В сегодняшнем стихе Сома дает очень важное наставление. Он говорит: "Не следует сжигать эти несчастные деревья, потому что ваш долг — оберегать все, что живет на вашей земле. Ведь вы должны заботиться о благосостоянии своих подопечных и выступать в роли их покровителей и защитников". Обычно люди думают, что праджи, подданные, — это только население. Они даже не считают праджами тех, кто находится в лоне матери. Материалистам известно искусство манипуляции статистикой. Они пытаются доказать, что увеличивается продолжительность жизни людей. Они считают жителями только тех, кто уже вышел из чрева матери. Но если принять в расчет продолжительность жизни тех людей, которые были убиты в лоне матери, то продолжительность жизни людей уменьшается. Но материалисты не принимают это в расчет, они не верят в то, что жизнь начинается в утробе матери. Итак, в соответствии с "Шримад-Бхагаватам", отец и мать являются естественными покровителями детей. Веко защищает глаз. Муж защищает жену. Домохозяева защищают и поддерживают нищих и монахов. Аналогично, царь — покровитель всех живых существ, включая животных и растения. Царь обязан их защищать и опекать. Много лет назад я читал научный отчет, где говорилось, что у деревьев также существуют средства общения друг с другом. Когда на деревья нападают насекомые, то они источают определенный запах, который переносится к другим деревьям, и те узнают о надвигающейся опасности. Это свидетельствует о том, что даже у деревьев присутствуют признаки сознание. Ни одно живое существо не должно быть убито без крайней необходимости.
Когда царь Парикшит взошел на трон, он путешествовал по своему царству. Парикшит еще в лоне матери был защищен Господом от брахмастры Ашваттхамы. Поэтому когда он встречал кого-то, то он думал: "Похож ли этот человек на того, кого я видел в лоне матери?" Однажды он увидел, как низкий человек в царских одеждах бьет корову и быка. Царь решил остановить его. Сейчас у животных и коров практически нет никакой защиты. Правительство не способно даже признать, что защита коров — это его обязанность. Но корову Веды считают одной из наших семи матерей. В шастрах описано, что у каждого есть семь матерей: родная мать, жена гуру, жена царя, жена брахмана, кормилица, мать-Земля и корова, которая дает молоко, помогающее нам расти и развиваться. Общество, которое не защищает коров, по определению демоническое. Люди даже не понимают, каким огромным грехом является убийство коров. Тот, кто ест мясо коров, тот, кто убивает коров, кто помогает в этом, должен будет страдать столько тысяч лет, сколько волосков на теле этой коровы. А их более ста тысяч. Какой это грех! Мясоедение является основной причиной страшных заболеваний. Но люди настолько привязаны к мясоедению, что, несмотря на предупреждения, все равно занимаются этим. Иногда мясоеды говорят: "А вы едите растения, а они ведь тоже живые. Так что, какая разница: есть растения или животных?" Но мы не просто вегетарианцы, а едим только кришна-прасад. Конечно, вегетарианство в тысячу раз лучше, чем мясоедение. Но самый высший уровень — это есть
только кришна-прасад, освященную пищу. В "Бхагавад-гите" Кришна говорит: "Если вы едите пищу, не предложенную Мне, вы едите грех". Поэтому мы едим только кришна-прасад и вдохновляем к этому других. Кришна говорит: "Предложи Мне с любовью и преданностью цветок, листок, плод или воду, и Я приму их".
Итак, в этом стихе говорится об идеальном царе, который считает себя представителем Верховного Господа и который заботится о благе всех живых существ, находящихся под его опекой. В "Шримад-Бхагаватам" очень ясно говорится об ответственности, которая возложена на главу государства. В Пятой песне "Шримад-Бхагаватам" мы читали описания адских планет. Иногда люди падают в обморок, услышав о наказаниях грешников. Но также там говорится, что если человек занимает ответственный пост и при этом не способствует духовному развитию своих подданных, то он также будет подвергнут наказанию.