Сегодня под населением имеют в виду только людей, но в те времена населением считались не только люди, но также животные и растения. Деревья и животные также живые, и о них нужно заботиться. Когда правил Бхарата, то все люди были так довольны, что в честь него планету назвали Бхарата-варша. Но после тысячелетнего правления он захотел уйти в лес. Когда он медитировал в лесу, он увидел беременную олениху, убегающую от тигра. Спасаясь от тигра, она бросилась в реку и, родив олененка, погибла, не выбравшись на берег. Царь подумал, что Господь хочет, чтобы он заботился об олененке, и он очень к нему привязался. Однажды олененок пропал, и в его поисках царь погиб. Ему пришлось родиться в теле оленя. Но Кришна говорит: "Мой преданный никогда не погибнет. Даже небольшие усилия на этом пути не пропадают зря". Поэтому эти две вещи спасли царя. Он недолго жил в теле оленя и снова родился в семье брахманов как Джада Бхарата. Он помнил свои предыдущие рождения. Обычные люди хотят помнить прошлые жизни, но, на самом деле, это милость Господа, что мы все забыли. Когда мы были маленькими, мы много страдали. Девять месяцев в утробе матери настолько ужасны, что если бы мы сейчас оказались в такой ситуации, то мы бы умерли. Поэтому это милость Кришны, что мы забыли эти страдания. Но это не означает, что страданий не было. Бхарата помнил о своих ошибках в прошлых жизнях, поэтому он притворялся глухонемым. Он просто не хотел больше впутываться в материальные привязанности. У него был разум. Но мы не хотим ничего понять и не хотим исправиться. Мы видим кругом страдания, но думаем, что найдем решение. Однажды его попросили нести паланкин царя. Другие носильщики хотели, чтобы он шел быстрее. Но Джада Бхарата не делал и шага, не убедившись, что впереди на расстоянии трех шагов нет ни одного насекомого. Поэтому паланкин двигался медленно. Царь очень разгневался, а все носильщики стали указывать на Джаду Бхарату. Царь начал его ругать, и Джада Бхарата слушал все это. Затем он начал отвечать, и царь понял, что этот человек — осознавшая себя душа.
Человека можно понять по его речи. Некоторые трансценденталисты дают обет молчания. Однажды я был с Шрилой Прабхупадой на Курукшетре по случаю солнечного затмения, и там был один человек, который четырнадцать лет молчал. На Шрилу Прабхупаду это не произвело никакого впечатления. Он сказал: "Кришна дал язык, чтобы им пользоваться. Поэтому нужно пользоваться языком, ушами, а не затыкать их".
И царь понял, что он совершил жуткую ошибку, принес ему свои поклоны и стал его учеником. Однажды Джада Бхарата охранял рисовое поле по поручению мачехи, и его похитили разбойники, чтобы предложить в жертву богине Кали. Они хотели, чтобы у их гуру родился сын. Это демонический образ поклонения. Разбойники омыли его и сделали массаж. Джада Бхарата не беспокоился, он был в своей медитации. Но из божества богини Кали вышла сама богиня и убила всех разбойников. Несмотря на то, что Бхарату хотели убить, его ум был сосредоточен на лотосных стопах Господа.
Бхишмадева был великим воином и получил благословение самому выбирать свой момент смерти. После воцарения на престол Махараджи Йудхиштхиры Бхишма чувствовал себя очень удовлетворенным и решил уйти. Когда он готовился к уходу, появился Господь Кришна вместе с Пандавами, полубогами и мудрецами. Господь попросил Йудхиштхиру спросить у Бхишмы об обязанностях цивилизованного человека. Точно так же, как преданный стремится прославлять своего Господа, Господь стремится прославить Своего преданного. Несмотря на то, что все тело Бхишмы было пронизано стрелами, и он сам лежал на ложе из стрел, он дал Махарадже Йудхиштхире очень важные наставления, которые вошли на страницы "Шримад-Бхагаватам". По милости Кришны Бхишма смог оставить свое тело, медитируя на лотосные стопы Кришны, поскольку Он лично присутствовал там. Я не уверен, что большинству из нас повезет так же, как и Бхишме, ведь он — вечный спутник Господа, и он всегда старался прославить Господа. Бхишмадева хотел показать всему миру, что для Кришны Его преданный дороже, чем его собственное слово. Однажды Бхишма так доблестно сражался, что жизнь Арджуны была в опасности.