Таким образом, девятигранный метод: шраванам, киртанам... был впервые объяснен Прахладе Нарадой Муни. Позже Чайтанья Махапрабху преподал его Санатане Госвами. Хотя Чайтанья Махапрабху — Бог, Он явился как Свой преданный.
Когда Чайтанья Махапрабху проповедовал, то Он часто цитировал "Бхагавад-гиту" и "Шримад-Бхагаватам". "Чайтанья-Чаритамрита" полна цитат из "Бхагавад-гиты" и "Шримад-Бхагаватам". Чайтанья Махапрабху объяснил, что получив семя преданного служения, человеку следует его поливать, чтобы оно проросло.
Каждый из нас может вспомнить, как он пришел в сознание Кришны. Кто-то через книги, кого-то привели... Мы начали повторять мантру и наше семя преданного служения выросло в дерево. Повторение святого имени важная составляющая духовного продвижения. Господь Чайтанья подчеркнул важность этого в наставлениях Санатане Госвами.
Далее Господь Чайтанья указал на важность общения с преданными. "Общайтесь с духовными личностями". Нарада Муни объяснил Дхруве Махарадже, что может быть три варианта общения. Первый - это общение с более продвинутыми личностями, второе общение с равными, а третий с менее продвинутыми. Если у преданного есть возможность общаться с более продвинутыми, то нужно радоваться этому. С теми, кто находится на таком же духовном уровне, нужно заводить дружбу. И к менее продвинутым следует проявлять сострадание. В материальной жизни мы завидуем более продвинутому. А перед равным стремимся похвастаться, что мы лучше, чем он. Менее продвинутому же грубим.
В "Шримад-Бхагаватам” приводится пример павлинов, которые танцуют в экстазе, когда в сезон дождя на горизонте впервые появляется дождевое облако. Аналогично, когда кому-то выпадает удача общаться с более продвинутым преданным, он очень этому рад. Потому что ему предоставляется возможность услышать философию, которая поможет ему духовно продвигаться. Ученик должен задавать вопросы гypy.
Вьясадева спросил у своего гуру Нарады Муни о том. как тот получил такое возвышенное рождение. Нарада ответил, что в предыдущей жизни он был единственным сыном своей мамы и ей повезло быть в услужении великих мудрецов. Обычно великие мудрецы постоянно путешествуют. Но на 4 месяца сезона дождей они прекращают свои странствия, живут в одном месте, повторяют мантру, читают книги. Его мать была служанкой и том месте, где жили мудрецы. Нараде Муни выпала возможность почитать остатки трапезы мудрецов и слушать их. Просто вкушая крохи с их стола и слушая их беседы, он настолько продвинулся, что впоследствии, когда его маму укусила змея, он не впал в отчаяние из-за этого, а наоборот, еще больше положился на Господа и начал странствовать по местам паломничества. Таким образом, Нарада извлек благо из общения с великими мудрецами в своем предыдущем рождении. Соприкасаясь с более продвинутым преданным, мы получаем возможность разнить любовь к Богу.
С равно продвинутым мы дружим. Мы должны дружить с другими вайшнавами. В "Нектаре наставлений" есть стих, в котором говорится, что между преданными должно быть шесть видов рас. Давать дары и принимать дары, поверять свои сокровенные мысли более продвинутому вайшнаву и получать от него наставления, угощать прасадом и принимать Прасад. В комментарии Шрила Прабхупада говорит, что ИСККОН был основан, чтобы создать условия для общения между преданными. Необходимо создавать условия для развития этих шести рас или шести видов взаимоотношений.
Что вы можете подарить другим? Дарите знания. Вайшнавы дарят знания, например, распространяют книги Шрилы Прабхупады. Это - самая высшая благотворительность, которой можно заниматься. Поэтому дарите трансцендентное знание каждому без разбора.