце раздела, говорящего об искуплении, в Брихан-нарадия-пуране,
находим такой стих)
Какой смысл изучать Веды и другие писания, подвергать себя аскезам,
путешествовать по святым местам паломничества или совершать огненные
жертвоприношения тому, кто избегает преданного служения Господу
Вишну?
303
(Гаруда-пурана)
Даже если человек хорошо знает всю Ведическую
литературу, но не обладает преданностью Господу Кришне, верховному
контролирующему, то он считается самой падшей личностью.
304
(Господь Брахма предлагает эту молитву Верховному Господу в Шримад-
Бхагаватам 3.9.10)
Такие непреданные днём изнуряют себя и свои чувства тяжёлым и
безрадостным трудом, а по ночам их мучает бессонница. Разум то и дело
прерывает их сон картинами, созданными их воображением.
Сверхъестественная сила один за другим повергает в прах все их
разнообразные планы. Даже великие мудрецы не могут вырваться из
круговорота рождений и смертей в материальном мире, если отказываются
слушать повествования о Твоих трансцендентных деяниях.
305
(поэтому в Шримад Бхагаватам 6.1.18 говорится)
Дорогой царь, подобно тому, как сосуд из-под ликёра невозможно отмыть,
даже прополоскав его во множестве рек, так и непреданного не в силах
очистить никакие искупительные обряды, на каком бы высоком уровне они
ни совершались.
306
(Вишну-дхармоттара)
Как могут те личности, в чьих сердцах не пребывает всеблагая Верховная
Личность Господа, достичь успеха? Что говорить тогда о нейтрализации их
греховных реакций?
307
(Вот почему в начале истории о Лубдхаке, рассказанной в Брихан-нарадия-
пуране находим такой стих)
Те, кто отвергают поклонение Господу Хари, кто завидует коровам и
брахманам и непочтителен к Ведам, считаются демонами.
308-309
(Эти стихи из Шримад Бхагаватам 6.3.28-29 сказаны Ямараджей,
наставляющим своих посланников)
Парамахамсы – это возвышенные личности, утратившие всякий вкус к
материальным наслаждениям. Они упиваются мёдом лотосных стоп
Верховного Господа. Мои дорогие слуги, я готов подвергнуть наказанию
только тех, кто не ищет общества парамахамс и привязан лишь к семейной
жизни и мирским удовольствиям, открывающим дорогу в ад.
О мои верные слуги, отдавайте в мои руки только тех грешников, с чьих уст
никогда не срывались звуки святого имени и качеств Кришны, в чьих
сердцах никогда не просыпалось желание припасть к Его лотосным стопам
и чьи головы никогда не склонялись перед Его Божеством в храме.
Приведите ко мне тех, кто отказывается исполнить свой долг перед
Господом Вишну, — единственную обязанность человека. Бросьте этих
глупцов и негодяев к моим ногам.
310-311
(недостаток оскорблений Вайшнавов)
(В беседе между Маркандеей и Бхагиратхой, записанной в Сканда-пуране)
О император, оскорбляя Вайшнава, человек теряет религиозность, богатство,
славу, детей и возвышенное положение. Глупые люди, которые
оскорбляют возвышенных Вайшнавов, будут страдать в аду под названием
Раурава вместе со своими предками.
312
Тот, кто бьёт, критикует, ненавидит, проявляет гнев или не радуется при виде
Вайшнава, отправляется в ад. Эти шесть видов деятельности ведут человека
по пути адской жизни.
313
(Ямараджа сказал этот стих в Сканда-пуране)
Те, кто беспокоит Вайшнавов, потеряют всё своё благочестие, накопленное со
времени рождения.
314-315
(В беседе между Прахладой и Бали, записанной в Дварака-махатмье)
Ямадуты рубят на куски острым ножом тело того человека, который оскорбляет
чистых преданных Господа. Господь Хари никогда не бывает доволен теми,
кто относится к Вайшнавам с пренебрежением, даже если они поклоняются
Ему рождение за рождением.
316
(Шримад-Бхагаватам 10.74.40)
Любой, кто не уходит сразу из того места, где слышит критику Верховного
Господа или Его истинного преданного, несомненно, падёт и потеряет всё
накопленное благочестие.
317
(поэтому в Вишну-дхармоттаре говорится)
Лучше прожить пять дней преданным Господа Вишну, чем в течение тысячи кальп жить
без преданности Господу Кешаве.
318
(В Шримад Бхагаватам 11.26.26 в конце истории об Ауле говорится)
Поэтому разумный человек должен отказаться от всего плохого общения и
вместо этого искать общества святых преданных, чьи слова разрубают
верёвку сильной привязанности в уме.
319
После этого он должен обратиться к возвышенным преданным, чьи тела
украшены тилакой и благоприятными символами, и предложить им
поклоны на расстоянии, упав на землю как палка.
320
(Метод встречи Вайшнава)
(Теджодравина-Панчаратра)
Рекомендуется: когда один Вайшнав видит другого Вайшнава, то он должен
склониться перед ним, коснувшись головой земли. Это нужно делать,
поскольку Господь Хари, держащий раковину, палицу, диск и лотос в
Своих четырёх руках, пребывает в сердцах обоих преданных.
321-322
(Брихан-нарадия пурана)
Если человек предлагает поклоны только одной личности, сидящей в ассамблее,
на жертвенной арене или в храмовой комнате, то всё его благочестие,
накопленное за длительный период времени, будет уничтожено. Другими
словами, если человек просто предлагает поклоны одному человеку,
игнорируя других преданных или Божества, то он совершает оскорбление.
323
Когда человек видит Вайшнава, только что пришедшего из другого места, то он должен радостно обнять и удовлетворить его, представив своим друзьям-Вайшнавам.
324
(Господь Брахма сказад этот стих в Теджодравина-Панчаратре)
Когда кто-то видит преданного Господа Нарайаны, который только что пришёл
из другого места, то он должен вдохновить его, с любовью представив его
другим преданным.
325
Когда Вайшнав приходит к твоей двери, ты должен очень почтительно
приветствовать его, разговаривать с ним сладкими словами и вести с ним
себя как друг. Иначе считается, что ты совершишь грех.
326
(проявление почтения Вайшнаву – вечная, духовная деятельность)
(В беседе между Маркандеей и Бхагиратхой, записанной в Сканда-пуране)
В течение 12-ти лет Верховный Господь не будет принимать поклонение человека,
который не встречает Вайшнава, как только видит его.
327-328
О лучший из царей, дом человека, который не слушает вайшнава, пришедшего
к нему, подобен кладбищу. Предки не живут в таком доме. Нет более
греховного человека, чем тот, кто не встречает вайшнава, прибывшего с другого места, в соответствии со
своими возможностями.
329
Тот, чьё сердце не смягчается от сострадания, при виде уставшего преданного
Господа Хари, пришедшего к его двери (или храму), несомненно, негодяй и
хуже собакоеда.
330
Господь Хари становится недоволен тем, кто, увидев квалифицированного
брахмана, преданного Верховному Господу, нуждающегося в поддержке,
не беспокоится о его комфорте.
331-332
О царь, Господь Хари не прощает греховного человека, который, увидев
возвышенного преданного Верховного Господа, не предлагает ему
поклонов и не поклоняется ему. Если вайшнав возвращается домой, и ему не
поклоняются, то благочестие хозяина, накопленное за последние сто
жизней, уничтожается.
333-334
О царь, не оказывая почтения Вайшнавам, человек становится осквернён
греховными реакциями от отказа поклонения полубогам и предкам и
вкушения пищи в Экадаши. Тот, кто первый не оказывает почтения
Вайшнаву и затем пренебрегает им, встретится с крахом вместе со всей своей
семьёй.
335
(В беседе между Ямараджей и брахманом, записанной в Ваишакха-махатмйе
Падма-пураны)
Если кто-то не встаёт и не проявляет любви и почтения, увидев Вайшнава, то
он, несомненно, отправляется в ад.
336
(В Шримад Бхагаватам 4.22.11 говорится)
Если же, напротив, хозяин очень богат и преуспевает в материальном
отношении, но не пускает в свой дом преданных Господа, такой дом, где не
найдётся даже воды, чтобы омыть преданным стопы, подобен дереву, на
котором поселились ядовитые змеи.
337-338
(Прославление Вайшнавов)
(Сканда-пурана)
Когда Вайшнав приходит в дом человека, то домохозяин должен встретить его,
сказав: «Моя жизнь стала успешной, поскольку ты пришёл ко мне. Даршан Вайшнава редко достижим, также
как даршан Господа Хари. Я
накопил большой запас благочестия, большой, как гора Сумеру, потому что
могу сейчас служить такому возвышенному Вайшнаву».
339
(Нанда Махараджа сказал этот стих Гаргамуни в Шримад Бхагаватам 10.8.4)
О возвышенный преданный, святые, подобные тебе, путешествуют по земле
ради блага таких бедных сердцем домохозяев, как мы, а не для
удовлетворения своего личного желания.
340
(царь Притху сказал эти стихи мудрецам, возглавляемым Санакой, записанные в
Шримад-Бхагаватам 4.22.7, 10, 13-14)
Царь Притху сказал: Мои дорогие мудрецы, очень трудно даже для
мистических йогов увидеть вас, поскольку вас очень редко можно видеть в
этом мире. Я не знаю, сколько я совершил благочестивых поступков, чтобы
теперь вы предстали передо мной.
Человек может быть небогат и может быть привязан к семейной жизни, но он
становится прославлен, когда святые личности посещают его дом. Оба – и
хозяин, и слуга, занятые в предложении их гостю воды, места для сидения и
параферналий для принятия, прославленны.
После этого Притху Махараджа спросил мудрецов о том, как может человек,
запутанный в материальном существовании из-за предыдущей
деятельности и таким образом занятый чувственным наслаждением,
достичь счастливой жизни.
Царь Притху продолжал: Мои дорогие мудрецы, нет необходимости
спрашивать вас, хорошо вам или плохо, поскольку вы всегда погружены в
трансцендентный экстаз. Материальные представления о благоприятном и
неблагоприятном не присущи вам.
344
(Слава приближения к Вайшнавам)
(в беседе между Маркандеей и Бхагиратхой, записанной в Сканда-пуране
говорится)
О царь, давным-давно уважаемые брахманы сказали: Те, кто обращается к
возвышенным Вайшнавам, обретают благо от совершения
жертвоприношения с каждым сделанным шагом.
345
(Слава предложения Вайшнавам молитв)
(В Сканда-пуране говорится)
Если человек прямо или непрямо прославляет Вайшнава, то он освобождается
от всех греховных реакций, даже если он алкоголик, убийца брахмана,
ворует золото или наслаждается сексом с женой своего духовного учителя.
Это сказал сам Господь Вишну.
346
(также говорится)
Тот, кто прямо и непрямо прославляет Вайшнавов, легко пересекает океан
материального существования по милости Господа Васудевы.
347-348
(Слава проявления почтения Вайшнавам)
(Амрта-сароддхара)
Когда человек с верой предлагает пищу Вайшнаву, то он обретает благо,
огромное, как гора Сумеру. Небольшое количество воды, предложенное
Вайшнаву, в то время, когда человек поклоняется полубогам или предкам,
становится таким же большим, как воды семи океанов.
349-350
(Вишну-дхарма)
Не существует большего блага, чем раздача милостыни, совершение аскез и
проведение жертвоприношений. Тем не менее, просто поклоняясь
преданным Господа Хари, человек обретает все виды богатства. Поэтому
это обязанность каждого разумного человека хорошо поклоняться
Вайшнавам. Всё, что предложено Вайшнаву, в соответствии с его
возможностями, приносит безграничные плоды.
351
(В конце истории о Йаджнамали, рассказанной в Брихан-нарадия-пуране,
говорится)
Поклоняясь Вайшнавам, утвердившимся в преданном служении Господу
Вишну, и считая их такими же хорошими как Господь Хари, человек
автоматически удовлетворяет Господа Брахму, Господа Вишну и Махадева.
352
Даже очень греховный человек достигнет высшей цели жизни, если он служит великим Вайшнавам,
которые всегда погружены в поклонение Господу Хари и воспевают Его
святые имена.
353
(В начале истории Йаджнамали, рассказанной в Брихан-нарадия-пуране
говорится)
О выдающийся мудрец, пусть те, кто желает пересечь океан материального
существования, поклоняются преданным Господа Хари, поскольку такое
служение уничтожает все греховные реакции.
354-355
Тот, кто с почтением кормит Вайшнавов, свободных от любых материальных
желаний, достигнет обители Господа Хари вместе с двадцатью одним поколением своей
семьи. Тот, кто предлагает воду или фрукт возвышенному преданному,
свободному от материальных желаний, достигнет того же результата.
356-357
Те, кто служит возвышенным преданным Господа Вишну, достигнут Его вечной
обители вместе с двадцатью одним поколением своей семьи. Господь Хари лично, вместе с
Лакшми и всеми полубогами, живёт в доме, где спонтанно поклоняются
Господу Кришне.
358-359
(Линга-пурана)
Пищей, принимаемой с наслаждением учёным преданным Господа Нарайаны,
несомненно, наслаждается Сам Господь. Другими словами, Верховный
Господь ест через уста Вайшнава. Господь Хари, верховная душа
вселенной, очень привязан к Своим преданным. Он более доволен, вкушая
пищу, предложенную Вайшнаву, чем пищу, предложенную Ему
непосредственно.
360
(Верховный Господь сказал этот стих в Брахма-пуране)
О Брахма, какую бы пищу ни предлагали Мне в Моей форме шалаграма-шилы,
Я принимаю, просто смотря на неё. С другой стороны, Я непосредственно
вкушаю пищу, которую ест Мой преданный.
361-363
(В беседе между Господом Шивой и Умой, записанной в Падма-пуране, Уттара-
кханде)
Среди всех видов поклонения, поклонение Господу Вишну — лучшее. И всё же,
даже выше поклонения Господу Вишну — поклонение тем, кто предан Ему.
Тот, кто поклоняется только Говинде, но не поклоняется Его преданным, не
может называться истинным преданным. Напротив, он должен считаться
очень гордым человеком. Поэтому человек должен всегда поклоняться
Вайшнавам с великой заботой и вниманием, поскольку такое поклонение
смягчает все материальные страдания человека.
364-365
(Верховный Господь сказал эти два момента в Шримад Бхагаватам 11.11.44 и
11.19.21)
Человек должен разговаривать с Вайшнавом так, как если бы он был его другом,
и таким образом оказывать ему должное почтение. Поклонение Моему
преданному приносит Мне большее наслаждение, чем непосредственное
поклонение Мне.
366
(В беседе между Маркандеей и Бхагиратхой из Сканда-пураны)
Это обязанность каждого следовать указаниям великих душ, которые постоянно
поклоняются Господу Хари своим телом, умом и речью. Эти великие души
прославлены как Сам Господь Хари.
367
Человек должен обмениваться тёплыми приветствиями с Вайшнавами и
слушать от них Ведическую литературу, особенно повествования об играх
Господа Кришны, записанные в Десятой песне Шримад Бхагаватам.
368
(слава Ваишнавской литературы)
(Из беседы между Брахмой и Нарадой в Сканда-пуране)
Прославлены те, кто слышит и изучает Вайшнавскую литературу! Их жизни
считаются прославленными, поскольку приносят наслаждение Господу
Кришне.
369
Поклоняясь Вайшнавской литературе в своих домах, люди освобождаются от
всех греховных реакций и получают почтение от людей.
370
Обязанность всех Вайшнавов — для удовлетворения Господа Хари — с почтением поддерживать библиотеку Вайшнавской литературы.
371
О Нарада, Господь Нарайана лично живёт в доме, где находится Вайшнавская
литература.
372-373
Просто изучая одну шлоку, полшлоки или даже ¼ шлоки из Пуран,
описывающих славу Господа Вишну, человек обретает благо от раздачи
тысячи коров в милостыню. Что говорить о человеческом обществе — ведь
Вайшнавскую литературу очень трудно увидеть даже в обителях полубогов,
мудрецов и йогов.
374-375
(В беседе между Кришной и Арджуной, записанной в Сканда-пуране)
О Арджуна, те, кто регулярно поклоняется литературе, полной
описания Моей славы, и помнит ее, становятся подобны Моим гостям, достойным
поклонения. Нет сомнений, что Я всегда считаю тех, кто говорит о Моей литературе и
изучает ее, очень дорогими Мне.
376
(Слава Шримад Бхагаватам)
(в той же литературе говорится)
В этот век Кали те, кто принимают Шримад Бхагаватам столь же дорогим, как собственная
жизнь, никогда не будут страдать от наказаний Ямараджа в течение сотен
кальп.
377
Предки тех, кто постоянно изучает и повторяет Шримад Бхагаватам в своих
домах, танцуют в экстазе, не принимая в расчет социальные обычаи.
378-379
О мудрец брахман, так долго, как Шримад Бхагаватам с заботой хранится в
доме человека, его предки наслаждаются изобилием сладкого риса, мёда и
воды. Знай точно, что те, кто регулярно поклоняются Шримад Бхагаватам в
своих домах, уже удовлетворили всех полубогов.
380-381
Те, кто с любовью дарят Шримад Бхагаватам Вайшнаву, будут жить в обители
Господа Вишну в течение тысяч миллионов кальп.
Очень благоприятно держать дома даже половину или ¼ шлоки Шримад-
Бхагаватам. Нет необходимости собирать библиотеку из сотен и тысяч книг.
Шримад-Бхагаватам – это совершенная и полная книга.
382-386
В этот век Кали тот, кто не хранит в своём доме Шримад Бхагаватам, снова
возвратится в обитель Ямараджа. Другими словами, он продолжит жить там
очень долгое время.
Как человек может называться Вайшнавом, если он не обладает копией
Шримад-Бхагаватам? О Нарада, такой человек в действительности ниже
собакоеда, даже если он родился в семье брахмана.
Господь Хари, вместе со всеми полубогами лично остаётся там, где заботливо хранят и поклоняются Шримад-
Бхагаватам. Все святые реки и
озёра также присутствуют в месте, где находится Шримад Бхагаватам. В
доме, где Шримад Бхагаватам с почтением цитируется и изучается,
присутствуют все святые места, так же как и всё богатство, и
жертвоприношения.
387-389
(также говорится)
Тот, кто регулярно повторяет Шримад Бхагаватам, обретает благо от
пожертвования коричневой коровы с каждым произнесённым звуком.
Просто с почтением слушая или повторяя даже ½ или ¼ шлоки Шримад-
Бхагаватам каждый день, человек получает благо от пожертвования тысячи
коров.
О мудрец, тот, кто повторяет стихи Шримад Бхагаватам каждый день с чистым
сердцем, обретает благо от изучения всех 18-ти Пуран.
390
(В беседе между Маркандеей и Бхагиратхой в той же книге говорится)
Греховный негодяй, который создаёт препятствия на пути повторения Шримад-
Бхагаватам, или не принимает того, цитирует Шримад Бхагаватам,
способствует деградации ста поколений своей семьи.
391-392
(В беседе между Гаутамой и Амбаришей, записанной в Падма-пуране)
О царь, если ты желаешь разрубить узлы материального рабства, то повторяй
или слушай Шримад Бхагаватам, рассказанный Шукадевой Госвами.
Господь Хари всегда пребывает там, где человек с почтение держит даже
одну шлоку, ½ шлоки или ¼ шлоки Шримад Бхагаватам.
393
(В беседе между Маркандеей и царём Индрадьюмной из Дварака-махатмьи)
Повторяя Шримад Бхагаватам перед Божеством Господа Кришны, человек
позднее насладится трансцендентными играми с Господом и Его
преданными, вместе с 10-ю поколениями своей семьи.
394
(Гаруда-пурана)
Шримад-Бхагаватам – естественный комментарий на Веданта-сутру. Это
комментарий на Махабхарату, истинная форма Гайатри-мантры и суть Вед.
395
Шримад-Бхагаватам рассказан непосредственно Верховным Господом. Он
содержит 12 песней, 100 глав и 18 000 стихов.
396
(В Шримад Бхагаватам 1.1.2 говорится)
Полностью отвергая всякую религиозную деятельность, преследующую
материальные цели, эта «Бхагавата-пурана» провозглашает высочайшую
истину, которую могут постичь только те преданные, чьи сердца
совершенно чисты. Высочайшая истина – реальность, во имя всеобщего
блага отличная от иллюзии. Такая истина уничтожает тройственные
страдания. Этой прекрасной «Бхагавата-пураны», составленной мудрецом
Вйасадевой (в пору его духовной зрелости), вполне достаточно для
осознания Бога. Зачем же нужны какие-либо другие писания? Как только
человек начинает внимательно и смиренно слушать послание «Бхагаватам»,
это знание сразу же утверждает Верховного Господа в его сердце.
397-398
(В Шримад Бхагаватам 1.3.40-41 говорится)
Этот Шримад Бхагаватам является литературным воплощением Бога. Он
составлен Шрилой Вйасадевой, воплощением Бога. Его цель – нести
высшее благо всем людям. Он совершенен и приносит удачу и блаженство.
Сняв «сливки» всех ведических писаний и летописей вселенной, Шри
Вйасадева передал «Бхагаватам» своему сыну, самому высокочтимому
среди осознавших себя душ.
399
(Шримад-Бхагаватам 1.3.43)
Эта Бхагавата-пурана сияет, словно солнце. Она взошла сразу же после того,
как Господь Кришна, сопровождаемый религией, знанием и проч., удалился
в Свою обитель. Эта пурана принесёт свет людям, утратившим способность
видеть в непроглядной тьме невежества века Кали.
400-401
(Шримад-Бхагаватам 1.7.6-7)
Связующий процесс преданного служения может непосредственно облегчить
все материальные страдания живого существа, которые чужды его природе.
Но люди в большинстве своём не знают этого. Поэтому мудрец Вйасадева
составил это ведическое писание, которое связано с Высшей Истиной.